В мире фразеологизмов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Громова Ирина Ивановна

На уроке дети получат возможность расширить свои знания о фраззеологизмах, как источниках яркости и мудрости родного русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_frazeologizmov.docx280.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г. Павлово.

Урока родного  языка (русского).

2 класс

Раздел  программы: «Язык в действии»

Тема: «В  мире  фразеологизмов».

Тип урока: урок открытия нового знания. 

Разработала: Громова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Цель: Знакомство с  русскими фразеологизмами,  как источником   яркости  и  выразительности   родного   языка.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся в изучении родного языка (русского);
  •  определять лексическое значение фразеологизмов, как достояния мудрости русского народа;
  • использовать фразеологизмы для толкования жизненных ситуаций, как средства выразительности устной и письменной речи.

Развивающие:

  • развивать речевую и мыслительную деятельность обучающихся;
  • развивать  стремление к глубокому познанию родного русского языка;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся для совместной учебной деятельности.

 Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к изобразительно-выразительным средствам родного языка;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку, как  к наследию  наших предков.

Оборудование.

Интерактивная доска, презентация, школьный фразеологический словарь, технологические карты, веер цифр, учебник, смайлик для самооценки «улыбка».

Этапы урока и их продолжительность.

1.Организационный  момент.

2 мин.

2. Актуализация  знаний.

6 мин.

3. Открытие  нового знания

 10 мин.

4. Физкультминутка.

3 мин.

5. Первичное  закрепление.

8  мин.

6. Самостоятельная  работа

7 мин.

7. Итог  урока.

 2 мин.

8.Рефлексия  и домашнее задание.

2 мин.

Итого:40

Ход  урока.

Этапы урока

Обоснование

1.Организационный момент.

Учитель:

- Ребята,  я желаю вам  творческого настроения  сегодня на   уроке родного языка!

Звучат слова:

Долгожданный дан звонок –

начинается урок!

Светит солнышко в окно

А нам  и море по колено,

Да   и горы по плечо!

Дети:  

Выбирают и показывают  своё настроение

  « Смайлик -  улыбка».

Учитель:

 Какова же наша   цель?

Дети:

Нужно объяснить необычные выражения  «море по колено» « горы по плечо»

Учитель:

Да, наш родной русский язык очень богат  устойчивыми выражениями - фразеологизмами, которые выражают  накопленную веками народную мудрость?

Учитель проводит  психологический настрой обучающихся, оценивает настроение в начале урока с помощью приёма

« Отсроченная отгадка», создает  ситуацию уверенности детей в том, что у них всё получится.

2.Актуализация знаний.

Учитель:

Работаем  в группах ( Приложение 1)

1 группа

Заяц зайцу говорит:

Мне бы волчий аппетит

В аппетите мало толку,

Нам бы зубы, как у волка.

2 группа

Жил-был гусак «большой чудак».
Он задирался просто так. Но вдруг гусак

Попал впросак,

Он напоролся на собак.
3 группа

Ежата – детки хоть куда,
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда,
В ежовых рукавицах

Дети:   Отчёт из нашей группы.

Наш  фразеологизм:

1 группа

В жизненной ситуации человек  использует этот  фразеологизм, когда очень сильно проголодался.

2 группа

В жизненной ситуации человек  использует этот  фразеологизм, когда он что-то сделал с ошибкой.

3 группа

В жизненной ситуации человек  использует этот  фразеологизм, когда его очень сильно контролируют.

Дети читают

1 слайд презентации.

Фразеологизм-  это устойчивое выражение с самостоятельным  значением.

С.И. Ожегов.

Деятельностный метод обучения.  Создаются  условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

   Обучающиеся  используют  технологическую  карту, как способ  решения  учебной задачи.

Организация работы в группах,  как актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

Развитие логического мышления на основе приёмов сравнения и обобщения с помощью приёма«Мини – исследование».

3.Открытие нового знания.

Учитель:

3.1 Фразеологическая игра  «Меткие стрелы»

(Приложение 2).

