Статья на тему "Речевой этикет как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий"
статья по русскому языку (1 класс)
Цель современного образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Достижению этой цели способствует работа по формированию универсальных учебных действий (УУД), одним из видов которых являются коммуникативные УУД.
Речевой этикет является одной из составляющих коммуникативной культуры. Именно он задает те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение.
Действительно ли работа над речевым этикетом будет способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_rechevoy_etiket_kak_sredstvo_razvitiya_kommunikativnyh_uud.docx | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Речевой этикет как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
Цель современного образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Достижению этой цели способствует работа по формированию универсальных учебных действий (далее – УУД). Одним из видов УУД является коммуникативные УУД.
Развитие коммуникативных УУД – одна из приоритетных задач школьного образования, т.к. именно они формируют у младших школьников способности планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать и задавать вопросы, разрешать конфликты, управлять поведением партнера, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. [1, с. 114]
Как нам кажется, в начальной школе при обучении русскому языку данному компоненту УУД следует придавать первостепенное значение в силу следующих причин:
1. Овладение системой речевой и языковой подготовки служит основой обучения по всем предметам.
2. Формирование личностного, регулятивного и познавательного компонентов УУД невозможно без четко разработанной системы по развитию коммуникативных универсальных учебных умений в системе начального образования.
Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия способствуют обеспечению плодотворного сотрудничества в коллективной деятельности, проявлению толерантности и эмпатийности в общении. [1, с. 115]
Анализ педагогической и методической литературы показал, что проблема формирования коммуникативных умений разрабатывалась в трудах многих ученых (И.А. Зязюна, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрина, Н.Д. Никандрова и др), но коммуникативные УУД младших школьников не являлись предметом специального исследования и остаются недостаточно разработанными. [3, с. 1]
Речевой этикет является одной из составляющих коммуникативной культуры. Именно он задает те рамки речевых правил, в пределах которых должно проходить содержательное общение.
Речевой этикет – важнейшая часть всего этикета в целом; это социально заданные и национально специфические регулирующие правила речевого поведения. [2, c. 12]
По мнению Т.А. Ладыженской и Н.И. Формановской знание речевого этикета является базой для последующего развития речевой культуры младших школьников. И.А. Агапова утверждает, что развитие у младшего школьника правильных нравственных представлений и норм поведения являются главной частью его осмысленного существования, построения качественных отношений со взрослыми и сверстниками. [3, с. 2]
Использование правил речевого поведения должно быть сформированной привычкой у человека с раннего возраста. Обучение правилам речевого этикета способствует развитию у обучающихся умения правильно выбирать средства речевого поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Проанализировав лингвистическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации, так как анализ языковых средств этикетных формул, обеспечивающих эффективный контакт между коммуникантами, позволяет выявить способы усиления или ослабления коммуникативного воздействия на собеседника.
Таким образом, задания по речевому этикету занимают важное место в формировании коммуникативных УУД.
Список используемой литературы:
- Баранов С. П., Бурова Л. И., Овчинникова А. Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – с. 106-123.
- Формановская Н. И. Русский речевой этикет: Лингвистический и методический аспекты. – М.: 2008
- Щербашина И. В. Формирование речевого этикета как основа развития коммуникативной компетенции младших школьников. Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников»
Работа в парах на уроке, виды парной работы....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"
Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...