Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
статья (2 класс) на тему
Развитие речи - канал развития интеллекта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок чтения. 2 класс. Программа «Школа России»
Литературное чтение. 2008 год
Тема урока: «Обобщение по детским журналам»
Нетрадиционная форма урока – творческая игра.
Цели урока:
1.Формировать у учащихся умение ориентироваться в современной детской периодике, учить анализировать журналы, умение работать с разными источниками знаний;
2. Развивать у учащихся кругозор, расширять словарный запас и понятийный аппарат, монологическую речь, творческие способности, повышать уровень мотивации
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, продолжить работу над формированием учебного сообщества, воспитывать интерес к чтению детских журналов.
Предварительная работа:
1. Организовать работу в группах по исследованию структуры журнала по своей теме:
1 группа «Кошки-мышки»
2 группа «Лучшие друзья»
3 группа «Неразлучные друзья»
4 группа «Звездочёт»
2. Рассказать о журнале по плану
3. Создать свой номер журнала по теме
Оборудование:
1.Детские журналы.
2.Словарь Ожегова.
3.Презентации учащихся
4.Видеоклип о работе в издательстве и типографии.
5.Система электронного голосования
Ход урока:
- Приветствие учащихся.
- Метод «Классификации». Ученики из выставки журналов выделяют книгу как лишний предмет. Аргументируют, проводят сравнение между книгой и журналом. Сами формулируют тему урока. Слайд1.
- Метод «Знаю-Хочу узнать-Узнал». Заполняют первые две графы таблицы Слайд 2.
- Представление групп-журналов по плану: Название; Авторы; Рубрики; Направление.
- Презентация о любимом журнале (ученик дом. задание)
- Вопросы учащихся к выступившему ученику.
- Видеоклип о работе издательства и типографии. Вопросы к видео:
- Люди каких специальностей работают в редакции?
- Какой вам показалась работа над созданием газет и журналов?
- – Представим, что наш класс – это тоже маленькая редакция, где, как один организм, работают все участники. Вы получаете задание по командам.
А) Писатели. Сочинить историю по названию и данному началу «Почему у Луны нет платья?»
Б) Журналисты. Составляют рассказ по рассыпанным фрагментам.
В) Художники. Раскрашивают заготовки и подписывают рисунки.
Г) Актёры. Звуковой файл. Выразительное чтение стихотворения по ролям
- Составление синквейна по тексту к герою Луне.
Луна
Непостоянная, яркая
Увеличивается, уменьшается, исчезает
Не может иметь наряд
Месяц.
- Проверочный тест с помощью электронного голосования:
- Какой из этих журналов не является детским?
а) «Ёж» в) «Колобок»
б) «Чиж» г) «Здоровье»
2.Как расшифровывается название журнала «Ёж»?
а) «Ежедневный журнал» в) «Единственный журнал»
б) «Ежемесячный журнал» г) «Единый журнал»
- Какое стихотворение Д.Хармс и С. Маршак Написали вместе?
а) «Весёлые чижи» в) «Что это было?»
б) «Игра» г) «Весёлый старичок»
- Кто автор стихотворения «Учёный Петя»?
а) Д.Хармс в) А.Введенский
б) С.Маршак г) Ю.Владимиров
- Найдите правильное значение слова «кочерёжка»
а) кочерыжка в) кочерга
б) кочка г) загнутая палка
- Итог урока. Что узнали. Возврат к таблице З-ХЗ-У.
- Домашнее задание составить синквейн к понятию журнал
- Рефлексия. Самооценка и взаимооценка.
- Оценивание.
Предварительный просмотр:
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Учитель Щёкина Марианна Георгиевна
Развитие речи – важная задача обучения родному языку.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию учебного навыка чтению и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие личности. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.
В методическом указании к школьной программе отмечается ведущая роль развития речи в обучении родному языку. «Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной (конкретной) речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах».*
Обучению общению (в том числе культуре общения, речевому этикету), имеющему большое значение для интеллектуального, общего и речевого развития ребёнка, в программе отводится значительное место. Ведение систематически усложняющихся коммуникативных ситуаций позволяет детям самостоятельно выделять цели общения и находить им адекватные средства общения.
