Русский язык 3 класс. Род имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык 3 класс. Род имени прилагательного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokpo_russkomu_rod_imeni_prilagatelnogo_1.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Род имён прилагательных»
3 класс УМК Школа России
Цели:
Обучающие: сформировать умение определять рол имен прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Планируемые результаты :
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности: поисково-исследовательский
По результатам выполнения -практический
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент.
«Добрый день!» - тебе сказали,
«Добрый день!» - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты. (слайд 1)
Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку.(слова в скобках хором говорят дети; черным – учитель)
Руки (на месте)
Ноги( на месте)
Локти (у края)
Спина (прямая)
- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный, светлый.)
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
(Весна).
- Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».
-- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).
- Хорошо ,давайте заполним таблицу, что мы знаем об имени прилагательном.
III. Минутка чистописания
- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:
ый ая ое,
ранняя светлый голубое
- Разберите слова по составу. ( по рядам)
- Грамматический разбор предложения: Составить из данных слов предложение. Указать грамматическую основу, части речи.
- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).
- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.
Словарная работа
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)
1. Второй месяц весны (апрель)
2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)
3. Инструмент для забивания гвоздей. (молоток)
4. Шестой день недели. (суббота)
5. Антоним к слову «белый» (черный)
6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат. (помидор)
7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус. (морковь)
8.Синоним к слову «друг». (товарищ)
9. Предмет мебели, предназначенный для сна. (кровать)
10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке. (медведь)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
- Назовите «лишнее» слово (черный).
- Почему оно лишнее?
- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)
-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).
- Определите род имен существительных.
- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный
- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?
- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).
- А могут ли изменяться по родам прилагательные?
-Определите тему урока.
- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).
- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - качнулась и присела,
И к цветочкам полетела.
IV. Работа по новой теме.
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания
жёлтый чемодан
жёлтая краска
жёлтое платье
- Определите род и число имен существительных.
- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?
- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.
- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)
(Таблица )
Ж. р. М. р. Ср. р.
(какая) (какой) (какое)
- ая, - яя - ый, - ий - ое, - ее
- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.
- Запишите данные словосочетания.
- Выделите окончания, укажите род прилагательных.
- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).
- Давайте составим алгоритм. (вывешивается на доске)
Алгоритм.
1. Найди сущ., определи его род.
2. Задай от сущ. вопрос к прил.
3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.
4. Выдели окончание
м. р. – ый, - ий, - ой
ж. р. – ая, - яя
ср. р. – ое, - ее
- Работа с правилом в учебнике.
- Вы сами путём исследования вывели правило.
- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!
- Перечитайте правило ещё несколько раз.
- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.
- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.
- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.
- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.
3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).
- Прочитайте задание к упражнению 124.
- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.
VII. Закрепление нового материала.
1. Организация познавательной деятельности. Творческое задание.
-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?
Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.
- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)
- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.
-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)
-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)
Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.
2. Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных» . Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).
№1 (высокий уровень)
Из данных слов составить и записать предложения, определить род.
ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
№2 (средний уровень)
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.
Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.
№3 (низкий уровень)
Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.
Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.
Слова для справок: Последний, ранняя, , нежный , яркое.
3. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам) (резерв)
1в. 1-2 слвосоч.
2в. 3-4 словосоч.
VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся
- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).
- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).
- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).
- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.
Домашнее задание.
- выучить правило, таблицу стр.72, 73
- выполнить упр.128 стр.74
Рефлексия.
- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке? ( показали: солнышко,тучка,солнышко и туча)
- За что бы ты похвалил себя?
- Кто испытывал трудности? В чем?
- Закончите предложения:
Я сегодня узнал..
Было трудно..
Я научился..
Я смог..
Было интересно узнать..
Мне захотелось….
(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного).
Молодцы , ребята! В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо вам за хороший урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе
Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс
Тема«Правописание окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...
Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)
Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...
Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...