Проверка с помощью веера цифр:

2 слайд презентации.

1. Из сказок

2. Из профессий и древних ремёсел.

3. Из старинной жизни и  быта.

Учитель:

Есть фразеологизмы, которые пришли в русский язык из других языков. Например убить время( из французского),вот, где собака зарыта ( из немецкого).

 

3.2 Фразеологический блиц -  турнир. Учитель:Поговорим  о смысловой стороне фразеологизмов.

3-6 слайды  презентации

Дифференцированная  работа в группах.

7 слайд презентации

На экране 10 фразеологизмов с разными значениями.

1 группа: Обозначить  фразеологизмы со значением «бездельничать». Объясни  его значение.  Сравни свое объяснение  по  школьному словарю фразеологизмов.

 2-ой  Обозначить  фразеологизмы со значением «обманывать. Подберите фразеологизм   синоним  изупр. 11 с.95 учебника «Русский родной одной язык» 2 класс.

 3-ий – Обозначить  фразеологизмы со значением«быстро».  Придумай  жизненную ситуацию, когда можно использовать этот фразеологизм(по выбору)

  • Сломя  голову
  •  Сложа руки
  • Во все лопатки
  • Водить за нос
  • Втирать очки
  • Бить баклуши
  • Во весь дух
  • Вводить в заблуждение
  • Со всех ног
  • Высунув язык

Учитель:

Какую роль фразеологизмы играют в русском языке?

Сделаем вывод. 

Дети:  

•        Часто используем фразеологизмы в  речи.

•        Они отражают смех, горечь, любовь, осуждение.

•        Они делают нашу речь более яркой и точной.

Учитель:

Молодцы, ребята!

9 слайд презентации

Метод  демонстраций используется как средство для открытия новых способов действий.

Применяется частично-поисковый метод, который помогает подбирать анализировать и систематизировать изучаемый материал с помощью материалов презентации к уроку, разработанной учителем.

Познавательная мотивация на основе создания проблемной ситуации.

Создание  условий  для  решения учебной  задачи  по теме урока.

Дети берутся за руки в начале и в конце работы, аргументируют свою точку зрения, делают выводы.

При выполнении заданий  и последующего отчёта происходит формирование логического мышления учащихся.

Формирование   волевой  регуляции  обучающихся в ситуации затруднения.

Структурирование знаний  в процессе  отчёта - выступления всех групп.

Дифференциация по степени творчества.

Использование школьного  учебника Русский родной  язык» для 2 класса, фразеологического словаря (см. презентация).

4.Фразеологическая физкультминутка.

Учитель:

Изобразить   без слов выбранный фразеологизм.

-- Встань, как  будто аршин проглотил.

-- Проголосуй обеими руками.

-- Согнись  в  три погибели.

-- Попрыгай, как заяц.

-- Ну-ка дай задний ход.

-- Посмотри друг другу в глаза.

-- Сделай хорошую мину при плохой игре.

-- Бьём  челом.

-- Разведи  руками. Повесь  нос.

-- А теперь руки в брюки.

-- Подержи нос по ветру.

-- Намыль себе шею.

Но в ногах правды нет, займи  своё  место.

Фразеологическая физкультминутка-это подвижная ролевая игра, соответствующая теме урока.

Обучающихсятворчески подходят  к  моделированию

фигуры, активно двигаясь, укрепляя мышцы, они  часто меняют  форму своего положения.  

   Дети  демонстрирую  своё творческое решение из ряда возможных решений.

5. Первичное закрепление изученного материала.

Работа в парах

Фразеологический зоопарк.

Учитель:

Люди давно заметили, что каждое животное имеет свои особенности в повадках и манерах поведения. Например: лиса – хитрая →выражение: хитрая как лиса

Заяц – трусливый → выражение: трусливый как заяц

Карточка с заданием лежит на каждом столе:

( Приложение 3)

Самооценка (если  «да» берёмся за руки)

Оцените свою работу в паре(да-нет).