Коммуникативно-деятельностный подход к обучению родному языку предопределяет главный путь учебного процесса – формирование в психике обучаемого коммуникативной компетенции, которая в реальных жизненных ситуациях. Так, психолингвист А. А. Леонтьев отмечает: «Общение между людьми требует владения следующими умениями:
- умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
- уметь правильно спланировать связную речь, определить ее содержание;
- найти адекватные средства для передачи этого содержания;
- уметь обеспечить обратную связь в процессе общения.
И, если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться желаемых результатов общения»*
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
П е р в о е т р е б о в а н и е – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Содержание для бесед, для рассказов , письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания – вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой (чем уже тем, тем полнее может быть открыто ее содержание)
В т о р о е т р е б о в а н е – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем пишет ученик, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз.
Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи, изображаемому предмету. Точность требует богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи это умение яркое, убедительное, сжато передать мысли, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактом, построением фразы, выбором слов, построение рассказа.
Ясность речи – это ее доступность для тех людей, к которым она обращена. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами.
И выразительность, и яркость речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов (так называемых слов – паразитов: ну, значит, понимаешь, короче говоря и прочие), грубых просторечных слов и выражений.
Все эти требования применимы к речи младших школьников.
В развитии речи выделяются четыре направления:
- Работа над словом,
- Работа над словосочетанием,
- Работа над предложением,
- Работа над тексом.
Все эти направления развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: лексическая работа дает материал для предложений, для связного рассказа; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.
Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначают конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромный словарным запасом. Так «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах, изданный Академией наук СССР, содержит свыше 120 тысяч слов. Это обещупотребительная лексика литературного языка. Но в этот словарь не вошли десятки тысяч диалектных и просторечных слов, которыми люди пользуются в быту, сотни тысяч технических терминов и профессиональных слов, сотни тысяч названий городов, деревень, рек и ручьев, гор и лесов, других географических объектов, а также имен, фамилий и прозвищ людей, кличек животных.
Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение.
Особенность словарной работы в школе (как и многих других видов работ по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, с изобразительным искусством, со спортом и т.д. По разным данным, дети шести-семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5 - 8 новыми словами. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения и грамматики. Следовательно, для нормального обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3 - 4 новыми словами и значениями, а также работу над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональными окрасками, сочетаемостью и особенностями употребления – еще 5 – 6 слов.
Важно, чтобы условие новых слов проходило не стихийно, что бы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов.
Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 4 направления:
- Во - первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;
- Во - вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
- В - третьих, активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение употребления в том или ином случае.
- В - четвертых, устранение нелитературных слов, употребление иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, рекомендованных для чтения на уроках, в учебниках, русского языка, «Познание мира», а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Учебные книги играют особенно важную роль: они составлены так, что бы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику. В учебных книгах представлены оригинальные тексты произведений Л. Толстого, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Чехова, С. Есенина, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Маршака и многих других мастеров слова. Это огромное достоинство нашей системы обучения: школьники усваивают русский язык на подлинных высокохудожественных образцах.
В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом.
Самый простой способ – то показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так, в рассказе В. Бианка «Колхозный календарь» таким способом объясняются названия: иссиня – черные грачи, серые вороны, пестрые дятлы.
Детям показывают чучела этих птиц, картинки с их изображением, но лучше всего наблюдать живых птиц на воле. «Озимые хлеба поднялись уже от земли на добрую четверть». Слово четверть в данном контрасте объясняется показом этой высоты и закрепляется показом рисунка или иллюстраций. При этом для объяснений имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действия.
Способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение. Так, слово корысть дети объясняют синонимами: выгода, материальная польза; очи – глаза; нарекся – назвался; полон – плен и так далее. Но иногда замена нового слова синонимом обедняет речь учащихся. Чтобы этого не произошло, рекомендуется обращать внимание детей на высокую выразительность, яркость, образность слов и оборотов речи в художественном произведении, а также сравнивать: «Какие слова выразительнее, ярче – ваши или авторские? Почему?» Хотя в классических произведениях много устаревших слов, требовать от детей их использования в своей речи не следует, а только для более точного пересказа оригинального текса. А вот следующие примеры активизируют лексикон детей: распутица – бездорожье; половодье – разлив; лиловый – фиолетовый; робкий – несмелый, пугливый; податливый- покладистый, сговорчивый; почитать – уважать, ценить.
