Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: Значение и употребление наречий в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_4_kl._narechie.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Класс:  4

  № урока по расписанию:   3

Тема урока: Значение и употребление наречий в речи

Место и роль урока в изучаемой теме:  третий  урок по теме

Педагогические
цели

Развитие умений распознавать наречия среди слов других частей речи, определять лексическое значение наречий

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
и гражданской позиции человека; имеют первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной
форме;
логические – осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи,
в уме.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Основное содержание темы, понятия
и термины

  Наречие. Вопросы наречий: Куда? Как? Где?  Откуда? Когда? Признаки и роль наречий. Лексическое значение слов. Фразеологизмы.

Образовательные
ресурсы

Учебник, с . 73-76

Медиапроектор, интерактивная доска

Характеристика этапов урока

Этап урока

Формы, методы,
методические
приемы

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

 

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

- Запишем число, классная работа

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует обучающихся на работу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, оформляют записи в тетради (число, классная работа)

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

II. Чистописа-ние

Индивидуальная Практический

 

Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

- В слове земля безударная гласная …

- Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается.

- В слове тонна удвоенная …

- Пунктуационный знак, похожий на действие деление…

- Буква, похожая на окружность…

- У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …

- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н : о ь)

Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень)

Следит за правильностью написания

Организует

проверку

Выполняют задание, записывают нужные буквы и слово, вспоминая правила правописания слов.

Проверяют по эталону

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Актуализация знаний.

Фронтальная.
Словесный.
Практический

Стадия «Вызов».

- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

- Назовите известные нам части речи

Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

- Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей и попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.

На доске слова:         быстро, думай, медленно, работай, а

- Из данных слов составить высказывание, которое станет девизом нашего урока.

Думай медленно, а работай быстро.

- Молодцы, правильно составили девиз нашего урока.

- Как вы  понимаете это высказывание?

- Назовите наречия.

- На какие вопросы они отвечают?

- Используя наречия, скажите как бы вам хотелось работать сегодня на уроке. (правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).

- А что бы вы хотели узнать про наречие? Каковы задачи урока?

(Научиться выделять наречия среди других частей речи, ставить к ним вопросы, составлять предложения)

- Проверим теоретические знания по теме "Наречие" и проведем блиц-опрос.

Работа в парах.

Дети задают друг другу вопросы по пройденной теме.

- Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечают наречия?

- К какой части речи относятся?

- Что обозначает наречие?

- Чем обычно являются в предложении?

Мотивирует учащихся на получение новых знаний через повторение изученного материала.

Учит высказывать свое мнение.

Учит определять цель и задачи урока

Развивает коммуникативные умения учащихся

Выразительно читают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Определяют наречия по вопросам Отвечают на вопросы учителя.

Составляют девиз урока. Находят наречия, определяют вопросы, на которые отвечают наречия.

Формулируют задачи урока

Работают в парах, повторяют и закрепляют изученный материал

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия:

формирование умения работать в парах

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная. Самостоятельная.
Словесный. Практический

а) Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.                                                                                                

1. Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

2. Мы любим дни морозные,

Кругом упругий лёд,

Здоровый смех весёлый

И шумный Новый год!

(Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, весело, шумно, заново, снова)

б)  Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.

  • За всякое дело берись умело.

Как вы понимаете её значение?

в) Найдите наречие.

На какой вопрос оно отвечает?

К какому слову оно относится?

С каким словом связано это наречие?

- Яблоко от яблони недалеко падает.

- За край родной иди бесстрашно в бой.

- Всё хорошо, что хорошо кончается.

- Много спать дело не знать.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Проверка задания.

-Объясните свой выбор.

- Что помогло вам правильно выполнить это задание.

г)  Для чего нужны наречия в нашей речи?

-Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.

-А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия.

-Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синоним?                                                                                             

-Каким наречиями можно заменить эти фразеологические обороты?

  • Пальчики оближешь.
  • Битый час.
  • Днем с огнем.
  • Кот наплакал
  • На край света.
  • Откуда ни возьмись.
  • Чуть свет.
  • Как снег на голову.

Проверка выполнения задания.

-Устно придумайте предложение с этими наречиями.

Создает условия для получения учащимися новых знаний. Способствует успешному восприятию новых знаний по теме всеми учащимися

Организует проверку (фронтально)

Побуждает к высказыванию собственного мнения.

Организует самооценку

Организует работу
обучающихся по повторению синонимов. Обращает внимание на значение фразеологических оборотов

Организует проверку

Работают самостоятельно с текстом. Письменно выполняют задание

Проверяют по эталону

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы

Устно составляют предложения с наречиями

  Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Физкультминутка.                                                                        

Коллективная. Практический

Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно.

Проводит физкультминут-ку

Под музыку дети выполняют действия и называют наречия.

Осуществляют профилактику утомления

V.  Закрепление знаний и способов действий

Индивидуальная.

Словесный. Практический

Работа в группах

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка № 1.

Запишите к данным глаголам наречия.

Играют-..., сверкает-..., горят-..., катаются-..., едут-..., сияет -., смеются-.., скользят-.., трещит-..., веселятся-...

Карточка № 2.

Допишите глаголы к данным наречиям.

....- весело, .....-кубарем, ....- звонко, ....-быстро. ...-глубоко, ...далеко, ...-дружно, ....-стремглав.

-Сегодня на уроке мы напишем мини-сочинение на тему "Зимние забавы", используя наречия.

2. Работа в группах (Класс делится на две команды). Кто больше назовет наречий.

(весело, близко, далеко, кубарем вниз, наконец, днем, кругом, втайне, вихрем, налево, направо, прямо, звонко, прямо, свежо, жгуче, хорошо, неуклюже, досуха, докрасна, засветло, добела, сверху, спереди, вблизи, смешно)

3. Составление мини-сочинений.

Устно учащиеся составляют предложения по заданной теме и записывают их в виде мини-сочинения. Лучшие работы зачитываются.

Организует самостоятель-ную работу и работу в группах

Организует работу по развитию речи

Выполняют задание, осуществляют проверку по

эталону на электронной доске.

Устно учащиеся составляют предложения по заданной теме, а затем записывают их в виде мини-сочинения

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

формирование умения работать в малых группах

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Фронтальная.

Словесный.
Беседа

Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (ответы детей)

-Что нового мы узнали на уроке?

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности

Анализируют, формулируют конечный результат своей работы на уроке

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее задание

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя

Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведений. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр. № 129 стр.75

Дает комментарий к домашнему заданию.

Создает ситуацию выбора

Слушают объяснение учителя.  Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполнения задания. Делают соответствующие записи

Личностные:

Смыслообразова-ние, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Рефлексия

Фронтальная. индивидуальная.

Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

На уроке мне было (Выбрать нужные наречия из список наречий на слайде)

:

Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

Организует самоконтроль и самооценку учащихся.  

Высказывают своё мнение.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: адекватно оценивают свои достижения; понимают значение знаний для человека и принимают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...