Урок русского языка по теме: "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка по теме: "Падежи имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezhi_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 29.46 КБ |
padezhi_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: Падежи имён существительных.
Тип урока: систематизация и повторение знаний.
Форма: самостоятельная работа обучающего характера.
Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);
развивать внимание, логическое мышление, память;
воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение
слушать и понимать речь других
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Приложение 1.
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
- вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки 4) предлога
3. Напиши существительные во всех падежных формах
И.п. | кто? | собака | что? | облака |
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
- Т.п. 2) П.п. 3) В.п. 4) Д.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
4) стихи о весне (П.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
7* Составьте словосочетания глаг+сущ из слов левой и правой колонки. Запиши.
подарить нарисовать встретить учиться | школа игрушка сестра друг |
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Приложение 2
(для учащихся С(К)ОУ 7 вида)
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
1) вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки
3. Напиши существительное во всех падежных формах
И.п. | кто? | собака |
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
1)Т.п. 2) П.п. 3) В.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: Падежи имён существительных.
Тип урока: систематизация и повторение знаний.
Форма: самостоятельная работа обучающего характера.
Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);
развивать внимание, логическое мышление, память;
воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение
слушать и понимать речь других
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||||||||||||||||
1. Организация | Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь. | Проверяют готовность к уроку. | ||||||||||||||||||||||
2.Актуализация. Определение темы урока. | Внимательно послушайте «грамматические» загадки, найдите на них ответ, и вы узнаете тему урока. 1) В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. 2) Этот падеж дружит только с двумя предлогами. 3) У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа. 4) Подлежащее всегда стоит в этом падеже. Тема урока Что вы знаете о падежах имён существительных? Как определить падеж имени существительного? | падежи дательный падеж винительный падеж именительный падеж падежи имён существительных -имена существительные изменяются по падежам, - у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги - знаем алгоритм определения падежей 1) задать вопрос 2) посмотреть на предлог 3) посмотреть, каким членом в предложении является 4) винительный или родительный падеж одушевлённого имени существительного мужского рода определяется по существительному «лиса» | Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении | |||||||||||||||||||||
3. Постановка целей, определение критериев. | Сегодня на уроке мы будем выполнять самостоятельную работу по этой теме. Какие поставим цели? На отдельных листах подпишите свою фамилию. Возьмите в руки ручку. Прочитайте первое задание. Если вы уверены, что выполните его правильно, то поставьте +, если сомневаетесь, то поставьте ?. (так же разбираются все задания) Обратите внимание на задания под цифрами 1, 3 и 6. При проверке в них не должно быть ни одной ошибки, тогда задание считается выполненным правильно. | - выявить умение определять падежи существительных - показать свои знания - выявить задания, в которых допускаем ошибки - построить план по коррекции ошибок (выполняют) | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли | |||||||||||||||||||||
4.Самостоятельная работа. (Приложение 1 и 2) | Выполняем самостоятельную работу. | выполняют | Регулятивные: самоконтроль; коррекция | |||||||||||||||||||||
5.Физкультминутка. Автор-Репетухас Елена Владимировна | «Лягушки на пруду» | выполняют под музыку | ||||||||||||||||||||||
6.Взаимопроверка в парах по выработанным критериям. | Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь работами с соседом по парте. (работа по презентации) Поднимите руку, кто выполнил первое задание правильно. Поставьте + рядом с номером задания. Если задание выполнено неправильно, ставим - . (на доске в таблице отмечаю, сколько человек справились с заданием правильно) Так по каждому заданию. на доске таблица:
Верните работу. Встаньте те, у кого на листах возле каждого задания стоят все +. Вы сегодня молодцы! | проверяют | Коммуникативные: учебное сотрудничество | |||||||||||||||||||||
7. Обсуждение результатов проверки, определение трудностей. | Какое задание было самым лёгким? Какое задание было самым трудным? Что получилось лучше всего? Где допускаете больше ошибок? Почему? Над какими вопросами надо ещё поработать? Какие выводы можно сделать по таблице? Есть ли такие ребята в классе, которые сомневались в выполнении задания, а сделали его правильно? Что мы им посоветуем? А кто выполнил 7 задание? Поднимите руку. Его я проверю сама, на следующем уроке скажу результат. | ответы учащихся Надо верить в свои силы. поднимают руку | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы Регулятивные: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | |||||||||||||||||||||
8. Построение плана действий по коррекции ошибок. | Как будем исправлять ошибки? А что нам надо сделать, чтобы такие задания выполняли без ошибок? | (намечают план вместе с учителем) 1) домашнее задание, направленное на определение падежей 2) тренировка на уроках 3) творческие задания | Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: аргументировать свои высказывания; Регулятивные: саморегуляция; самооценка | |||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание. | выпишите из учебника по чтению 3 распространённых предложения, определите падеж всех существительных. |
Приложение 1.
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
- вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки 4) предлога
3. Напиши существительные во всех падежных формах
И.п. | кто? | собака | что? | облака |
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
- Т.п. 2) П.п. 3) В.п. 4) Д.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
4) стихи о весне (П.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
7* Составьте словосочетания глаг+сущ из слов левой и правой колонки. Запиши.
подарить нарисовать встретить учиться | школа игрушка сестра друг |
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Приложение 2
(для учащихся С(К)ОУ 7 вида)
___________________________________________________
1. Соедини падежи с вопросами и вспомогательными словами.
Падеж | Вопросы | Вспомогательные слова |
И.п. | (кем? чем?) | думаю |
Р.п. | (кому? чему?) | вижу |
Д.п. | (кто? что?) | доволен |
В.п. | (о ком? о чем?) | существует |
Т.п. | (кого? что?) | нет |
П.п. | (кого? чего?) | дать |
2. Падеж имени существительного нельзя определить с помощью
1) вопроса 2) вспомогательного слова 3) приставки
3. Напиши существительное во всех падежных формах
И.п. | кто? | собака |
4. Русалка на ветвях сидит. Существительное (на) ветвях стоит в
1)Т.п. 2) П.п. 3) В.п.
5. Неверно определён падеж существительного
1) жду брата (В.п.) 2) решал с мамой (Т.п.) 3) сидел у реки (Д.п.)
6. Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой формы одного и того же слова
Друг, дружить, у друга, с другом, дружба, о друге, дружный
Однокоренные слова | Формы слова |
друг | друг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"
Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....
урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"
Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Урок русского языка по теме: "Род имён существительных. Определение рода имён существительных".
Первый урок по теме....
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных»....
Конспект урока русского языка на тему «Падеж имён существительных».
Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов....
Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...