  • Работали дружно
  • Было понятно
  • Было интересно
  • Работали быстро

Метод проблемного обучения используется для первичного закрепления способов понимания значения и употребления фразеологизмов.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия  друг с другом  осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательств, слушают друг друга, осознают  ответственность  за общее дело.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Приложение 4.

Учитель:

Фразеологический  тест(по вариантам)

  • Проверь себя! См. правильные варианты ответов на интерактивной доске.
  • Покажи  степень своей успешности в самостоятельной работе  «смайликом  улыбкой».

Метод проблемного обучения используется для организации  индивидуальной самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой и самооценкой по инструкции, данной в тесте. Самостоятельное нравственно-этическое оценивание жизненной  ситуации.

Сравнение, обобщение вариантов ответов для построения верного суждения.

7.Итог урока ирефлексия.

Учитель:

Фразеологизмы  отразили  житейскую мудрость  русского народа, и мы часто ей пользуемся.

8 слайд  презентации

Фразеологическая самооценка

Выбери  для  оценки своей работы  на уроке  самый подходящий фразеологизм. Покажи с помощью « веера цифр» его порядковый номер.

Фронтальная работа.

Подведение итога урока.

 Тематическая оценка  результата деятельности

8. Домашнее задание.

Учитель:(Приложение 5)

Ребята, чтобы вы захотели после нашего урока рассказать родителям и друзьям о фразеологизмах?

Дети высказывают свои мысли.

Учитель:

За неделю до следующего урока родного русского языка  пообщайтесь  с разными людьми   на эту тему  и  предложите им   фразеологическую анкету   (Приложение 5).

Докажите им, что фразеологизмы   -  это спутники  и помощники нашей речи. Анкету можно провести в письменном виде или с помощью электронных  видов связи  ( почта

Оценка собственного понимания учебного материала через  индивидуальный выбор степени   объёма и творческого подхода к выполнению  домашнего задания.

Анкету можно провести в письменном виде(дети берут распечатанные листы)  или дистанционно

( дети получили образец  по Вайберу).

Список используемых источников.

1.        Учебник Русский родной язык» 2 класс. Москва, Просвещение 2019 год.

2.        Волина В. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык – М.: Издательство АСТ, 1997.

3.                Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 3-е изд., 2008.        

4.         Г.Александрова ''Занимательный русский язык''.

Приложение 1

Технологическая карта

Найди выделенное выражение    в стихотворении.

Объясни  слова  устно

(см. учебник с.92)

Когда так говорят?

Кому так говорят в жизненной ситуации?

Где я это слышал?

Приложение 2

Игра «Меткие стрелы»?

Определи откуда  пришёл этот  фразеологизм?

  • из сказок

  •  из профессий  и  из  древних ремёсел

  • из старинной жизни  и  быта

Два сапога пара.

И я там был, мёд-пиво пил. 

Попасться  на удочку.

У разбитого корыта.

Гол как сокол.
А воз и ныне там.

Без сучка, без задоринки

Поди  туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.

При царе Горохе.

Битый небитого везёт.

Снять стружку.

Приложение 3.

     Запиши названия  животных пропущенных  в каждом фразеологизме.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1016956/ca1a4b87-54c7-4973-bdac-3e482d5df2b2/s1200?webp=falsehttps://printonic.ru/uploads/images/2016/03/01/img_56d5867a63de5.jpghttps://img2.freepng.ru/20180629/zks/kisspng-polar-bear-brown-bear-clip-art-5b36b1dce4fd78.583088581530311132938.jpg

https://shutniki.club/wp-content/uploads/2019/12/kartinki_myshi_dlya_srisovki_15_14200901.jpghttps://shutniki.club/wp-content/uploads/2019/12/kartinki_myshi_dlya_srisovki_15_14200901.jpg        http://pngimg.com/uploads/chicken/chicken_PNG2144.pnghttps://kartinki.detki.today/wp-content/uploads/2017/05/kot-britanets.jpghttp://kartik.ru/wp-content/uploads/2017/04/baran-kartinki-dlya-detey-57745-300x244.jpghttps://naurok.com.ua/uploads/files/48223/67040/71533_html/images/67040.012.png

        

Делить шкуру неубитого ……….  

