Урок русского языка по УМК 21 век. 2 класс. Имя существительное.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок из раздела части речи.
Цель урока - способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название.
Урок проводится в форме путешествия по стране Морфологии.
На уроке использовались приёмы следующих современных образовательных технологий: Технологии развития критического мышления ( приём Кластер) – служит для активизации мыслительной деятельности; тестовой технологии (задание «Игра Молчанка»)- воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, прием «Доводящих карточек» из технологии «Взаимообучения» развивает ответственность за совместные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов
МБОУ СОШУИП №3 Редозубовой Т.Г.
2 класс. УМК «Школа России»
Тема урока: Путешествие в страну Морфологию. Имя существительное как части речи.
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
Личностные :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Оборудование:
-карточки для работы в парах и группах вопросы на листочках ромашки;
-учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (2 часть, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий );
-электронные образовательные ресурсы;
-документ-камера
- мультимедийный проектор ,компьютер
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности уч-ся | Формируемые способы деятельности |
1 орг. момент Моти-вация к уроку 2. Актуа-лизация Знаний Целепо-лагание 3. Словарная работа 4. Орфогра-фическа минутка 5. Работа в группах Опред-ние значений имен сущ-ных | Ребята, здравствуйте, напомню, меня зовут, Татьяна Геннадьевна. Какое у вас настроение? У меня тоже отличное. У вас на уроке гости, поздороваемся с ними. 1 слайд Скажем «Здравствуйте» руками, Скажем «Здравствуйте» глазами Скажем вместе «Здравствуй, друг!» Будет радостно вокруг. Садитесь ребята. Я думаю, мы смогли зарядить хорошим настроением и наших гостей. Урок русского языка. Проверим посадку. Ножки – на месте, ручки – на месте, локти у края, спинка - прямая. Откройте тетради, запишите число и классная работа. 2 слайд Сегодня на урок к нам прилетела Мудрая Сова, у неё срочное сообщение. Вам интересно узнать какое? 3 слайд, 4 слайд Прочтите. «Беда! На мою страну налетел ураган. Всё разбросал. Потерялась самая большая часть речи. Помогите! Найдите! Морфология. Ребята, вы знаете морфологию? А что такое части речи? А как вы их различаете? Ребята, так поможем найти потерянную часть речи? Назовите цель нашего урока. 5 слайд Определить пропавшую часть речи и научиться распознавать её при помощи значения и вопросов) Узнать что такое морфология. Итак цели поставлены. Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по следам этого урагана, он нас и приведёт в страну, где живут части речи и Морфология. Согласны? Чтобы отправить в чужую страну, вспомним, что знаем о своей, в которой живем? Я загадываю слова, а вы их называете и записываете. 6 слайд В какой стране мы живём? Россия Для всех нас Россия – это Родина Главный город страны? Москва Ребята, а вы изучали эти слова, какие они, правильно словарные. Поменяйтесь тетрадями и по образцу на экране проверьте правильность( если правильно, поставьте знак плюс, ошибки -) Чтобы быть успешными и достичь целей урока, выберете те черты характера, которые нам помогут в пути . 7 слайд Старание, внимание, честность, смелость - это и есть формула успеха. Работаем старательно, Слушаем внимательно, В путешествии не зеваем, Тайны Знаний открываем. 8 слайд Итак, мы готовы к путешествию, разгадайте ребус, на чём поедем? Какая орфограмма спряталась на конце этого слова? Запишите его вместе с проверочным словом. (учитель в это время превращается в проводника) Уважаемые пассажиры я на правах проводника буду вас сопровождать в пути. Звучит гудок паровоза и голос машиниста. 