Урок русского языка «Путешествие в страну Словарию»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Малкина Любовь Николаевна

 Разработка урока будет полезна учителям начальных классов. Она является итогом изучения раздела «Слова, слова, слова…» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс). На уроке дети знакомятся с разными словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._malkina_l.n.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 городского округа город Нововоронеж»

Тема урока «Путешествие в страну Словарию»

Урок/внеурочное занятие:                урок

Предмет:                                        русский язык

Класс        :                                        2

                                                        Малкина Любовь Николаевна

                                                        учитель начальных классов

Воронежская обл., г. Нововоронеж

2019 г.

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Путешествие в страну Словарию»

Класс: 2

Тип урока: закрепление

Структура урока: урок-путешествие

Цель урока: развитие умения пользоваться разными словарями.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся пользоваться разными словарями, находить однозначные и многозначные слова, правильно ставить ударение в словах, выделять в группе слов однокоренные слова, подбирать к словам синонимы и антонимы, правильно писать словарные слова.

Метапредметные:

Познавательные: учащиеся научатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; определять тему урока; уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать; уметь ориентироваться в словарях.

Коммуникативные: учащиеся научатся отвечать на вопросы, учиться точно выражать свои мысли в диалоге, слушать другого ученика и учителя; уметь работать в группе и оценивать товарища.

Регулятивные: учащиеся научатся формировать умение соотносить свои знания, определять проблему; развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Личностные: учащиеся научатся проявлять целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, интерес к предмету; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе и оценивать товарища; работать над осознанием ответственности за общее дело; следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Межпредметные связи: литературное чтение

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации педагогической деятельности: работа в группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс, компьютер, проектор, презентация, выставка словарей из школьной библиотеки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снова прозвенел звонок.

Он зовёт нас на урок.

Будем думать, отвечать

И пятёрки получать.

II. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Бывает орфографический,

Бывает орфоэпический,

Бывает и толковый…

Кто в него заглянет,

Тот умнее станет.

Дети: О словаре.

III. Актуализация знаний учащихся о словарях.

Учитель: Правильно, это словарь. 22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. Ребята, а какие словари вы знаете?

Дети: Толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, орфоэпический словарь.

Учитель: Какова роль словарей в жизни человека?

Дети: Словари играют важную роль в жизни человека. Они нужны для того, чтобы узнать лексическое значение слова, чтобы правильно поставить ударение в слове, чтобы правильно писать слова.

Минутка чистописания:

Учитель: Какая орфограмма в слове словарь? Подберите проверочное слово.

Сс

слова́рь

Учитель: Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует много разных словарей. Но каждый из них рассказывает о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.

IV. Работа над темой урока.

Учитель: Смотрите, нам пришло письмо.

«Ребята, в нашей стране Словарии случилась беда. Скука Зелёная от нечего делать спрятала в подземелье все словари. А ведь без них не обойтись! Знаю, что вы умные и добрые дети. Только вы сможете вернуть словари. Для этого вам нужно выполнить все задания, добыть волшебную шкатулку и открыть шесть дверей».

Учитель: Ребята, вы готовы помочь царице Грамоте?

Дети: Да, готовы.

Учитель: Тогда вперёд, спускаемся в подземелье. За первой дверью спрятан словарь, который объясняет лексические значения слов. Что это за словарь?

Дети: Толковый словарь.

Учитель: (Учитель щёлкает курсором мыши по первой двери.) Верно. О чём ещё, кроме лексического значения слова, можно узнать из толкового словаря?

Дети: Можно узнать, сколько значений имеет слово.

Учитель: Откройте толковый словарь учебника, с. 138-140. Найдите однозначные и многозначные слова, прочитайте их лексические значения.

(Ответы детей.)

Учитель: Чтобы открыть вторую дверь, нужно выполнить следующее задание.

Прочитайте предложение. Подумайте, почему в одном из слов стоит ударение?

Миша открыл а́тлас.

Дети: Чтобы не ошибиться при произношении. Потому что есть два похожих слова: а́тлас и атла́с. А́тлас - это сборник карт, таблиц. Атла́с - это шёлковая гладкая ткань.

Учитель: Какой словарь учит нас правильному произношению слов?

Дети: Орфоэпический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель щёлкает курсором мыши по второй двери.)

А вы, ребята, умеете правильно произносить слова? Давайте проверим.

Спишите слова и поставьте в них ударение.

Торты, свёкла, звала, туфля, звонит, понял, столяр, банты, щавель, гербы.

(Самостоятельная работа. Проверка осуществляется по орфоэпическому словарю учебника, с. 134)

Учитель: За третьей дверью Скука Зелёная спрятала самый любезный и гостеприимный словарь. Ведь в нём мирно живут слова-родственники. О каком словаре идёт речь?

Дети: Это словарь однокоренных слов.

Учитель: Правильно. (Учитель щёлкает курсором мыши по третьей двери.) Вспомните, какие слова называются однокоренными?

Дети: Однокоренными словами или родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть - корень.

Учитель: Словарь родственных слов предлагает вам в каждой группе найти однокоренные слова и объяснить свой выбор.

Сырость, сырный, сырок, сыроежка, сыр, сырьё.

Горка, горячий, горный, гористая, горница, гора.

Домишко, домовой, домик, домино, дом, домашний.

Гусыня, гусеница, гусёнок, гусята, гусли, густой.

(Работа выполняется письменно с комментированием.)

Физкультминутка

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. И перед нами четвёртая дверь. Какой словарь спрятан за нею? Этот словарь учит правильному написанию слов. Догадались?

Дети: Орфографический словарь.