Иногда для разъяснения значения слова можно использовать его антоним, если последний детям уже знаком. Так, слово тусклый становится понятным, если ему противопоставить слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте.
Нередко содержание слова раскрывается способом логического определения, то есть подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных, названия машин и т.п. Таким способом объясняются в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» слова аршин, сажень.
Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложения. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например, слово снасть понятно из предложения: Отправился на озеро сматривать рыболовную снасть; ходики – на стене тикают ходики и т.п. Желательно, чтобы такие новые слова включались в предложения самыми учащимися – теми, кто эти слова понимает.
Многие сова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Этот прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его законов и способствует усвоению орфографии. Поет зима, аукает: от какого слова образовано слово аукает? От слова Ау – так кричат в лесу.
Работа над изобразительными средствами языка
художественных произведений.
Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, она оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе с тропами: сравнением, эпитетом, метафорой, гиперболой, антитезой, риторическими обращениями, восклицаниями. Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка.
Простейший вид тропа – сравнение. Оно встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется. Так, дети читают стихотворение С. Есенина « Пороша», в котором встречаются с таким видом сравнения:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Что бы вызвать воображении учащихся картины, образы, предлагаются, например,, такие задания: «Какие картины вы представляете себе, читая это стихотворение? Как вы понимаете строки: заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна? О каком невидимке идет речь? Какой нарисована сосна? С кем она сравнивается? Что за белая косынка, которой подвязана сосна?»
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер» очень ярко выражен этот вид тропов. Учитель спрашивает: » С помощью каких сравнений автор дает нам возможность услышать звуки зимней бури?»
…то, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
Во всяком художественном сравнении всегда есть субъективный элемент. Работа над сравнениями, как и над другими тропами не должна навязываться детям. Каждое их сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в создании учащихся из потребности выразить, передать яркую, впечатляющую картину.
Эпитет – это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автора. Так, учащиеся 3 класса читают стихотворение С. Васильева «Россия»:
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы.
Верха пылающих рябин.
Прозрачный звон – это подлинно поэтический образ, характеризующий своеобразную тишину и простор русской равнины. Пылающие рябины – это начало осени, яркие красные грозди в зелени лесов. Эпитеты создают яркую, запоминающуюся картину. Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов.
Чаще всего эпитет – прилагательное, но он может быть выражен именем существительным:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима. ( А. С. Пушкин.)
Или наречием:
По дороге зимней, скучной,
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит. ( А. С. Пушкин.)
Не следует любое определение считать эпитетом. Так, в последнем примере определение зимней эпитетом не является: оно просто обозначает время года и не несет в себе скрытого, образного, иносказательного значения. Следующие за ним определение скучной – эпитет, так как в прямом значении это слово может быть применено лишь к живому существу, к человеку, для характеристики его настроения.
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. В стихотворении С. Есенина «Береза» дети встречаются с такими эпитетами: на пушистых ветках, сонная тишина, золотой огонь. Первоклассники говорят: «Ветки пушистые потому, что она в инее, в снегу. Сонная тишина потому, что очень тихо кругом, как будто все спит. А когда поднялось солнце, то снежинки заблестели. Она как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста.
Во втором и третьем класса проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо им знакомом предмете, например: О вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Третьеклассники подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок ласковый, мягкий, нежный.
Выбор определенный сам по себе полезен, так как развивает наблюдательность, образное мышление.
Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному в ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила…
Черемуха, будто девушка, завила свои ветки…Ручей поет черемухе песню…Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы. И черемуха, и ручей воспринимаются читателем как живые действующие лица, они живут подобно людям.
На метафорах строятся многие русские народные загадки:
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна).
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными реальными признаками, что и помогает отгадывать.
Метафорой может быть одно слово и целая картина. Наиболее развернутая метафора – это аллегория, такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык – имеют не прямое, а иносказательно значение. Такова, например, аллегория в сказках, в баснях, где действуют обычно животные.
