«Правописание глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект урока русского языка
УМК «
Начальная школа 21 века», 4 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: ___________

План-конспект

урока русского языка

в 4 «А» классе

1 декабря 2020 года

Консультация методиста________________

Консультация учителя__________________


Конспект урока русского языка
УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс

(Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова стр. 129-130)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 01.12.2020г.

Время: 8:15-9:00

Место: МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского»  

Класс: 4 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание глаголов».

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.  

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения правильно писать глаголы; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности:  совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять  интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;  умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные:  умение правильно писать глаголы; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, С.В. Иванов, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник и пенал.

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О.: - Учёба и труд к победам ведут.

У.: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.: - Эта пословица означает, что если будешь много трудиться и учиться, то тогда ты добьёшься своей цели.

У.: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.  

III. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания.

У.: - Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие. Дорога у нас будет не простая. Зимой мы преодолеваем метели снежные сугробы, а на уроке мы будем преодолевать учебные преграды.

У.: - Чтобы начать путешествие нам надо взять с собой в дорогу багаж. А какой багаж?

О.: - Багаж знаний  о русском языке, о правилах русского языка, правописание слов.

У.: - А с каким настроением вы пришли на урок?

О.: Ответы обучающихся.

У.: - Замечательно, вот с таким настроением нам надо работать и закончить урок.

У.: (Слайд 2) - Вот и первая преграда. Отгадайте загадку:

Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,  рожь в полях растёт.

У.: - О какой части речи говорится в загадке?

О.: - О глаголе.

У.: - Почему вы так решили?

О.: - Так как глагол обозначает действие.

У.: - О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

О.: - О глаголе.

У.: - Откроем учебник на странице 129. Как правильно звучит наша тема?

О.: - Правописание глаголов.

У.: - Мы уже знаем тему урока, так давайте поставим цель. Чему мы будем учиться на уроке?

О.: - Мы сегодня на уроке будем учиться правильно писать глаголы.

2. Каллиграфическая минутка.

У.: - Вторая преграда. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Помните о положении тетради, о посадке при письме.  

У.: - Сейчас минутка чистописания.

У.: - Сегодня мы с вами отработаем верхнее соединение: ат, ят, ут, ют.  

У.: - Что вы видите?

О.: Называют окончания глаголов:  ат ят ут ют, прописывают.

О.: Записывают предложение:

Дремл… февральский лес под теплым снежным одеялом.

О.: Объясняют написание окончания у глагола, проговаривают и подчеркивают орфограмму.

У.: (Слайд 3) - Третья преграда «Найди лишнее слово»

смея [ца]

стереч[?]

(не) свет [ит]

умни[ца]

рису [иш]

печ[ом]

О.: Находят лишнее слово – умница, объясняют написание глаголов.

3. Словарно – орфографическая работа.

У.: (Слайд 4)  - Четвёртая преграда.

На столах учащихся раздаточный материал

Я- Водяной, я -  Водяной!

Никто (не)води[ца] со мной.

Внутри меня - води[ца],

Ну что с таким води[ца]?

У.: - Назовите одинаково звучащие слова? Какое слово лишнее? Почему?

О.: - Водица, т.к. это существительное.

У.: - Спишите, заменяя транскрипцию буквенной записью и объясните.

О.: Учащиеся записывают.

Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

IV. Первичная проверка понимания знаний и умений.    

1. Работа по учебнику.

У.: - Пятая преграда. Откройте учебник на странице 129, упражнение 1.

У.: - Вам нужно самостоятельно в тетрадях записать слова в три столбика в зависимости от типа изученных на последних уроках орфограмм.

 Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Первичное закрепление знаний и умений.  

1. Работа в парах.

У.: - Шестая  преграда.  

Вставь пропущенные буквы. Объясни написание.

расстел… на полян…

подар…шь мам…

сине… на горизонте

мечта…шь о поездк…

лета…шь на самолёт…

приед…м вместе

Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

2. Работа с учебником

У.: - Седьмая преграда. Откройте учебник на странице 130, упражнение 2.

У.: - Вам нужно списать, дописывая окончания глаголов.

Фронтальная проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Ребята, какую цель мы ставили на урок?

О.: - Правильно писать глаголы.

У.: - Мы достигли этой цели?

О.: Ответы обучающихся.

У.: - Заполните лист самооценки.

Лист самооценки

Ф. И. ученика _________________________________

   

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

+ или -

Было интересно

Было трудно

Я работал (а) активно

Материал урока мне был понятен

У.: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Страница 130, упражнение 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание глаголов

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет : Летит ракета, люди строят зданья, рожь в полях растёт .

