Русский язык. УМК Школа России. 2 класс. звук [Й] и буква "й"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данная разработка создана к учебнику русского языка второго класса УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._umk_shkola_rossii._2_klass._y_i_i_kratkoe_.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №152
Конспект пробного урока
по русскому языку
на тему: Звук [й`], буква «й»
проведенного 27.11.19
в СОШ № 152 класс 2
Вихровой Анастасией Алексеевной
Учителем начальных классов
Санкт-Петербург
2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Русский язык | Класс | 2 |
Тема урока | Звук [й`], буква «й» | ||
Дидактическая цель | Создать условия для развития умения распознавать, какими буквами может обозначаться на письме звук [й`]; различать гласный звука [и] и согласный звука [й`] | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
ЛР1Освоение личностного смысла учения, желания учиться. ЛР2 Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». ЛР3 Положительно относиться к языковой деятельности; | Регулятивные МР1Самостоятельно организовывать свое рабочее место. МР2Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. МР3Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные ПР1Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. ПР2Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. ПР3Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. КМ1Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. КМ2Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. КМ3Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | ПР1 Различать гласный звука [и] и согласный звука [й`] ПР2Уметь делить слова с буквой «й» на слоги, для переноса ПР3Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. ПР4 Распознавать, какими буквами может обозначаться на письме звук [й`] | |
Решаемые учебные проблемы (учебная задача) | Какими буквами может обозначаться на письме звук [й`] Различия гласного звука [и] и согласного звука [й`] | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Звук, буква, перенос слова
| ||
Образовательные технологии, используемые на уроке (в т.ч. рефлексивные технологии) | Диалоговая, групповая | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор, экран, электронное приложение | ||
Образовательные ресурсы: Для учителя
Для ученика |
https://orfogrammka.ru/орфография/буква_й/ https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8207/ Учебник УМК «Школа России» по русскому языку 2 класс 1 часть В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Ι. Организационное начало урока Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать учебник, дневник, пенал, тетрадь | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | ЛР1 MР1 |
ΙΙ. Актуализация знаний Ребята, что вы проходили на прошлом уроке? Минутка чистописания Сейчас мы с вами пропишем следующие элементы (указаны на доске) Скажите, из каких элементов состоит буква «й»? Хорошо, а буква «з»? Давайте пропишем с Вами эти элементы Словарная работа Работа со словом Ребята, я вам задам загадку, а вы мне скажите, о ком или, о чем идет речь. Вы готовы? Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Давайте запишем это слово к себе в тетрадь Хорошо, а давайте поставим в этом слове ударение! Кто выйдет к доске и поставит его? А где в этом слове будет орфограмма? Давайте подчеркнём её, кто выйдет к доске и подчеркнет орфограмму? Хорошо, теперь послушайте внимательно и попробуйте определить слово по его значению: Человек необычайной храбрости, доблести, совершающий подвиги? Давайте запишем с вами это слово и поставим ударение, кто выйдет к доске и поставит ударение? А теперь, где в этом слове будет орфограмма, верно, давайте подчеркнем орфограмму Ребята, давайте поиграем с вами в «куча мола» Посмотрим с Вами на следующие слова на доске показаны слова «яблоко», «ёж», «еда», «лайка», «чайка», «герой», на какие две группы мы можем разделить эти слова? Почему именно на такие группы вы разделили эти слова ΙΙΙ. Целеполагание и планирование изучения темы, раздела и открытие нового знания. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Действительно, ребята, давайте откроем страницу в наших учебниках 114. Скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? Давайте посмотрим с вами на слайд Что нас просят сделать? Кто нам прочитает считалку? Ребята, выпишите слова с буквой «й» Какие слова вы выписали? Что общего у этих слов? Посмотрите, перед нами лента букв Давайте выделим данные сочетания в данных словах Кто выйдет и напишет на доске эти слова, подчеркнув сочетания? Ребята, перед нами лента букв, скажите, с какой буквой буква «й» имеет сходство. А скажите, а кроме сходства у них есть различия? Да, ребята, перед вами лежат карточки, посмотрите, что необходимо сделать Коту в сапогах? Чем отличаются эти слова? Ребята, а чем еще могут отличаться буквы «и» и «й»? Хорошо, давайте посмотрим, что нам скажет профессор Самоваров Итак, каким является звук [й`] Образует ли звук [й`] звук? Следовательно, что мы можем сказать, если звук [й`] не образует слог? Ребята, давайте выполним с вами задание, на доске представлены две колонки, в первую колонку вам надо перенести слова, которые состоят из одного слога, а во вторую- слова, которые состоят из двух слогов. (на доске представлены карточки со словами: «мои», «твой», «пой», «края», «край», «твои», «слои», «слой», «стой») Физминутка Ребята, давайте с вами назовем гласные звуки. Ребята, скажите, а в каких случаях мы с вами слышим звук [й], но обозначает его не «й»? Ребята, а назовите мне слова, которые подходят к этим случаям. Составьте в парах с двумя из этих слов предложение, те у вас должно получиться два предложения Домашняя работа Упражнение 185, вам надо будет выписать первое предложение и доказать, что выделенные слова- его основа. А так же выписать слова со звуком [Й] Запишите в дневники | Ответы детей й — состоит из трех элементов: двух строчных прямолинейных вертикальных элементов, заканчивающихся дугообразными движениями и надстрочного горизонтального дугообразного элемента, начинающегося с фиксированной точки. Длина надстрочного элемента равна 2/3. ширины буквы; з — состоит из двух элементов: строчного полуовала, подстрочной петли. Подстрочный элемент по длине равен высоте строчного полуовала; Заяц зАяц В корне слова Герой герОй В корне слова 1 группа: «лаять», «ёж», «льют»; 2 группа: «лайка», «чайка», «герой»; 1 группа- слова в которых, звук [й`] стоит в начале слова, после гласного звука, после разделительных «ь», «ъ»; 2 группа- слова в которых звук [й`] обозначается как буква «й» Определять, какими буквами может обозначаться звук [й`] Звук [й`], и буква «й» Прочитать считалку Дети читают считалку Выписывают слова «чайка», «чайник», «чай», «отвечай» Сочетание -ча- -ща- С буквой «и» Буква «й» обозначает мягкий, звонкий, не парный, согласный звук [й`], а буква «и» обозначает гласный звук [и]. Читают задание Количеством слогов, так как в словах «мои» и «свои» 2 гласные, следовательно, 2 слога, а в словах «мой», «свой» 1 слог, так как 1 гласная Буква «и» обозначает гласный звук «и», который может образовывать слог, а звук «й`» согласный, следовательно, слог образовывать не может Дети слушают правило Согласный, мягкий, звонкий, не парный Нет Следовательно, мы не можем отрывать от слога букву «й», которая обозначает звук [й`]. Дети по очереди подходят к доске и относят по одному слову колонке, которой они относятся 1 слог: твой, пой, край, слой, стой 2 слог: мои, края, твои, слои [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Происходит это в следующих случаях: после гласного звука после разделительных «ь», «ъ» Буквы «е», «ё», «ю», «я» Дети называют пять слов Дети записывают слова в тетрадь Дети записывают предложения в тетрадь Дети читают предложения Записывают в дневники | МПР1 ПР3 МР2 МПР2 ПР3 ПР1 МПР3 |
V. Рефлексия. Итог урока.
Давайте проверим Если ответ правильный вы ставите «+» Если не правильный «-» Ребята, перед вами отрезок, на котором обозначены уровни: «высокий», «средний», «низкий» У кого пять или четыре «+», ставят насечку рядом с отметкой «высокий», у кого три плюса ставят насечку рядом с отметкой «средний» У кого 1-2 плюса, тот ставит насечку рядом с отметкой «низкий». | Дети выполняют работу Проверка Ставят насечки | МР3 КМ1 ПР4 |
Проверочная работа
- Выберите характеристики звука [й`]:
А) Мягкий
Б) Твердый
В) Обозначается буквой «й»
Г) Можно переносить на другую строку
Д) Нельзя переносить на другую строку
Е) Образует слог
Ж) Не образует слога
З) Гласный
И) Согласный
- Отметь строку, в которой слова с буквой «й» правильно разделены для переноса:
А) чи-жик, ча-йка, попу-гай, бо-й;
Б) сой-ка, соло-вей, лай-ка, во-робей.
- В какой строке все слова НЕЛЬЗЯ разделить на слоги для переноса:
А) ириски, ивушка, чайка, чайник, ослик;
Б) ива, ирис, бой, чай, ишак.
- В какой строке все слова состоят из двух слогов:
А) майка, твои, белый, змеи
Б) май, твой, буй, мои
- В какой строчке во всех словах после гласного звука
А) йод, мойка, твои, музей;
Б) юла, моет, поёт, яма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс. Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс. Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:вспомнить...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", класс 3, тема: "Изменение глаголов по временам"
Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урокаДидактические:Уметь различать времена глаголовУметь различать изменять глаголы по временамУметь распознавать глаголы в прошедшем...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв».
Методическая разработка урока по русскому языку в 1-ом классе «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв». Число: 27.04.2023 г.Класс: 1 «б»Учитель: Билялетдинова А.И.Тем...