Технологическая карта. Русский язык. 3 класс. "Правописание удвоенных согласных в корне слова"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Загороднова Светлана Викторовна

Урок для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_udvoennyh_soglasnyh_v_korne_slova.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку в 3 классе

Тема: правописание удвоенных согласных в корне слова

3 класс

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Задачи:

-сформировать умение наблюдать за новой орфограммой;

-находить в словах эту орфограмму;

-правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне середины слова

-сформировать умение применять изученное правило.

Планируемые результаты

Личностные результаты: оценивать ситуации, объяснять смысл своих оценок, мотивов.

Метапредметные результаты:

Р.1: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К.1: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты: сформировать умение наблюдать за новой орфограммой, находить в словах эту орфограмму.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

  1. Мотивация

-Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

-Сегодня мы рассмотрим с вами орфограмму, которая не похожа ни на одну другую.

Запись словарных слов.

-Что общего в написание этих слов?

-А как выглядит орфограмма?

-Какие звуки обозначаются буквенной орфограммой?

-А если сочетание?

-Сегодня мы с вами попытаемся рассмотреть еще одну особенность правописания согласных звуков.

- А какую особенность правописания мы уже знаем?

Сугроб [п]

Сердце [рц]

Отвечают на вопрос.

Учим правила, находим опасные места и проверяем их, учимся писать правильно слова.

Записывают

Все орфограммы не подлежат проверке.

Буква или сочетание букв.

Гласные и согласные

Гласные и согласные, только согласные.

Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-А сегодня согласный предлагает нам новую задачу.

-Подумайте какое слово я написала?

[каса]

-Мы хотели рассмотреть жизнь согласных звуков!

-проведем звуковой анализ слова

-Почему мы не сразу узнали слово?

-А вам когда-нибудь приходилось встречаться со словами, где есть такое несовпадение?

коса

касса

проводят звуковой анализ слова

звук один мы просто произносим его длиннее, букв потребовалось 5, а звуков 4.

Думают, размышляют, высказывают свои мнения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

  1. Выявление места и причины затруднения

-запишите это слово

-В какой части слова появляются две одинаковые буквы?

-А мы можем как-то объяснить, почему в этих словах пишется две одинаковые буквы?

Записывают.

В корне

Думают, размышляют, высказывают свои мнения

Регулятивные: прогнозировнание и целеполагание – постановка учебной задачи на соотнесение того, что еще неизвестно.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

-С точки зрения происхождения русского языка это объяснить невозможно, т.к. эти слова заимствованы, но они настолько нам стали родные, что мы даже этого и не подозреваем.

-запишите слова

Кассета, касса, сумма.

-Давайте выясним с какого языка пришли к нам эти слова.

-Чем мы для этого можем воспользоваться?

Cassa

Слово касса заимствовано из итальянского языка. Пишется две буквы, поэтому в русском языке мы также сохранили две буквы С.

Cassete

Слово кассета пришло к нам из английского языка

Summa

Слово сумма пришло к нам из латинского языка.

Записывают слова в тетрадь

Словарем

Наблюдают и сравнивают русскую запись слова и иностранную.

  1. Реализация построенного проекта

-какой мы можем сделать вывод?

-Как пишутся слова с удвоенным согласным звуком?

-В какой части слова находится удвоенная буква согласного?

– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете?

- В какой части слова находится удвоенная буква сс?

-Сделайте вывод?

Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.

Прочитайте правило на с. 58.

– Что нового из него вы узнали?

– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного?

– Всегда ли можно так переносить слова? (

– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?

Написание слов с удвоенной согласной надо запомнить.

Подобрать однокоренные слова.

(Классный, одноклассники.)

В корне

Удвоенная буква согласного пишется в корне однокоренных слов

Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.)

Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.

(

Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

  1. Первичное закрепление (применение нового материала)

Слайд

Троллейбус, Анна, кроссовки, Иннна

-запишите с данными словами два предложения. Подчеркните удвоенные согласные и разделите слова с удвоенной согласной в корне слова для переноса

двое учеников работают у доски

дети читаю свои предложения

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по карточкам (слайды).

-вставить пропущенные буквы в словах с удвоенной согласной в корне.

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы. (С + С =  СС)

проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему?

– Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали? 

С+С=СС

Отвечают на вопросы, делают выводы

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Разработка урока 4 класс "Правописание гласных и согласных в корне слова".

Правописание гласных и согласных в корне слова....