Погнаться за двумя    ……..  

Стрелять из пушки по   ……….

Денег     …..     не клюют.

……    скребут на душе.

Смотреть как   …….     на новые ворота.

Плестись как    ……..

Приложение 4.

Фразеологический тест

1 вариант

Условные обозначения –

 «+»испытываю затруднения,

 1балл - верно,

0 баллов – неверно

Оцени себя:

Оцени себя

1.Как в русском  языке называетсяустойчивое выражение, которое  часто употребляют  в речи.

1) Пословица
2) Загадка
3) Фразеологизм

(+)

Балл

2. Как иначе можноназвать переполох, неразбериху или сложную ситуацию?
1) Творог-лес;
2) Сыр-бор;
3) Сметана-роща;

(+)

Балл

3. Как называют совершеннобесполезную работу?
1) Мартышкин нос
2) Мышиная возня
3) Собачья радость

4. О чём идёт речь  в фразеологизме

  «  Дырявая …»
1) Кастрюля

2)Голова

3) Сумка

3. О чём идёт речь

« Не чуять под собой».

1) Ноги
2) Трава

3)Вода      

6.Они бывают золотыми.

1) Кольца

2) Машины

3) Руки

Итог:

Количество баллов  -

1)  доволен собой

2) не доволен собой

3) не очень доволен

4)не знаю

2 вариант

Фразеологический тест

Условные обозначения –

«+»испытываю затруднения,

 1балл - верно,

0 баллов – неверно

Оцени себя:

Оцени себя

1.Как в русском  языке называется  устойчивое выражение, которое  часто употребляют  в речи.

1) Фразеологизм
2) Загадка
3)Пословица

(+)

Балл

2. Как иначе можно назватьленивую работу?
1) Бить баклуши;
2)  Бить посуду;
3) Бить по мячу;

(+)

Балл

3. Как называютумного человека?
1)  Ума сундук
2) Ума палата
3) Ума гора

4. О чём идёт речь  в фразеологизме

«  На всех парах  »
1) Гудеть

2) Работать

3) Бежать

5. О чём идёт речь

« Дырявая……».

1) Кастрюля
2) Нога

       3)Голова    

6. Они  бываютзолотыми.

1)  Кольца

2) Машины

3) Руки

Итог:

Количество баллов  -

1) я молодец

2) я старался

3) не получалось

Приложение 5.

Анкета для родителей и друзей «Русские фразеологизмы».

1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы (ставь галочку):

 – да

 – нет

2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи?

– часто

– иногда

– никогда

3.Вспомни  любой  фразеологизм

4.Пожалуйста, соедините стрелочкой фразеологизм и его значение:

Поставить на свое место                         Довести до бешенства

После дождичка в четверг                        Запомнить крепко-накрепко        

Очертя голову                                        Отлично в чем-либо разбираться

Медвежья услуга                                 Все нипочем

Мартышкин труд                                 Притворные сожаления

Манна небесная                                         Никогда

Крокодиловы слезы                                Призвать к порядку

Как с гуся вода                                         Без раздумий

Знать назубок                                         Непрошенная помощь

Зарубить на носу                                 Ненужная работа

Довести до белого каления                        Неожиданная помощь

5.   А теперь?   Будешь использовать фразеологизмы  в своей речи?

– да

 – нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

Презентация на тему "В мире фразеологизмов".

Фразеологизм-устойчивое выражение-крылатое выражение...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....

Внеурочное занятие - КВН "В удивительном мире фразеологизмов".

Внеурочное занятие - КВН на тему: "В удивительном мире фразеологизмов" разработано для учащихся 4 классов, реализующее следующие цели.Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащих...