Урок по русскому языку "Антонимы" 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Урок по русскому языку Тема "Антонимы" с презентацией 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 107.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Ход урока:
- Здравствуйте, меня зовут Любовь Викторовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- Давайте посмотрим мультфильм. (Запись)
- Почему одуванчик так разволновался? (щеки толстые, стебелек тонкий)
- Какое настроение у одуванчика?
- А какое настроение у кузнечика? (веселое – грустное)
- Прочитайте полученные пары слов.
веселое – грустное
толстый – тонкий
- Что интересного заметили?
- Что объединяет эти пары слов (это слова с противоположным значением)
- А как можно назвать, одним словом слова разные по значению. Вы знаете
Да. Я знаю это антонимы. -Откуда ты узнал |
- Какова же тема нашего урока (узнать, как называются эти слова, какова их работа и т.д.)
- чтобы ответить на этот вопрос, я вам предлагаю провести исследование.
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы лаборантами.
-Что будет предметом нашего исследования? (Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями).
-Итак, приступим.
2. Сообщение темы
- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением. (Парная работа. Одна пара у доски)
Пассивный - активный
Высокий – низкий
Мягкий – твёрдый
Подниматься –опускаться
Направо - налево
Неинтересный – интересный
Большой – маленький
- Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением?
Вывод:
АНТОНИМЫ
Слова с противоположным значением
Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий осторожный,
Все антонимы всегда противоположны.
Из истории:
Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название.
Вы очень хорошо научились подбирать слова с противоположным значением.
-Продолжим наше исследование
( на экран выводим слова, на листочках для групп даем)
-Я считаю, что это слова антонимы. Права ли я
- Обсудите в группах
Здоровье - болезнь
Строить – ломать
День - ночной
Холодный – теплый
Весёлый - радостный
Дружить - враждовать
- На какие вопросы отвечают слова в паре
- Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)?
Вывод:
Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.
Антонимы – слова с противоположным значением и отвечают на один и тот же вопрос.
Физминутка
3. Исследование«Для чего в речи нужны антонимы?»
Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте с помощью антонимов охарактеризовать животных. Запишите на листочах:
Лев__________________ -заяц __________________ (по храбрости)
Муха_________________-слон ___________________(по величине)
Лисица _______________– ворона ________________(по уму)
Стрекоза______________- муравей________________ (по трудолюбию)
Проверим как вы охарактеризовали? (фронтально)
- Зачем же нужны антонимы? (Они делают нашу речь богаче, красивее.)
Вывод:
делают нашу речь более яркой и выразительной.
4. Исследование «Где встречаются антонимы?»
- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами?
Назовите антонимы, которые встречаются на уроках математики.
Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.
Назовите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.
Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.
Назовите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.
Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.
- А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?
Например, в сказках:
Рукодельница – ленивица
Избушка ледяная - лубяная
Мальчик с пальчик – великан
Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли.
Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом.
- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)
- Оказывается в русском языке есть специальный словарь антонимов.
Он такой толстый. Посмотрите сколько много слов антонимов в русском языке.
Как вы думаете, все ли слова имеют антонимы? Попробуйте к этим словам подобрать антонимы
вход
рука
худой
Корова
Вывод: Не все слова имеют антонимы.
Творческое задание: сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжелые черные тучи. Сеет мелкий осенний дождик под ногами сырая земля.
-Какое настроение возникает после прочтения текста?
- С помощью каких слов передается это настроение? (грустное. Печальное, тоскливое)
Я вам предлагаю исправить этот текст, чтобы он вызывал радостное настроение.
Сегодня __________________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут _______________________ облака. Под ногами ____________________ земля.
- какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение?
Итог.
- Давайте подведем итог. Давайте вернемся к нашей таблице.
- какие слова называютя антонимами?
- назовите признаки антонимов.
Рефлексия.
- Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков.
- Какой первый котик по выражению лица ? а второй?
-Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим.
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.
Д.з.
- Найти пословицы с антонимами
Спасибо за урок.
Желаю вам успехов в освоении этой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина
Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...