Обучение грамоте (письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гурандо Кристина Александровна

Цели: учить писать заглавную и строчную буквы Д, д; развивать речь, образное мышление, фонематический слух; обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx76.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: обучение грамоте (письмо)

Класс:  1

Тема:  Заглавная буква Д

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель:  создание условий для обучения письма  заглавной буквы Д, соединений этой буквы с другими

Планируемы результаты:

Предметные:

Знать: что такое звук, слог, буква, мягкий согласный звук, твердый согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук, гласный ударный, гласный безударный

Понимать: как различать звуки, определять слоги, различать гласную от согласной буквы

Применять: делить слово на слоги, определять звук, определять букву

Анализировать: звуки и буквы, слова

Синтезировать: составлять звукобуквенную схему

Оценивать: значимость знаний в повседневной жизни

Межпредметные:

Регулятивные: : способность организовывать рабочее место, определять тему урока

Коммуникативные: формировать умение анализировать, осознать необходимость получения нового знания;

 слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

формировать умение выражать свои мысли,

умение слушать, вступать в диалог

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе;

формирование культурного общения, положительное отношение к чтению

Межпредметные связи: чтение

Основные понятия: звук, буква, мягкость, твердость, гласная буква, согласная буква, орфограмма, слог, ударение.

Методы, технологии:  словесные, наглядные, практические

Ресурсы урока: доска

Для учителя: доска, наглядный материал 

Для учащихся:  «Чудо – пропись», пенал

Оформление доски: http://maminy-sekrety.ru/wp-content/uploads/2017/06/bukva-d-blank-1.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/f/FOwbt0HZ3AB72Ln48rajeX65VKYlWfgqkExIsp/slide-17.jpghttp://cdn01.ru/files/users/images/09/b8/09b8bb81c3a760acc55a29f13a945918.jpg

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Итак, ребята, у нас с вами сейчас урок письма. Давайте проверим, все ли готово у нас к уроку. На парте должны лежать Чудо пропись и пенал.

Молодцы! Тогда мы готовы начинать урок.

  1. Постановка цели урока

Ребята послушайте, сейчас я вам прочитаю предложение.

…жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

В этом предложении не хватает одного слова. Какое это слово? 

Правильно! Послушайте предложение полностью.

 Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

Определите букву, с которой начинается слово «Дятел». 

Скажите, какая она в этом слове: заглавная или строчная? Почему? Сформулируйте тему урока.

Когда мы пишем заглавную букву?

  1. Пальчиковая гимнастика

Перед тем как перейти к письму, разомнем наши ручки.

Вращение кулачков:
Раз – два – три – четыре – пять,
Будем руки разминать.

Как мы сидим за партой, чтобы  спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые, ровные буквы.

А знаете ли вы, как правильно держать ручку? Покажите мне.

А чтобы красиво писать, давайте разомнём свои пальчики 

Раз – два – три – четыре – пять!

Вышли пальцы погулять.

Раз – два – три – четыре – пять!

Будем пальчики считать.

  1. Сравнительный анализ печатной буквы

На доске буква печатная буква Д.

Какая это буква?

А это, какая буква?

Правильно! Скажите, чем похожи буквы? И чем отличаются?

Посмотрите, печатная буква Д, похожа на дом, у нее нет закруглений, а письменная буква Д полуовальная и у нее есть петелька. ( ПОКАЗЫВАЮ НА ДОСКЕ КАРТИНКИ) 

 Посмотрите на письменную заглавную букву «Д», из каких элементов она состоит?  

Какие помощники нам подскажут, как правильно написать букву?  

На что указывает стрелка?

Правильно!

Сейчас я буду прописывать букву на доске, и проговаривать, вы внимательно следите, и слушайте меня.  Буква Д пишется без отрыва.

Ставлю свою ручку чуть выше рабочей строки, веду наклонную вниз до нижней линии рабочей строки, делаю заворотов в лево, делаю петельку, возвращаюсь на нижнюю линию рабочей строки, теперь наклонная вверх иду чуть выше рабочей строки, закругляю в лево, и делаю перехлест с наклонной и иду вниз.

Давайте теперь также, но под счет.

Показываю как под счет (раз-и, и-два-и)

 А теперь давайте попробуем написать букву в воздухе под мой счет.

Молодцы!

А теперь напишем букву в прописях. Как мы кладем пропись?

Правильно, нужно сесть прямо, ножки поставить прямо и положить пропись под наклоном.

Теперь вы пропишите заглавную букву Д в своих прописях. Прописываете всю строчку.

Пропишите следующую строчку в прописях, соединение заглавной, и строчной букв Д. Сначала посмотрите, как я напишу на доске соединение букв Дд.

Молодцы, на следующей строке написаны  слоги, назовите эти слоги. Посмотрите, как делаю это я на доске.

А теперь пропишите по одному слогу рядом с образцом.

Посмотрите на строчку ниже. Что там написано?

Почему пишется заглавная буква Д?

