Технологическая карта урока русского языка "Как используются синонимы" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов.
Дидактические:
1) организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;
2) формировать представление о том, как использовать синонимы.
Развивающие:
1) развивать логические мышление, память, внимание;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности
2) воспитывать умение работать в коллективе
Предметные: научатся:
1) выявлять в тексте случаи употребления синонимов;
2) подбирать к различным словам синонимы.
Личностные:
1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 07.03.2023 Школа: МАОУ «Академический лицей №95» Класс: 2-8 Урок: 2 Время: 8:55-9:35 Кабинет: д/о 6 | Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна Группа: 31 Учитель: Соколова Оксана Николаевна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Как используются синонимы»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: формирование умения подбирать синонимы к словам; наблюдение за значением слов-синонимов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи; 2) формировать представление о том, как использовать синонимы. | Предметные: научатся: 1) выявлять в тексте случаи употребления синонимов; 2) подбирать к различным словам синонимы. |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы | Личностные: 1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; 2) познавательные интересы, активность, инициативность, |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности 2) воспитывать умение работать в коллективе |
УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019. -Ч.2; учебная презентация; раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка (слайд №1). 2. Создаёт эмоциональный настрой на урок - Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе. - Отлично, давайте начнём наш урок! 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз (слайд №2). На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! - Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока? - Отлично, молодцы. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. - На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | Презентация Презентация |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Индивидуальная Группа практических методов: словарная работа
Внешний контроль | 1. Организует работу со словарными словами. - Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «7 марта». Ниже пишем «Классная работа». -Посмотрите на слайд. Запишите эти слова, поставьте ударения и подчеркните орфограмму (слайд №3). Б_рё́за, м локо, р бята, дежда, м_ро́з, к_ро́ва. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по эталону на слайде (слайд №4). Берёза, молоко, ребята, одежда, мороз, корова. 2. Организует работу с синонимами. - На слайде вы видите слова. Давайте прочитаем их, объясним значение слов и попробуем подобрать синонимы (слайд №5). Гладкий, зрелый, мчаться, мокрый. - Давайте сделаем вывод, для чего же нам служат синонимы? | Работают в тетради. Записывают слова и ставят ударение. Проверяют друг друга. Подбирают синонимы. Гладкий - ровный, шелковистый. Зрелый – взрослый, спелый. Мчаться – бежать, спешить,торопиться. Мокрый – влажный, сырой. - Для определения значения слова. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация Презентация Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Ребята, кто уже догадался, о чем мы с вами будем говорить? - Предположите тему нашего урока. (слайд №6) - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока с помощью слов: (слайд №6). 1) закрепить … 2) учиться … - Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока. - На слайде есть опорные слова для составления плана: (слайд №7) 1) Вспомним … 2) Будем учиться … 3) Выполним … 4) Сделаем … | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели. - О значении синонимов. Тема: «Как используются синонимы» Цель: 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. План: 1) Вспомним, что такое синонимы; 2) Будем учиться подбирать синонимы; 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Сделаем вывод. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | Презентация Презентация Презентация |
Обобщение и систематизация знаний и умений (7 мин) | Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания; | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль Группа словесных методов: учебный диалог Группа практических методов: выполнение упражнения | 1. Организует повторение определения «синонимы». - Давайте вспомним, что же такое синонимы? - Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры. - Давайте откроим учебники на стр.54 №1 - Каким словом у нас является слово «резкий». - Прочитаем все предложения и ответим на первый вопрос. Будут ли все подобранные синонимы одинаковыми к каждому предложению? - Давайте будем заменять выделенные слова устно с помощью слов для справок, которые подходят по значению. Отвечаем по поднятой руке и объясняем свой выбор. 2. Организует работу в парах. - Теперь посмотрим на №2. Прочитайте. - Давайте подумаем, какие же синонимы нам выбрать в первом предложении? Почему? - Теперь с соседом по парте обсудите, какие синонимы подобрать во втором и третьем предложениях. Давайте проверим. - Почему в разных предложениях к одному и тому же слову подойдут разные синонимы? - Прочитайте задание №4 - Давайте вместе разберем первое предложение. Какие синонимы мы можем использовать? Почему? - Записывайте в тетрадях номер задания и предложение со словом, которые мы выбрали. - Теперь самостоятельно допишите остальные предложения, заменяя выделенное слово, словом из скобок. - Теперь проверим, что у вас получилось. Озвучьте ваши варианты. 2. Организует работу в группах. - Давайте повторим правила работы в группах. (слайд №8) Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами. 1 Группа Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. 2 Группа Строители возвели новый дом. Красивый дом расположен на центральной улице города. Этот дом предназначен для рабочих крупного завода. Людям очень нравится новый дом. 3 Группа С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. 4 Группа В цирке выступал волшебник. Сначала волшебник превратил кролика в собаку. Потом волшебник заставил исчезнуть целую машину. Детям очень понравилось выступление волшебника. Они громко хлопали в ладоши. 5 группа Тонкий слой снега покрыл землю. Медведь долго бродил по лесу. Медведь искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище медведя. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В сильные морозы медведь крепко спит. Наступит весна. Медведь покинет свое жилище. - Теперь по очереди один человек из группы выходит к доске, рассказывает, о чем текст, называет слово, которое повторялось в тексте и синонимы, которыми вы заменили эти повторы. | Синонимы – слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. - Слова, имеющие несколько значений – язык, лук, шляпка. Читают задание. - Многозначным словом. - Значение многозначного слова раскрывается в сочетании с другим словом, поэтому и синонимы к многозначным словам будут разные. Резкий ветер – порывистый; Резкая боль – острая; Резкий поворот – крутой; Резкий свет – яркий. Читают задание. - Огромный, громадный. - Известный, великий. - Взрослый. - Т.к. зависит от значения синонима именно в этом предложении. Читают задание. - Прочная ткань, т.к. говорится о прочности ткани. Здоровый человек, сильный мороз, верная дружба. - Робкий, пугливый, трусливый, боязливый. - Дом, здание, жилище, постройка. - Дети, ребята, детвора, малыши. - Волшебник, кудесник, маг, чародей. - медведь, животное, косолапый, мишка, зверь. Озвучивают ответы. | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Презентация Учебник Учебник Учебник Презентация Раздаточный материал Раздаточный материал |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео. - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения | Видео | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (20-25) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: выполнение самостоятельной работы Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. - На партах у вас лежат листочки, в которых вы будете работать самостоятельно. №1 Подбери к каждому слову синонимы. Храбрый- Доктор - Товарищ – №2 Подчеркни многозначные слова. Ручка, радуга, январь, лес, кисть, дерево, стол, плитка, ель, язык. №3 Из слов в скобках выбери подходящие по смыслу к данным словам. Запиши сочетания слов. Роща (осиная, осиновая) Человек (душный, душевный, душистый) Суп (рыбий, рыбный, рыбачий) - Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону на слайде (слайд №9). Поставьте оценку в соответствии с критериями (слайд №10). Оценка 5 – без ошибок Оценка 4 – 1-2 ошибки Оценка 3 – 3-4 ошибки Неудовлетворительно – 5-7 ошибок | 1.Выполняют самостоятельную работу. Ответы №1 Храбрый – смелый, отважный. Доктор – врач, медик, лекарь. Товарищ – друг, напарник. №2 Ручка, кисть, плитка, язык. №3 Осиновая роща, душевный человек, рыбный суп. Взаимопроверка. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Раздаточный материал Презентация Презентация |
Рефлексия деятельности (по продукту) ( 2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации
Внешний контроль | 1.Организует повторение темы и целей урока. - Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд №11) - Какую цель на урок мы ставили? - Так какое же главное значение слов-синонимов? - Пригодится ли в жизни умение подбирать синонимы? Приведите примеры. 2. Организует рефлексию деятельности обучающихся. - Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям: 1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно, и вы успели сделать все задания. 2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями. 3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно. - Почему подняли желтый и красный предмет? | 1.Анализируют свою работу на уроке. - «Как используются синонимы» Цель: 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. - Синонимы помогают определить значение слова. - Да, пригодится. Выполняют самооценку. Аргументируют свой выбор. | УУРД: оценивать свою работу. УУПД: оценивание процесса и результатов деятельности | Презентация Презентация
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! Девиз
Б_рёза, м_локо, р_бята, _дежда, м_роз, к_рова.
Б е рё́за , м о локо́ , р е бя́т а, о де́жда , м о ро́з , к о ро́ва .
Гладкий, зрелый, мчаться, мокрый.
Тема «Как используются синонимы» закрепить … учиться … 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. Цель
План 1) Вспомним … 2) Будем учиться … 3) Выполним … 4) Сделаем … 1) Вспомним, что такое синонимы; 2) Будем учиться подбирать синонимы; 3) Выполним самостоятельную работу; 4) Сделаем вывод.
№ 1 Храбрый – смелый, отважный. Доктор – врач, медик, лекарь. Товарищ – друг, напарник. № 2 Ручка, кисть, плитка, язык. № 3 Осиновая роща, душевный человек, рыбный суп.
Оценка 5 – без ошибок Оценка 4 – 1-2 ошибки Оценка 3 – 3-4 ошибки Неудовлетворительно – 5-7 ошибок
Тема «Как используются синонимы» 1) закрепить знания о синонимах 2) учиться использовать синонимы. Цель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся.Тема:«Правописание не с глаголами».Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы ...
Технологическая карта урока русского языка: "Синонимы в тексте" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для систематизации знаний у обучающихся о синонимах, распознавания синонимов в тексте.Задачи урокаДидактические:1. закрепить понятие «слова-синонимы»;2. в...
Технологическая карта урока русского языка "Синтаксический разбор предложения" (УМК "Начальная школа XXI в.", 4 класс)
Цель урока: формирование умения выполнять синтаксический разбор предложения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с алгоритмом выполнения синтаксического разбора предложения;2. учить м...
Технологическая карта урока русского языка "Относительные имена прилагательные" (УМК "Начальная школа ХХI века", 3 класс)
Цель урока: формирование представление о понятии ”относительные имена прилагательные”.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с относительными именами прилагательными;2. Обобщит...
Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать письма» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс 1 часть)
Тип урока: урок открытия «новых» знаний.Цель урока: формирование умения писать письма и правильно адресовать их. Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с правилами офор...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений о корне как значимой части слова; умения выделять корень в словах.Задачи урокаДидактические:...