Урок по русскому языку "Антонимы" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Кузнецова Любовь Викторовна

Урок по русскому языку Тема "Антонимы" с презентацией 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx107.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Ход урока:

  1. Здравствуйте, меня зовут Любовь Викторовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Давайте посмотрим мультфильм.  (Запись)

- Почему одуванчик так разволновался? (щеки толстые, стебелек тонкий)

- Какое настроение у одуванчика?

- А какое настроение у кузнечика?  (веселое – грустное)

- Прочитайте полученные пары слов.  

веселое – грустное

толстый – тонкий

-  Что интересного заметили?

- Что объединяет эти пары слов (это слова с противоположным значением)

-  А как можно назвать, одним словом слова разные по значению. Вы знаете

Да. Я знаю это антонимы.

-Откуда ты узнал

- Какова же тема нашего урока (узнать, как называются эти слова, какова их работа и т.д.)

- чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести исследование.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы лаборантами.

-Что будет предметом нашего исследования?   (Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями).  

-Итак, приступим.

2. Сообщение темы

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением. (Парная работа. Одна пара у доски)

Пассивный     -   активный

Высокий        –   низкий

Мягкий           –  твёрдый

Подниматься –опускаться

Направо           - налево

                 Неинтересный – интересный

Большой          – маленький

- Посмотрите на вертикальные буквы, как  же называются слова  с противоположным значением?

Вывод:

АНТОНИМЫ

Слова с противоположным значением

Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий осторожный,
Все  антонимы всегда противоположны.

Из истории:

Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.

Вы очень хорошо научились подбирать слова с противоположным значением.

-Продолжим наше исследование

( на экран выводим слова, на листочках для групп даем)

-Я считаю, что это слова антонимы. Права ли я

- Обсудите в группах

Здоровье - болезнь

Строить – ломать

 День - ночной

Холодный – теплый

Весёлый - радостный

Дружить - враждовать

- На какие вопросы отвечают слова в паре

- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?

Вывод:

Отвечают на один и тот  же вопрос, являются одной частью речи.

Антонимы – слова с противоположным значением и отвечают на один и тот же вопрос.

Физминутка

3. Исследование«Для чего в речи нужны антонимы?»

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте с помощью антонимов охарактеризовать животных. Запишите на листочах:

Лев__________________ -заяц __________________ (по храбрости)

Муха_________________-слон ___________________(по величине)

Лисица _______________– ворона ________________(по уму)

Стрекоза______________- муравей________________ (по трудолюбию)

Проверим как вы охарактеризовали? (фронтально)

- Зачем же нужны антонимы?  (Они делают нашу речь богаче, красивее.)

Вывод:

делают нашу речь более яркой и выразительной.

4. Исследование «Где встречаются антонимы?»

- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами?

Назовите антонимы, которые встречаются  на уроках математики.

Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.

Назовите антонимы, которые встречаются  на уроках окружающего мира.

Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.

Назовите  антонимы, которые встречаются  на уроках физической культуры.

Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.

  - А на уроках литературы  мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?

Например, в сказках:

Рукодельница – ленивица

Избушка ледяная - лубяная

Мальчик с пальчик – великан

Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли.

Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?  (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)

-  Оказывается в русском языке есть специальный словарь антонимов.

Он такой толстый. Посмотрите сколько много слов антонимов в русском языке.

Как вы думаете, все ли слова имеют антонимы? Попробуйте к этим словам подобрать антонимы

вход                                                      

рука                                                    

худой  

Корова

Вывод: Не все слова имеют антонимы.

Творческое задание: сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжелые черные тучи. Сеет мелкий осенний дождик под ногами сырая земля.

-Какое настроение возникает после прочтения текста?

- С помощью каких слов передается это настроение? (грустное. Печальное, тоскливое)

Я вам предлагаю исправить этот текст, чтобы он вызывал радостное настроение.

Сегодня __________________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут _______________________ облака.  Под ногами ____________________ земля.

- какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение?

Итог.

- Давайте подведем итог. Давайте вернемся к нашей таблице.

- какие слова называютя антонимами?

- назовите признаки антонимов.

Рефлексия.

- Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.

- Какой первый котик по выражению лица ? а второй?

-Пользуйтесь антонимами:  грустный и весёлый оцените работу на уроке

  • C:\Users\Windows\Desktop\1267605825_sryos5.jpgВы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы  и можете помочь другим.

C:\Users\Windows\Desktop\1267633290_ris6.jpg Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно  и вы  нуждаетесь в помощи.

Д.з.

- Найти пословицы с антонимами

Спасибо за урок.

Желаю вам успехов в освоении этой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина

Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...