Пропишите имя один раз рядом с образцом.

Дима, это имя собственное, пишется с большой буквы. Давайте возьмем зеленую ручку или карандаш и обведем заглавную букву Д.

Сколько слогов в слове?

Какой слог ударный?

Итак, первый слог ДИ.  Звук [Д] какой?

Правильно, поставим под буквой Д точку.

 Звук «и» какой?  

Следующий слог какой

произнесем его «ма».

Дайте характеристику первому звуку.

А у буквы Д, есть пара?

Правильно!

А сейчас давайте пропишем имя Дима три раза.

Прочитаем предложение.

Дом у дуба, дуб у дома.

Разберем первое слово. Дом. Сколько слогов в слове?

Дадим характеристику звукам. Звук Д, какой он? О? М?

Я запишу предложение на доске. Поставим ударения к слову у дуба.

А в слове дома, куда падает ударение?

Отмечаю ударения в словах на доске.

А теперь вы записываете предложения в прописи.

Возьмите зеленую ручку. Подчеркнем орфограммы.

Какие орфограммы есть в этом предложении?

Кто хочет выйти к доске и составить схему предложения:

Все согласны с этой схемой?  Кто согласен поднимите правую руку вверх, кто не согласен поднимите левую руку вверх.

( если кто-то не согласен, разбираем почему, где допущены ошибки)

  1. Подведение итогов

Красиво ли вы написали?

Что вам в этом помогло?

Как бы вы назвали свои руки?

Умелые. Что нужно делать, чтобы про вас сказали «У него умелые руки»?

Можно ли сказать, что умелые ручки выполняют качественно свою работу?

А как ещё можно сказать?

Запишите в прописи предложение.

Как вы сегодня работали на уроке?

Медленно или быстро?

Найдите слово - противоположное этому значению. Медленно. Слова быстро – медленно, называются антонимы.

Найдите ещё пары антонимов.

высоко - низко

далеко - близко

Запишите в прописи по образцу. Поставьте ударение в словах.

Разберем слово дудочка.

Поставим ударение.

Сколько слогов.

 Посмотрите, как я запишу на доске.

Теперь вы прописываете в прописи.

Ребята, дайте характеристику звуку, который я сейчас подчеркну.

  1. Рефлексия

Чему мы научились на этом уроке?

Из  скольки элементов состоит заглавная буква Д. Назовите элементы

Что было сложным на уроке?

Что было легким на уроке?

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Слушают предложение, вставляют пропущенное слово.

В этом предложении пропущено слово «дятел» 

Слово дятел начинается с буквы Д.

В этом слове она заглавная, потому что слово «Дятел» – первое в этом предложении. А первое слово в предложении пишется с большой буквы. Значит, тема урока:«Заглавная буква Д» 

Начало предложения пишем с заглавной буквы. Имена собственные пишутся с заглавной буквы

Вращают кулачками.

Сидеть прямо, ноги стоят ровно на полу, спинку и плечи держим прямо.

Показывают, как правильно держать ручку.

Заглавная печатная буква Д.

Заглавная письменная буква Д.

 

Д  похожа на дом, нет закругления, у письменной есть 
петелька, она полуовальная

Заглавная буква Д состоит из 3 элементов.  Наклонная линия с лежачей петлей, полуовал, соединительный элемент

Стрелка.

Откуда нужно начинать писать

Слушают и смотрят написание буквы.

Смотрят на написание буквы под счет.

Пишут букву в воздухе под счет.

Нужно положить пропись под наклоном.

Прописывают заглавную букву Д.

Смотрят, прописывают соединение

Читают слоги.

Прописывают слоги.

Дима.

Потому что это имя.

Прописывают имя.

Обводят заглавную букву Д.

Два.

Первый.

Согласный, мягкий, звонкий, парный

Гласный, безударный

Ма.

М-согласный, твердый, звонкий

А- гласная, безударная.

Буква Т.

Прописывают имя Дима три раза.

Читают предложение.

В слове дом один слог.

Д – твердый, звонкий, парный. О- гласная, безударная. М- согласный, звонкий.

В слове дуба, ударение падает на первый слог.

На первый слог.

Дом – Дома

ДуБ – дубок.

Выходят к доске составлять схему предложения.

Поднимают руку.

Высказывают свое мнение.

Умелые.

Золотые.

Ищут противоположные слова.

Записывают слова в прописи.

дУдочка.

3 слога.

Прописывают в прописях.

Звук [д] твердый.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНШ. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс. Тема: "Письмо буквы ь"

Предмет:    Обучение грамоте ( письмо) Класс:  1 класс Учебная тема:  Письмо буквы ь Дидактическая цель Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный  зрите...

Обучение грамоте (письмо) Письмо прописных букв М и Л.

Урок обучения грамоте (письмо).  Авторы прописей: Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва.Тема: "Письмо прописных букв М, Л. Деление слов на слоги. Смысловые различия слов"....

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"

Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса  по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией.  Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...

Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....