Урок русского языка по теме "Состав слова Окончание"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Открытие новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка по теме "Состав слова. Окончание" | 7.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Состав слова. Окончание, его признаки. Выделение окончания в разных формах слова»
Цель: дать общее представление о составе слова; познакомить с окончанием, его существенными признаками; формировать умение выделять окончание в разных форма одного и того же слова; обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Словарно-орфографическая работа.
- Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.
- Угадайте словарное слово по его значению, запишите его в строку, поставьте ударение, подчеркните «опасное» место.
- Обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. (Посуда.)
- Транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов по рельсам. (Вагон.)
- Промежуток времени в 30 дней. (Месяц.)
- Полный комплект мужской или женской одежды. (Костюм.)
- Сгустившиеся водяные пары в виде массы плотного тумана, скопившиеся высоко в воздухе. (Облако.)
- Травянистое растение с тонкими обжигающими при прикосновении волосками на стебле и листьях. (Крапива.)
Самопроверка: сверить с записью на доске (или провести взаимопроверку).
- О составе чего мы будем говорить на уроке русского языка, вы узнаете из минутки чистописания.
- Чистописание
Наш девиз не забываем
И все чаще повторяем:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Посмотрите внимательно на запись. Что в ней зашифровано? (Состав слова.)
- Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Предположения учеников.)
Друзья! Наша задача такова –
Открыть всем, как устроены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют. (П. Чесноков.)
- Все на свете из чего-то состоит: лес из деревьев, облака – из множества водяных капель. Речь – из … (предложений), предложения – из … (слов). А слова также состоят из «строительного материала».
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Состав слова.)
- Как вы считаете, для чего нужно знать состав слова? (Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограммы в словах.)
- Изучение нового материала
- Что является строительным материалом для дома? (Ответы.) А вот «строительные блоки» для слова или части слова называют морфемами.
Работа с учебником
- Посмотрите на «домик», в котором живут части слова, и скажите, сколько их. Назовите их. (Ответы.)
- С какой частью слова мы уже с вами знакомы? (С корнем.)
- В каких «комнатах» живут постоянные «жильцы»? (Ответы.) Почему вы так решили?
- А в какой «комнате» «жильцы» все время меняются?
- А почему они меняются?
- Итак, из каких частей состоит слово? (Ответы.)
Наблюдение за особенностями окончания как изменяемой части слова.
Работа с учебником
- Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Какое слово повторяется чаще других? (Белка.)
- Поставьте вопросы от выделенных слов к формам слова «белка». Запишите в столбец по образцу. В разных формах одного и того же слова выделите окончание знаком
- Какая часть слова изменяется в слове «белка»? (Окончание.) Ребята, когда мы изменяем слово, то образуются формы одного и того же слова. Они различаются только окончаниями, все остальные части слова остаются неизменными, и значение слова не меняется.
- А как «получить» формы слова? (Изменить слово по вопросам.)
- Итак, что такое окончание? (Ответы.)
- С помощью какого знака мы обозначаем окончание?
Работа с учебником (правило )
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Ответы.)
Физкультминутка
Наблюдение за ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении.
На доске записан текст телеграммы: «Завтра приеду в ваша школа. Купите вкусным к(о,а)нфет».
- Прочитайте телеграмму, которую прислал Незнайка.
- Все ли понятно в телеграмме? Почему?
- Связаны ли слова друг с другом по смыслу?
- Что нужно сделать? Что получилось? Прочитайте.
- Запишите телеграмму правильно, подчеркните слова, которые вы изменили.
- Для чего нужно было изменить слова? (Чтобы связать слова в предложении.)
VI. Закрепление изученного
Работа с учебником
Упр. 114, с. 76
Прочитайте. Запишите выделенные слова в столбик, обозначьте окончание.
VII. Подведение итогов урока.
- Послушайте маленькое четверостишие и подумайте, какой части слова могут принадлежать эти слова? (Окончанию.)
Я слова все свяжу,
Хоть и временно.
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 115 с. 78; правило – с.76.
IX. Рефлексия.
Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево – дерево «Творчество». Оно поможет вам выразить ваше отношение к уроку. Для этого вам нужно прикрепить к нему одну из трех фигурок, которые есть у каждого из вас:
- Если урок для вас был полезным и вы остались довольны – прикрепите к дереву плоды – яблоки;
- Цветы – если интересными были лишь отдельные моменты;
- Листочки – урок не принес вам пользы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"
План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....
технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...
Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...