Первоклассникам задается загадка: Черные птички на каждой страничке. Здесь метафора – целая картина. Дети могут ее представить, но в словесных объяснениях не редко испытывают трудности. Учитель задает вопросы: « Почему в загадке сказано: черные птички? Разве на страничках сидят птички?» ( «Нет, говорит первоклассник, - это буквы») «Почему же в загадке их назвали птичками?» - спрашивает учитель. («Они похожи на птичек, их много») По аналогии с этой загадкой первоклассники придумывают свои загадки и загадывают их в классе.
Загадки, составленные самими детьми, нередко очень интересны: «Впереди идет жук, а за ним жучата». ( Строчка в книге.) « На широкой дороге светлячки сидят».(ночное небо). Все эти загадки опираются на метафоры.
Перед учащимися начальных классов следует часто ставить вопрос: «Почему писатель сказал именно так?» Это поможет детям почувствовать эмоциональные оттенки, которыми окрашена метафора.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчинятся системе развития мышления и речи.
Обобщая сказанное, назову основные приемы работы над образными средствами языка:
1. Обнаружение в тексте образных слов;
2. Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самыми учащимися или указанных учителем;
3.иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
4. Использование проанализированных и понятных образов в сочинении или изложении;
5. Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных тексов;
6. Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т.п.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок.
Этим же целям служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова, многозначность слов; упражнения на их употребления в речи.
СИНОНИМЫ.
Основной задачей словарной работы в начальных классах является обогащение активного словаря детей. В этом смысле значения синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М. Р. Львов справедливо отмечает, что, «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя».* Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова.
Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей речи. Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н. С. Рождественский. Он писал : «Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями».*
М. С. Львов отмечает, что «имена прилагательные в речи младших школьников занимают незначительное место, но их использование от класса к классу быстро растет: в первом классе – не более 2%, в третьем – 6% всего числа словоупотреблений, в пятом – до 10% и в последующих – до – 12%»*.. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к прилагательному глупый дано 37 синонимов, к глаголу сказать – 30, к существительному лицо – 16, к наречию всегда – 35 синонимов и синонимических поворотов речи. Конечно, не все эти синонимы должны быть усвоены учащимися начальных классов.
Синонимы различаются по эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам употребления, а также выражают различные оттенки понятия: сказать – произнести, поговорить, выговорить, молвить, вымолвить, извлечь.
Для работы над синонимами не обязательно искать в тексте группу можно подыскивать синонимы самостоятельно. Такой вид упражнений высокоэффективен, так как повышает познавательную активность школьников.
Упражнения синонимами проводятся не только на уроках чтения, но и русского языка при изучении грамматических тем, а иногда при уроках природоведения, рисования труда.
« У НАС БОЛЬШОЙ ДВОР. ПРАВДА, В ДЕТСВЕ ОН КАЗАЛСЯ ОГРОМНЫМ, НО СЕЙЧАС Я ВЫРОС - И ТО, ЧТО В ДЕСТВЕ КАЗАЛОСЬ ГРОМАДНЫМ, СТАЛО ПРОСТО КРУПНЫМ, А ТО, ЧТО КАЗАЛОСЬ БОЛЬШИМ, СТАЛО ОБЫКНОВЕННЫМ.
Без синонимов наша речь была бы бедной, некрасивой. Смешно было бы одним словом лошадь обозначить гордого коня, и быстрого, горячего жеребца, и дряхлую кобылу, и веселую лошадку.
Работу над синонимами можно оформить в виде таблице:
Синонимы | Общее лексическое | Конкретное лексическое значение слов входящих в синонимический ряд |
Метель | ПАДАНИЕ СНЕГА В | Обильное падание снега при ветре. |
Хотя программа предполагает работу по теории речи – знать роль синонимов в речи, уметь ими пользоваться в процессе общения, в учебнике «Русский язык» (2 класс) недостаточно использованы возможности для развития речи детей. Например, упражнение 399 имеет задание: «Прочтите. Разберите по членам предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны».
ЖАВОРОНОК
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В. Жуковский.)
Можно усложнить задание, которое в больше степени будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значение прилагательных, объяснить детям, что автор использовал именно эти прилагательные, чтобы передать в стихотворении красоту родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать удачность авторского выбора:
темный лес - …
тонкий пар - …
раннюю песню - …
звонкий жаворонок - …
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: легкий, изящный, сумрачный, мрачный, сребристый, голосистый, первый, весенний.
