«Как используются синонимы», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация по русскому языку «Как используются синонимы», 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_b_russkiy_yazyk.pptx284.83 КБ
Файл russkiy_2_b.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 «Б» класс Русский язык

Слайд 2

до ле -верхнее -верхнее

Слайд 3

Дождь в мае хлеба поднимает.

Слайд 4

Словарь: к_ра́бль , к_рти́на , в_р_бе́й , _рбу́з , я́бл_ко , ур_жа́й .

Слайд 5

Словарь: к о ра́бль , к а рти́на , в о р о бе́й , а рбу́з , я́бл о ко , ур о жа́й .

Слайд 6

1) На деревьях набухли почки. 2) Обязательно побывайте в весеннем лесу.

Слайд 7

1 ) «Дятел откидывает голову назад и с поразительной быстротой начинает ударять – барабанить клювом по дереву: тр-р-р-р-р ! – далеко разносится громкий треск, похожий на протяжный скрип сухого дерева. Я смотрю на крылатого барабанщика, смотрю и удивляюсь: голова у него так быстро мотается взад и вперёд, что мне даже страшно – как бы она не оторвалась от шеи. Но дятлу, по-видимому, хоть бы что. Он сыплет одну дробь за другой. Вот уж настоящий, природный артист!» Г.Скребицкий 2) На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну, и красавец! Г. Скребицкий

Слайд 8

Текст, в котором дается описание предмета, живого существа: его внешний вид, характер называется текст-описание. Текст, в котором рассказывается о каком-то событии, называется т екст-повествование.

Слайд 9

План. 1)Звуки воды в небе. 2)Косяки журавлей. 3)Прощание журавлей с Россией.

Слайд 10

1) Кот был отличный: черная, пушистая, отливающая глянцем шубка, белые залихватские усы, на всех четырех лапках белые манжетки, глаза цвета морской воды, выражение независимое и даже гордое. 2) Окно сильно запотело, и коту очень плохо стало галок считать. Так что же вы думаете мой кот! Поднялся на задние лапы, передние на стекла и ну протирать, ну протирать! Когда же протер и стало яснее, то опять спокойно уселся, как фарфоровый, и опять, считая галок, принялся головой водить вверх, вниз, и в стороны.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как используются синонимы».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для формирования умения подбирать синонимы к словам.

УМК: Начальная школа XXI век.

Задачи:

1.Образовательные:  организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование синонимов в речи;

2.Развивающие: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки; развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;

3.Воспитательные: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Регулятивные УУД:

  • умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
  • учить принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль над результатом действия;
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:        

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: учиться различать повелительное наклонение глагола.

Познавательные УУД:

  • уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану; уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.

Личностные УУД:

  • уметь выполнять самооценку.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, технологическая карта урока.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        I. Организация класса

1.Приветствие, знакомство;

2.Самоопределение к деятельности. 

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Здравствуйте, ребята!

- Я желаю вам, чтобы наш урок прошёл интересным, и мы многому научились.

 -Проверьте, всё ли необходимо у вас к уроку.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке

                                                                                                                         II. Минутка чистописания

1. Выполнение работы в тетради

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение внимательно слушать и слышать

 

Откройте свои тетради, сядьте правильно, тетрадь положите под наклоном и запишите сегодняшнее число 15 февраля, а ниже запишите «Классная работа».

- Начнем мы наш урок с минутки чистописания

- Посмотрите на слайд

- Какие соединения в этих буквосочетаниях?

-Пишите красиво, запишите соединение и пословицу в тетради.

Учащиеся объясняют, какое соединение у каждого из них

чт- верхнее

чн- верхнее

Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, буквосочетания

                                                                                                  III. Словарная работа

1. Выполнение словарной работы

Познавательные: 

Выполнение словарной работы

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

- Ниже с новой строки с большой буквы запишите слово словарь, поставьте:

-Посмотрите на слайд.

-Прочитайте первое слово.

Б_рё́за, м_ро́з, к_ро́ва, с_ба́ка, к_пу́ста, т_тра́дь, м_чта́.

-Запишите эти слова, поставьте ударения и подчеркните орфограмму.

-Запишите предложение.

Учащиеся записывают словарную работу в тетради:

Берё́за, моро́з, коро́ва, соба́ка, капу́ста, тетра́дь, мечта́.