Учитель: Правильно. (Учитель щёлкает курсором мыши по четвёртой двери.) Орфографический словарь хочет проверить, хорошо ли вы знаете словарные слова.

Игра «Пропавшие буквы».

Схр, дрг, брз, рснк, втрк, бстр, рдн, грд, жлтй, хрш.

(Дети читают на карточках слова вслух, а затем самостоятельно их записывают. Проверка осуществляется по орфографическому словарю учебника, с. 136-137.)

Учитель: Молодцы! Грамотный человек должен правильно писать слова.

За пятой дверью - словарь противоположностей. Догадались, что это за словарь?

Дети: Словарь антонимов.

Учитель: Молодцы. (Учитель щёлкает курсором мыши по пятой двери.)

Игра «Противоположности»

щедрый - …                        обильный - …

частый - …                                замкнутый - …

узкий - …                                диалог - …

победа - …                                восток - …

острый - …                        аккуратный - …

Учитель: Перед нами последняя дверь.

Игра «Третий лишний»

В каждой группе слов найдите лишнее. Запишите оставшиеся слова. Объясните свой выбор. (Слова написаны на доске)

Всадник, человек, наездник.

Красный, фиолетовый, алый.

Спасает, выручает, охраняет.

(Самостоятельная работа. Проверка.)

Учитель: В каком словаре встречаются выписанные вами слова?

Дети: В словаре синонимов.

Учитель: Верно. Чтобы открыть последнюю дверь, вам предстоит выполнить трудное задание. Нужно отредактировать текст: заменить повторяющиеся слова их синонимами.

Заяц - робкий зверёк. Он боится даже слабого шума. Из своего жилища робкий зайчонок выходит поздним вечером или ночью. Самыми главными врагами робкого зайца являются лисы и волки. Но зато робкий зайчишка быстро бегает и имеет отличный слух.

(В случае затруднения можно обратиться к словарю синонимов или использовать слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый)

Учитель: (Учитель щёлкает курсором мыши по шестой двери.)

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, вернули словари  (открывается выставка словарей из школьной библиотеки) и раздобыли волшебную шкатулку.

Учитель: А вот и царица Грамота.

«Спасибо вам, ребята, вы освободили все словари, и теперь они снова будут служить людям. А знаете ли вы, что есть общее во всех словарях?»

Дети: Они состоят из слов.

Учитель: Правильно. Царица Грамота предлагает вам открыть шкатулки.

(Учитель щёлкает курсором мыши по шкатулке.)

Какое слово можно сложить из этих букв?

Дети: Даль.

Учитель: Для чего мы составили это слово? Какую работу можно с ним провести?

Дети: Составить «Паспорт слова».

Учитель: Давайте разделимся на группы и поработаем со словарями. Что нужно знать, чтобы быстро найти слово в любом словаре?

Дети: Алфавит. Слова в словарях записаны в алфавитном порядке.

(Дети делятся на группы. Каждая группа получает словари, распределяет задания в группе согласно памятки на слайде.)

 (Проверка задания.)

Учитель: А ещё это слово означает фамилию очень знаменитого человека.

Владимир Иванович Даль (1801-1872). Он  был моряком, врачом, писателем, много путешествовал, всегда находился рядом с людьми, прислушивался к ним. Всем известны сказки Даля: «Старик-годовик», «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами». Но самой знаменитой его работой стал Толковый словарь, содержащий примерно 200 тысяч слов. Вышел он в 1863 году. Всю свою жизнь Даль собирал слова. На составление словаря ушло 53 года.

Мы отмечаем День словарей 22 ноября, потому что это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя Толкового словаря.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Заранее подготовленные ученика читают стихотворение.)

В жизни важны словари,

Знания дают они:

Как писать и как читать,

Как ошибок избежать!

        Словарь поможет подобрать

Синонимы, антонимы,

Смысл разных слов истолковать,

Найти средь них омонимы.

Со словарём дружи всегда –

Умнее друга нет!

Поможет русский знать на пять,

Найти на всё ответ!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну Словарию. Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни словари? В каких ситуациях вы ими воспользуетесь?

(Ответы детей.)

А сейчас, пожалуйста, оцените урок и своё участие в нём с помощью смайлика.

(Дети рисуют смайлики в тетради.)

Домашнее задание: составить словарик своего настроения.

Использованная литература:

1) Волина В.В. «Весёлая грамматика», Москва, издательство «Знание», 1995 - 336 с.

2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.

3) Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. - 2-е изд., испр. и доп.  - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2018. - 1024 с. - (Фундаментальные словари).

4) Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка с приложениями. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 639 с.

5) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999.- 944 стр.

6) Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. 31 изд. Москва. «Просвещение», 1976 г.

(Стихи, используемые в разработке, являются авторскими).

Приложение

1) Индивидуальные карточки по количеству учащихся:

Игра «Пропавшие буквы»

Схр, дрг, брз, рснк, втрк, бстр, рдн, грд, жлтй, хрш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".

Тема: " Путешествие в страну  "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...

Урок русского языка "Путешествие в страну парных согласных"

Приводится  урок - путешествие с использованием технологии развивающего обучения...

Презентация к уроку русского языка "Путешествие в страну парных согласных"

Приводится  презентация к уроку  русского языка с использованием технологии развивающего обучения...

Презентация к уроку русского языку_Путешествие по стране Букволандии_Письмо с секретом

Данная презентация используется на уроке русского языка в период обучения грамоте. Презентация составлена в виде путешествия по стране Букволандии и знакомит ребят с 6 воротами, которые ребята должны ...

урок русского языка "Путешествие в страну АКИТАММАРГ"

Урок-путешествие по маршрутной карте...

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...