Слайд 3

смея [ ца ] стереч [?] ( не)свет[ ит ] умни[ ца ] рису[ иш ] печ [ом] «Найди лишнее слово»

Слайд 4

Я - Водяной , я - Водяной! Никто не водится со мной. Внутри меня - водица, Ну что с таким водиться?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. обучающегося: Стебакова Анна Иосифовна.

Тема урока: Правописание глаголов.

Класс: 4 «А».

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.  

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения правильно писать глаголы; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля,  самоконтроля и контроля учителя.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организация начала урока.  

Словесный: беседа

Наглядный: наблюдение

1.Приветствие.   Здоровается и представляется.

2.Проверка готовности к уроку.

1.Приветствуют учителя

2.Организуют рабочее место, проверяют наличие учебных  принадлежностей.

Фронтальная.

Умение контролировать свою готовность к уроку, организовывать свое рабочее учебное место, слушать и понимать учителя и речь других.

Смыслообразование:  создание потребности в образовании, позитивное отношение к изучению русского языка. 

2.

Мотивация к обучению и познанию

Словесный: беседа

Наглядный: показ, демонстрация

Настраивает на активную и продуктивную работу на уроке, организует работу с пословицей.

Настраиваются на активно – продуктивную работу на уроке, анализируют пословицу.

Фронтальная

Карточки

3. Актуализация ранее изученных знаний и умений.

Актуализировать раннее изученные знания и умения: выявить и систематизировать, откорректировать раннее изученные знания и умения.  

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный:

демонстрация, показ, наблюдение.

Практический: практическая работа.

1.Проверка домашнего задания.

Учитель организует фронтальную работу по проверке на запоминание ранее изученных знаний и умений.  

2. Каллиграфическая минутка.

Организует проведение каллиграфической минутки: демонстрирует и объясняет написание букв с верхним соединением «ат, ят, ут, ют».  

3. Словарно-орфографическая работа.

Организует словарно-орфографическую работу.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свои ответы, корректируют свои ошибки.  

2. Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

3. Выполняют задание учителя. Анализируют и корректируют выполненную работу.

Фронтальная.

Индивидуальная.  

Учебник, презентация, рабочие тетради, карточки.

Самоконтроль.

Контроль учителя.

Умения анализировать, систематизировать, корректировать знания и умения по раннее изученному материалу.  

П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.: способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждение, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать действие партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, действий нравственно-этического оценивания, личностный моральный выбор.

4.  Первичная проверка понимания знаний и умений.

Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Словесный: беседа, объяснение.  

Наглядный: наблюдение, показ.

Практический: выполнение заданий.  

1.Выполнение заданий.

Учитель организует учебную деятельность обучающихся по первичному усвоению новых знаний и умений.

Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.

Обучающиеся выполняют задания по алгоритму. Анализируют правильность выполнения заданий по критериям.  Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Корректируют выполненную работу.

Фронтальная. Индивидуальная.

Учебник, рабочие тетради.

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Контроль учителя.

Умение использовать ранее приобретенные знания и умения,

систематизировать, анализировать их, выделять нужную информацию.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.:  способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирование личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

5. Физминутка

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: выполнение упражнений.  

Организует смену деятельности. Организует проведение физминутки.

Внимательно слушают учителя и выполняют упражнения.

Фронтальная.

6. Первичное закрепление знаний и умений.

Способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: наблюдение.

Практический: выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

Учитель организует учебную деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний и умений. Организует парную работу обучающихся, с целью выполнения задания. 

Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ.  

Обучающиеся выполняют задания по алгоритму. Анализируют правильность выполнения заданий по критериям.  Осуществляют самопроверку или взаимопроверку. Корректируют выполненную работу.

Фронтальная.

Работа в парах.

Учебник, карточки с заданием, презентация,

Самоконтроль.

Контроль учителя. 

Умение правильно писать глаголы; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

П.:  умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать речевые высказывания.

Р.:  способность к волевому усилию к мобилизации сил к контролю, коррекции и оценке.

К.:  умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие,  корректировать и оценивать свои действия и действия партнёра.

Формирования личностного смысла учения, положительного отношения к процессу познания, проявление познавательной инициативы, активности Формирование уважительного отношения к иному мнению.

7.

Итог урока. Рефлексия

Учитель организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся.

Обучающиеся оцениваю совместную деятельность по критериям. Осуществляют рефлексивную деятельность. Высказываю и аргументируют свое мнение.  

Фронтальная

Лист самооценки.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

Р.: умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении результатов учебной деятельности.   

Формирования личностного смысла учения, способность к самооценки и оцениванию других на основе критериев успешности.

8.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учитель определяет ценность задания.

Слушают информацию о домашнем задании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...