IV.Актуализация знаний учащихся

1. Повторение ранее изученного материала.

Личностные:  умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться.

-Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (На доске запись)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие?

 - Какое слово употреблено здесь в переносном значении?

- Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»?

-Что общего у этих слов?

- А кто знает, как называются эти слова?

- Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

3

Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны. 

Пришла

Наступила, настала, началась.

Слова с близким значением.

Дети предлагают разные варианты.

Со словами с близким значением.

V. Сообщение темы и цели урока

1. Сообщение темы и цели урока учащимся

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

-Посмотрите на слайд. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как используются синонимы».

Учитель читает тему урока.

VI.Изучение нового материала

1.  Знакомство с понятием синонимы.

Сино́нимы — слова различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее значение.

- Русский язык очень богат синонимами, существует очень много словарей синонимов, вот одни из них, посмотрите на слайд.

Слушают учителя.

2. Выполнение упражнения 1, с.54

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

-Сейчас  откройте страницу 54.

-Посмотрите на правило ниже упражнения.

-Запишите в тетрадь упр. 1. Пишите красиво, следите за осанкой.

-Задание прочитает вслух……….

-Начнём с первого предложения, которое прочитает вслух…………

Резкий ветер. Резкая боль. Резкий поворот. Резкий свет.

- Ниже даны слова, которые нам помогут заменить выделенные слова.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Порывистый ветер. Острая боль. Крутой поворот. Яркий свет.

3. Физминутка.

-А сейчас давайте с вами немного отдохнём и проведём физминутку.

Мы хлопаем в ладоши – хлоп, хлоп!

Мы топаем ногами – топ, топ!

Качаем головой, качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы низко приседаем

И прямо мы встаем.

Руки вниз, на бочок,

Разжимаем – в кулачок.

Руки вверх и в кулачок,

Разжимаем – на бочок.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся!

- Молодцы, ребята! Садитесь.

4. Выполнение упражнения 2, с.54

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

-Найдите упражнение 2.

-Задание прочитает вслух…….

-Давайте разберём с вами вместе первое словосочетание.

1. Большой дом (огромный, высокий, каменный, прочный, громадный).

2. Большой учёный ( известный, великий, выдающийся, старый, взрослый).

3. Ребёнок уже большой ( умный, смирный, аккуратный, взрослый, хороший).

-К доске выйдет и запишет первое словосочетание….

-Молодцы!

1. Огромный дом.

2. Известный учёный.

3.Ребёнок уже взрослый.

-(остальные записывают  в тетрадь)

5. Выполнение упражнения 4, с. 55

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

-Посмотрите на страницу 55, упражнение 4.

- Будем записывать к себе в тетрадь с проговариванием.

1. Крепкая ткань (новая, светлая, прочная, шёлковая, тонкая).

2. Крепкий человек ( ловкий, смелый, сильный, прочный, здоровый).

3. Крепкий мороз ( большой, прочный, сильный, обычный, сердитый).

4. Крепкая  дружба ( верная, слабая, недолгая , сильная, надёжная.)

Записывают к себе в тетрадь с проговариванием.

  1. Прочная ткань.

2. Сильный человек.

3. Сильный мороз.

4. Верная дружба.

VI.Итог урока

1. Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

- Что такое синонимы?

- Молодцы ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали. Вы были очень активными.

-Спасибо за урок! До свидания! До новых встреч!

Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы» .

Конспект урока по русскому языкуво 2 классеизучение и первичное закрепление нового материала. УМК "Начальная школа ХХI век"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы»

Цели:образовательная:  организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и  использование синонимов в речи;развивающая:...

Конспект урока по русскому языку "Как используются синонимы"

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку....

Конспект урока русского языка: «Как используются синонимы», 2 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия об использовании синонимов в устной и письменной речи, умения применять синонимы для устранения повт...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Как используются синонимы?" (УМК: "Школа России" 2 класс)

Цель урока:формирование у учащихся представления об использовании синонимов, умения использовать синонимы в устной речи и в тексте.Планируемые результаты: Предметные:1) определять синонимы;2) пра...

Технологическая карта урока русского языка "Как используются синонимы" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"

Цель деятельности учителя:формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов. Задачи урока:Дидактические:1) организовать деятельность учащихся, направленную н...