«Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3А класс
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Тема урока: «Антонимы»
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «антонимы».
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
– познакомятся с понятием «антонимы»;
– научатся находить антонимы в пословицах;
– объяснять смысл пословиц.
Личностные:
– создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интереса к изучению нового материала;
– способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– способствовать развитию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– соотносить учебные действия с изученным правилом;
– выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;
– оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Коммуникативные УУД:
– создать ситуации, способствующие формулированию понятного для одноклассников высказывание и обоснования своего мнения;
– взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога;
– согласование позиции и нахождение общего решения;
– адекватное использование речевых средств для представления результата;
– оформление своих мыслей в устной форме;
– слушание и понимание речи других.
Познавательные УУД:
– обеспечить развитие умения ориентироваться на страницах учебника;
– в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме;
– под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие; производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Оборудование: учебник Русский язык, 3 класс Каленчук М. Л., тетрадь для самостоятельной работы Русский язык, 3 класс Байкова Т. А., мультимедийная презентация, карточки для самооценки.
Ход урока | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
I. Организационный момент | ||
– Порядок на столе, порядок в голове. Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний. | Проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу (личностные УУД) | |
II. Минутка чистописания | ||
– Откройте свои тетради и красиво запишите число и классная работа. – Запишите пары слов. Деликатный – вежливый Изысканный – красивый Кавардак – беспорядок Навязчивый – назойливый Опрятный – аккуратный Чародей – волшебник – Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях. | Оценка совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив (регулятивные УУД) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные УУД) | |
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | ||
– Как называются слова, записанные в парах? (Синонимы) – Прочитайте следующую пару. Низко – высоко – А про эту пару слов можно сказать, что это синонимы? Почему? (Нет, это не синонимы) – Ребята, а мы знаем, как они называются? (Нет, не знаем) | Проявление интереса к изучению нового материала (личностные УУД) Умение учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД) Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные УУД) Умение понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД) | |
IV. Формулирование темы и задач урока | ||
– Откройте содержание нашего учебника, на какой странице находится интересующая нас тема? (С.95) – Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (Антонимы) – Какие цели поставим сегодня перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? (Что такое антонимы? Для чего они нужны?) | Познакомятся с понятием «антонимы» | Умение понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ (познавательные УУД) Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД) |
V. Изучение нового материала | ||
Работа по учебнику. Упражнение 82 (с. 95–96) – Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши. Что нового узнали? – В следующих пословицах найдите антонимы и выпишите их (Больше – меньше. Маленькое – большое. Дело – безделье. Горького – сладкого. Ложь – правда. От радости – от печали. Старые – молодые. Молодеют – стареют) – В какой из пословиц две пары антонимов? – А в какой сразу три пары? Упражнение 83 (с. 96) – Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих пословиц? – Выпишите пары слов, которые являются антонимами. Записывайте слова в начальной форме. (Найти – потерять. Больной – здоровый. Горе – радость.) – В какой группе пословиц по две пары антонимов в каждой пословице? (Во второй части упражнения в каждой пословице по две пары антонимов: Недруг – друг, поддерживать – спорить. Радость – кручина, прямить – крючить. Добрый – дурной, толстеть – худеть) Упражнение 84 (с. 96–98) – Выпишите из текста стихотворения все пары антонимов (Низко – высоко; близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий) – Как называется такой литературный прием, при котором используются антонимы? (Литературный прием, в котором используются антонимы, называется противопоставлением.) | Находить антонимы в пословицах Объяснять смысл пословиц | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Формулирование понятного для одноклассников высказывания и обоснование своего мнения (коммуникативные УУД) Умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (познавательные УУД) Выполнение учебного задания: разработка и составление алгоритма (регулятивные УУД) |
VI. Физкультминутка на релаксацию | ||
Солнце спит, и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок- Небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам. Солнце клонится все ниже, Вот и спряталось за тучки, Ни один не виден лучик. | ||
VII. Закрепление изученного материала | ||
Упражнение 85 (с. 98) – Объясните смысл пословицы. – Попробуйте произнести ее быстро: ничего особенного не замечаете? Это не только пословица, но и… (Данная пословица в то же время является и скороговоркой, в которой можно обнаружить три пары антонимов) – Найдите каждому слову из 1-й части пословицы антоним из 2-й части. – Выпишите слова-антонимы парами (Здоровый – нездоровый; нездоровое – здоровое; здорово – нездорово) Упражнение 86 (с. 98–99). – Найдите антонимы и выпишите их в начальной форме (Жара – холод.) – К какой части речи относятся выписанные вами антонимы? (Эти антонимы являются существительными.) – Составьте еще одну пару антонимов, в которых были бы те же корни, но чтобы они называли признаки предметов (Жаркий – холодный.) – К какой части речи относятся эти антонимы? (Эти антонимы являются прилагательными.) – Выполните то же задание для антонимов: ум – глупость, зима – лето (Умный – глупый, зимний – летний.) – К какой части речи относятся эти антонимы? (Эти антонимы являются прилагательными.) – Какой можно сделать из этого вывод? (Одну пару антонимов составляют слова одной и той же части речи) Работа в тетради для самостоятельной работы. Упражнение 66 – Вставьте пропущенные буквы. – Желтым карандашом подчеркните пару антонимов. Синим карандашом подчерните пару синонимов (Желтым карандашом подчеркиваю пару антонимов добрый – жадный, синим карандашом подчеркиваю синонимы грустный – печальный) |
Объяснять смысл пословиц Находить антонимы в пословицах | Умение выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД) Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) Умение формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД) |
VIII. Итог урока | ||
– Что нового узнали на уроке? – Как изменяются существительные? – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? | Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) | |
IX. Рефлексия | ||
– Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом. Вы сейчас разукрасите смайлик: зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой; красным – если вам необходима помощь учителя или одноклассников. Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку. Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы, упражнение 67. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века
Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с антонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...