Приведу основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка.
А) Выбор и группировка слов близких по значению.
Задание состоит в том, чтобы из данного списка выбрать 2 группы близких по смыслу глаголов, иногда дается 1-2 лишних слова. Например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. В зависимости от уровня подготовленности детей упражнение может облегчаться или усложняться.
Б) Расположение синонимов по возрастанию или убывающей степени какого-то признака.
Школьникам дается группа синонимов: огромный, гигантский, большой, исполинский, маленький, крохотный.
В) Подбор к данному слову.
Задание на подбор слов близких по значению могут сопровождать почти все упражнения ученика. Для того чтобы дети запомнили правописание наиболее часто употребляемых прилагательных с непроизносимой согласной, можно предложить задание такого типа: «Подбери прилагательные, близкие по смыслу данным, чтобы в них была непроизносимая гласная»;
Красивый- прелестный, большой-гигантский, удачливый-счастливый, знаменитый-известный, жестокий-безжалостный, печальный-безрадостный.
Г) Замена синонимов в предложении.
Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Я читала интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Мальчик споткнулся и упал ( растянулся, шлепнулся).
Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу или письменному сочинению.
Д) Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
Небо (закрыло, заволокло) тучами. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.
Дети обосновывают выбор синонима, например: «Лучше всего сказать Небо заволокло тучами, потому что закрыло – это действие мгновенное.
Е) Определить, одно ли то же обозначают слова синонимы.
«Бураны, вьюги и метели – как много с ними канители,
Как много шума, толкотни, как надоели мне они!» -
Так проворчал мороз угрюмый, и речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла середина, и наступила тишина.
(В. Берестов)
Антонимы.
Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в 1 классе и, усложняясь, приводится постоянно главным образом в связи с читателями текстами и некоторыми грамматическими темами. Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя, слушателя. Не случайно так часто антонимы используются в пословицах (Земелька черная, а хлеб родит; Человек от лени более, а от труда здоровеет), а народные сказки, как правило, построены на противопоставлении добра и зла, красоты и безобразия, любви и ненависти, правды и лжи.
Постепенно от чтения, интонирования и объяснения значения антонимов школьники переходят к объяснению их выразительной роли в художественном произведении. Много антонимов в рассказе Л. Толстого «Лебеди…» : « Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли; Они летели день и ночь; Впереди старые, сильные, лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее; Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его». В данном случае композиции рассказа нет контраста, но частые употребления антонимов придает плавность и ритмичность самому тексту.
На уроках русского языка в связи с изучением частей речи детям задаются следующие упражнения с антонимами:
А) Группировка антонимов по парам. Из данной группы слов выбрать антонимические пары: Холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, черный, старый, острый, тупой. Упражнение может быть осложнено составлением предложений с антонимами.
Б) Подбор антонимов к данным словам.
Тьма - … Зима - … Смелый - …
Твердый - … Мокрый - … Взять - …
Поднять - … Уходить - … Холодно - …
Далеко - … Направо - … День- …
В) Замены антонимов в предложении.
Данные предложения: Перестроенные предложения:
1. Наступила холодная зима. Наступило жаркое лето.
2. Зимой рано смеркается. Зимой поздно рассветает.
3. Заяц бегает быстро. Черепаха ходит медленно.
Г)Дополнение начатого предложения антонимами.
В поле холодно, а в доме…(тепло).
Летом дни увеличиваются, зимой же…(уменьшаются).
Лучше знать мало, но хорошо, чем…
За маленьким погнался…
Каждый ученик может дать собственное предложение, внести творческие дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.
Д) Подбор антонимов к многозначным словам.
Учащиеся начальных классов с самых первых шагов обучения встречаются с многозначностью слова. Так, уже на 78 странице «Родничка» дано 4 значения слова земля: Земля- планета, земля- суша( антоним вода), земля- почва, родная земля- Родина( антоним – чужбина).
Многозначность слов обнаруживается в словосочетаниях. Учащиеся должны подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями, например:
Свежий хлеб- …(черствый хлеб)
Свежий ветер - …(теплый ветер)
Свежие яблоки - …(сушеные яблоки)
Старый дом - …( новый дом)
Старый человек- …( молодой человек)
Основная цель упражнения с антонимами – использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценок речевого развития школьников.
МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от иносказания, от переносного значения слов. В «Родничке» даются три текста: « Язык», «Звезда» и «Земля». Приводятся четыре значения слова язык: я показал язык доктору, иностранный язык, язык колокола и языки пламени, а также четыре значения слова звезда: звезда на небе, звезда экрана, украшение и отличительный знак.
В текстах книг для чтения встречаются немало многозначных слов : огонь- пламя и огонь – свет, еще огонь – стрельба на войне; свет- мир ( мы объехали весь свет), свет – знания(ученье – свет…) и свет солнца; хлеб- на столе хлеб и в поле хлеб, на корню (началась косовица хлебов); лапы лисьи и лапы еловые и множество других. Анализируя слова из прочитанного текста, школьники разграничивают их значения, и составляют с каждым значением словосочетания предложения. Это основная форма над многозначными словами.
Но школьникам могут быть предложены, кроме того, и специальные упражнения на многозначность слов.
1. Прочитайте рассказ ( стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают ?
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь ЗОЛОТАЯ?
А в ответ колоски шелестят:
ЗОЛОТЫЕ руки растят.
(Е. Серова)
2.Подберите сами такие слова, которые имели бы по два (три, четыре) значения. Объясните эти значения, составьте предложения с каждым значением.
3. Что означает слова: мир, полотно, ракета, высота, месяц? Какие значения этих слов вы знаете? Составьте предложения с каждым значением.
4. Назовите данными ( выделенными) словами другие предметы: Ножка ребенка( ножка стула); язычок ребенка ( язычок пламени у свечи); кузнец бьет молотом по железу( током бьет; вода бьет фонтаном); идет мальчик(…дождь;…время).
5. Сравните значения словосочетаний: идут часы - идут дети - идет строительство. Стоят часы - стоят солдаты. Общая тетрадь – общие игрушки. Надел шапку – шапка снега на елке.
6. Подбери к каждому значению слова сырой близкие по значению слова:
Влажный, мокрый( например, песок после дождя)
СЫРОЙ
Незрелый( например, картофель)
7. Подбери противоположные по смыслу слова к каждому значению:
Сухой черствый
СЫРОЙ СВЕЖИЙ
Зрелый теплый(ветерок)
8.Подберите к каждому существительному по одному глаголу, обозначающему действие в переносном значении:
Тропинка - …(повела), село - …(проснулось)
заяц - …, дом - …,
погода - …, зима - …,
От многозначности школьники переходят к омонимам, которые обычно даются в игровых материалах, в замечательных примерах:
Не хочешь косой косить косой, говорит: «Коса коса» (скороговорка)
Он купил ириску, решил ее не есть.
Но не как не съесть ириску, когда ириска есть?
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной. ( Д. Лукин)
Попробуйте ответить на следующие шуточные вопросы:
-Какую строчку не сможет прочитать ни один ученый?
(Строчку, пришитую на машинке)
-Каким ключом нельзя открыть замок?
(Ключом – источником, музыкальным знаком)
-Любую ли овсянку можно есть?
(Птицу овсянку – нет)
-Какой повод нельзя набросить на лошадь?
(Предлог, причину не накинешь)
Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания рассказа. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выделяются в контексте.
Особенность словарной работы состоит еще в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения ее детьми.
Все приведенные приемы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
Главное, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для развития мышления.
Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче, легче и полнее будут усваиваться знания».
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Москва, Просвещение, 1975г.
2.Львов М.Р. Развитие речи младших школьников. Москва, 1972г.
3.Жинкин Н.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. Москва, 1972г.
4.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. Москва, Просвещение, 1966г.
5.Леонтьев А.А. Психология общения. Москва, 1974г.
6.Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Москва, 1996г.
7.Речь. Речь. Речь. Книга для учителей начальных классов по развитию речи учащихся. Под редакцией Т.А. Ладыженской. Москва, 1983г.
8.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва, Просвещение, 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......
Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения
Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...
виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения
доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...
Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...
Лексическая работа на уроках русского языка. развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах.
Презентация дает представление о работе учителя по теме "Лексическая работа на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в условиях ФГОС в начальных классах."...
Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.
В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....
Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения
laquo;Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентно...