Открытый урок по русскому языку "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс
Ход урока.
Организационный момент.
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
Я надеюсь на Вашу активность и взаимопомощь. Желаю нам плодотворной работы
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите 14 ноября, классная работа
Минутка чистописания.
-Наш урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
- Послушайте меня внимательно. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, готовы? Приступаем!
1. Безударная гласная в слове земля …(е)
2.Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… (с)
3. Удвоенная согласная в слове тонна …(н)
4. Буква, похожая на окружность…(о)
5. какая буква пишется у существительных женского рода после шипящих на конце …(ь)
- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку, только честно, у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.
( е с н о ь)
- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).
- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.
- А какая орфоргамма есть в слове осень?
- Подберите проверочное слово (осенний)
-Что еще Вы можете сказать про это слово? (сущ, нариц, неодуш, ж.р., ед.ч, И.п.)
-Молодцы. Составьте предложение с этим словом(устно)
1 стадия. Вызов.
Актуализация знаний.
Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. И прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?
Для этого я предлагаю Вам составить интеллектуальную карту.
Прием «Интеллектуальная карта»
Возьмите лист белого цвета, составьте карту по изучаемой теме.
Я попросила вас вспомнить части речи не просто так, я предлагаю Вам выполнить след.задание
- Запишите отрывок из стихотворения и подпишите какой частью речи выражены слова
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Посмотрите внимательно на предложение, скажите какое оно? (сложное)
- Докажите (3 грамосновы осень наступила, высохли цветы, глядят кусты)
- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)
(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)
- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?
- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)
- Задайте вопрос (как ? уныло)
Постановка учебной задачи.
- Знакомы ли мы с вами с частью речи слова которой отвечают на вопрос как?
Значит, какую тайну нам предстоит открыть сегодня ( мы познакомимся с новой частью речи)
- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,
либо попробуйте предположить.
- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока).
- Верно, тема нашего урока Наречие как часть речи. Признаки наречия.
- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи).
- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи?
«Корзина идей»
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является?
- С чем связано в предложении?
- Какую роль выполняют в речи?
- Как изменяется?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
2 стадия. Осмысление содержания.
Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.(Розовый)
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах) и словами которые к ним относятся.
1)Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
2) Я возвращался с охоты вечером.
3) Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями.
4) Кругом ещё ярко светило солнце.
5) Я благополучно спустился с холма вниз.
- Проверим выполнения задания.
Поднималась (Где?) впереди, поднималась (как?) медленно
Возвращался (когда?) вечером;
Пискнул (как?) жалобно, (как?) слабо;
Светило (как?) ярко
Спустился (как?) благополучно
- Итак, на какие же вопросы отвечает наречие? (где, как,куда и т.д.)
- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)
- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.
Отвечаем на следующий пункт плана:
- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной )
Рассказ о наречии (Винокуров Артем)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом.
-Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»
(это буквальный перевод).
-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)
- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.
Физминутка.
«Мозговой штурм» (работа в парах)
-А сейчас мы с вами проведем опыт и выясним, изменяются ли наречия. Для этого возьмите лист зеленого цвета и ответьте на поставленный вопрос. Работаем в паре.
- Итак, какой вывод мы сделаем? (Наречие неизменяемая часть речи)
-Так какой же мы свами сделаем вывод, кто поможет мне сформулировать определение наречию (Наречие-это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы как, где куда, когда и обозначает признак действия)
- Давайте откроем учебник на стр. 74 и проверим, правы ли мы с вами?
«Творческая мастерская»
- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в парах. Из слов, которые находятся в конвертах, надо составить предложение записать его и сделайте полный синтаксический разбор.
яркое, заблестело, солнышко, весело. (Весело заблестело яркое солнышко).
(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), простое).
- Назовите наречие? (весело)
- На какой вопрос отвечает? (как?)
- С какой частью речи связано? (с глаголом)
- Что обозначает наречие? (признак действия)
- Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством и подчеркивается: точка, тире).
Итог урока:
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
- Какие же открытии мы сегодня сделали?
С какой частью речи мы сегодня познакомились? (наречие)
- Что узнали о наречии? (один ученик пробует дать полный ответ на вопрос «Что такое наречие?»)
3 стадия. Рефлексия
Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…
А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!
Домашнее задание.
Найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"
Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....
Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"
Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....
Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"
Знакомство со служебными частями речи....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...