9 слайд В пути не будем терять время даром. Вам предстоит в группах исправить то, что перепутал ураган. Объединитесь по группам, капитаны групп разберите листки с заданиями. Работа в группах. Проверка групп. Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15 1 группа. Транспорт. Что у меня на экране. Картинки с предметами. Совпали они с вашими словами. Да. Значит вы справились с заданием. 2 группа. Животные Какое лишнее слово. Прочитайте оставшееся. Как назвали одним словом? Какой вопрос? Совпали картинки животных с названием слов? Да. Вы справились с задание. 3 группа. Растения. ( аналогично) 4 группа. Явления природы. 5 группа. Какое лишнее слово? Какие слова оставили Выборы, праздник, путешествие, встреча. Как назвали. Это события. На какой вопрос отвечают. Какое важное событие скоро произойдёт в нашей стране? В нём должны принять участие все взрослые люди от 18 лет. Это гражданский долг перед страной. Об этом говорят по телевидению. 6 группа. Люди. ( аналогично) К какому слову я не подобрала картинку, но вы его оставили. Доброволец –это действительно человек. Трудно это слово показать картинкой, можно значение посмотреть в толковом словаре. | Дети здороваются с гостями. Дети проговаривают вместе с учителем слова и проверяют осанку Записывают число, классная работа в тетрадь Нет Существительное, прилагательное, глагол. По вопросу и лексическому значению да Дети записывают слова в тетрадь Россия, Родина, Москва Старание – лень Внимание – рассеяность Честность – враньё Смелость - трусость Паровоз – паровозы Смотри Приложение 3 Дети разбиваются на группы, получают конверты с заданиями. (смотреть задания в приложении) Зачеркнуть лишнее слово и дать название оставшимся словам. Определить вопрос к этим словам. Выборы президента | Коммуникативные Соблюдают простейшие нормы речевого этикета Регулятивные Организовывают своё рабочее место Личностные Формирование осознанной мотивации Познавательные Формулируют ответы на вопросы, анализируют. Личностные Формирование навыков аккуратного письма с учётом гигиенических требований. Личностные формируют нравственный аспект поведения Познавательные Понимание учебного текста, формули-рование простых выводов Коммуникативные Участвовать в диалоге: слушать и понимать Регулятивные Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Формулируют ответы на вопросы |
Толковый словарь 6.Подведе-ние итогов исследо-вания 7.Физмин-ка | Слайд 16.Знакомство со значением слова доброволец. Ребята, 2018 год по указу президента РФ объявлен годом гражданской активности, добровольца или волонтёра. Это значит по доброй воле помогать тем, кто в этом нуждается. А мы можем себя назвать добровольцами? Конечно. Этот рисунок символизирует руки, которые несут доброту и помощь тем, кто нуждается. А теперь проявите свою зоркость и сообразительность. Посмотрите на все группы слов, что у них общего? Слайд 17 Учёные условились считать, что главное значение этих слов - это значение предмета. Потому что можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить, почувствовать? Значит, они существуют? Как назвать их одним словом? (существительные). Как вы думаете, много слов в этой части речи? Конечно. Сколько всего нас окружает, огромное количество предметов, явлений и каждое имеет своё название-слово. Значит, какую часть речи мы с вами искали? Имя существительное – это самая представительная часть. Каждое второе слово в Речи – существительное. По наблюдениям учёных появилось в речи в числе самых первых слов. Давно живёт она в мире этом, даёт название предметам. Паровозик дарит нам весёлую минутку для отдыха слайд 18 Физминутка( песенка про паровоз) | отвечают на вопросы: кто? Что? имя существительное.
| Познавательные, метапредметные, личностные Формирование логических действий анализа Познавательные учатся слушать и понимать теоретический материал(анализируют) |
8. Воспроиз-ведение тематичес-кого материала на новом уровне А) Работа в парах | Ребята, мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? Методика доводящих карточек слайд 19 Чтобы времени не тратить даром поработаем мы в парах, сначала прочитайте внимательно текст, где говорится о Морфологии. А сейчас проверьте друг друга как вы поняли текст. Для этого послушайте инструкцию. Возьмите карточки, на них слева записаны вопросы по тексту, а справа ответы, их не показывать соседу. Задавайте вопросы по очереди и проверяйте правильность ответов. Отвечающий может пользоваться текстом. Так вы сможете побыть и в роли учителя и в роли ученика. Начинает первым задавать вопрос тот, у кого карточка под номером 1. Постарайтесь успеть задать все вопросы и ответить правильно на все вопросы, работу закончить нужно по звонку. Приступайте. Звучит звонок, поднимите руки, кто успел ответить на все вопросы и задать все вопросы? Что такое морфология? Какая самая большая часть речи? Что обозначают слова этой части речи, на какие вопросы отвечают? оцените свою работу в паре. Ответили правильно на все вопросы + | Не на все вопросы ответили Смотри Приложение 4 У детей на партах лежат тексты о морфологии, они читают его. | Регулятивные осуществляют контроль за своей деятельностью Познавательные Понимание учебного текста, формули-рование простых выводов Коммуникативные Участвовать в диалоге: слушать и понимать Регулятивные Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь. Формулируют ответы на вопросы |
9. Закрепление учебного материала | Ура! Мы достигли цели путешествия. Нас встречает сама наука Морфология и Имя существительное. Слайд 20 Они рады, что вы им помогли, но они решили вас проверить, хорошо ли мы усвоили материал. Работа в учебнике. Проверка на документ – камере1 ряд 2 ряд 3 ряд стр.47 упр.79 | Составить из слов предложения и подписать существительные. Выделить грамматическую основу. | Личностные Формирование навыков аккуратного письма с учётом гигиенических требований. Регулятивные Делают выводы по результатом своей работы |
10. Контроль усвоения знаний. Тест | Слайд 21 Наше путешествие подходит к концу, но жители приготовили для вас сюрприз – подарок. Игра «Молчанка». Суть игры состоит в том, что из двух слов вы выбираете то, которое обозначает существительное. Для быстроты записываете не всё слово, а только первую букву слова. Например Ёж - колючий, выписываете букву Ё Выполнив своё задание, дети читают буквы и у них получается слово – браво Слайд 22 На доске вывешиваются буквы правильных ответов. Это благодарность вам от Имени существительного и Морфологии. Проявите честность, оцените свою самостоятельную работу, если слово получилось полностью - смайлик, если1-2 ошибки задуматься, больше ошибок – значит дома надо ещё раз перечитать материал в учебнике. | Дети находят нужные буквы, выставляют в нужном порядке и получаются слова. браво
Дети оценивают себя | Регулятивные Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
10. Итог урок. Рефлексия. | Методика ромашки с вопросами слайд 23 Мы прибыли домой. Мудрая Сова нас встречает с цветком ромашки и просит поделиться впечатлением от путешествия. У неё много вопросов, но позадавайте их друг другу сами. Вы знаете, что ромашка не простая, а с заданием на каждом лепестке, это ромашка вопросов, нужно закончить вопросы. Командиры групп, подойдите, возьмите по лепестку. (1)В какую страну путешествовали? Кто главный в этой стране? Почему? Какую часть речи изучили? Что существительные обозначают? На какие вопросы отвечают? Что нового узнали? Мой последний вопрос? Кто сегодня за урок поставил бы себе пять. Я подскажу как себя оценить: вам всё было понятно на уроке, у вас больше улыбок за задания, чем огорчений. Слайд 24 ДЗ нарисовать наше путешествие, что вы запомнили и больше всего понравилось. Закончить упражнение 79 стр.47 Вам понравилось путешествовать? Мне тоже понравилось с вами путешествовать. В подарок от меня ладошки доброты и помощи, символ нашего года добровольцев. Всем спасибо за урок. | На ромашке только начало вопроса. В какую страну…? Кто главный ….? Какую часть речи …? На какие вопросы …? Что нового …? Дети оценивают себя | Коммуникативные Участвовать в диалоге: слушать и понимать Познавательные Формулируют вопросы и ответы по теме урока Личностные формируют нравственный аспект поведения Регулятивные Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Осуществляют самооценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и презентация, 3 класс. "Имя существительное"
Урок . русского языка и презентация в 3 классе по теме " Имя существительное".В методической разработе исследование существительного - ветер по разделам : лексика, словообразование, морфол...

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Урок русского языка в 4 б классе по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных».
Тема урока: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен...

Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
урок русского языка в 4-м классе Склонение существительных
Обзор возможностей социальной сети работников образования1. Для общения.2 ОРГмоментДомашнее задание...