урок русского языка 4 класс программа "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

"Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Олы»

Правописание безударных падежных окончаний

имён прилагательных.

(урок русского языка в 4 классе)

Подготовила:

учитель начальных классов

Никулина Т.Д.

2018 – 2019 уч.г.

План-конспект

Разработки урока русского языка в 4 классе

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

         

Тип урока: Закрепление знаний по теме.

Цель урока: осмысление законов и правил правописания в процессе работы над алгорит-мом проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного числа; развитие всех видов речевой деятельности школьников.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.
  2. Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по родам, числам и падежам.
  3. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
  4. Продолжить работу по развитию речи учащихся, активизации словаря; воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову.
  5. Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.
  6. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Оборудование: пословицы и поговорки русского народа, таблица для организации самостоятельной работы учащихся; отрывок из рассказа С.Козлова, распечатанный для каждого ученика, проектор

Этапы урока

Содержание урока

I.Организационный момент.

           -Здравствуйте, ребята, улыбнитесь друг другу и всем гостям.

ИГРА « Мешочек ощущений »  

Учитель: Ребята, что лежит в этих  мешочках? (Не видно, мешочек закрыт.)

Учитель: А как можно узнать? (Можно засунуть руки в мешочек и  « потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: Погладь предмет. Что ты почувствовал?

 (Этот предмет мягкий, теплый.)

Учитель: Мягкий, как что? (Как мягкая игрушка, шарик.)

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил? (Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)

Учитель: А ты что нащупала в мешочке? (Не знаю, что-то колючее, с иголками.)

Учитель: Что же ты почувствовала? (Я испугалась, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

-А можно ли сделать доброе дело на уроке?

(Активно работать на уроке и радовать учителя)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Постановка целей урока.

III. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

- Запишите следующие соединения букв:

нижнее соединение – ий  ый  ая  яя  ее  ие

верхнее соединение – ой  ое

- Прочитайте русскую пословицу, вставьте пропущенные буквы:

Чист.. бельем  грязн.. души не прикроешь.

У: Как вы понимаете смысл этой пословицы.( Как бы человек не оделся красиво, его характер не изменится в лучшую сторону.)

У: Запишите пословицу, у прилагательных выделите окончания.                                     

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

У: На основе выполненной работы сформулируйте тему урока. (Правописание окончаний имён прилагательных.)

- Какова цель нашего урока? (научиться безошибочно определять безударное окончание имён прилагательных)

У: Действительно, сегодня мы будем  тренироваться в выборе верного безударного окончания имен прилагательных.

Определим  план работы.

Вспомним:

 1. Имя прилагательное.

 2. Алгоритм правописания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Учимся:

3.Применение знаний на практике.

4.Итог.

-Что вы знаете об имени прилагательном?

(Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая?, какое?, какие?, чей? Имена прилагательные изменяются по падежам, родам и числам. В предложении имена прилагательные являются второстепенными членами предложения – определениями.)

-Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

(По роду, числу и падежу имени существительного, с которым оно связано)

 

Работа у доски и в тетрадях.

У: Выполните морфологический разбор прилагательных:

      Чистым (бельём) –

      Грязной (души) -

(оценивание)

У: Как проверить правописание безударного падежного окончания имени прилагательного.

1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

V.Подведение итогов урока.

VI.Рефлексия.

Домашнее задание

1.У: Продолжим работу с мудрыми высказываниями русского народа. Восстановите  пословицы.  Объясните смысл.

▪ Добр.. правда лучше сладк.. лжи.

▪ В согласн.. стаде и волк не страшен.

▪ Верн.. другу цены нет.

▪ Худ.. слово и сладк.. медом не запьешь.

У: Прежде чем выполнить следующее задание, напишите в тетради последовательно в столбик все падежи.

-Запишите  словосочетания сущ.+прил.  в той строчке -падеже, в котором они употреблены.

-Давайте проверим.

И.п. Добрая правда

Р.п. сладкой лжи

Д.п. верному другу

В.п. худое слово

Т.п. сладким медом

П.п. в согласном стаде

(Оценивание)

2.Работа со словосочетаниями, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.

У: Прочитайте словосочетания, записанные на доске.

сладкая ягода,

золотое сердце,

открытая душа,

дорогой костюм,

золотая брошь,

сладкая речь,

открытая дверь,

дорогой человек.

 У: На какие группы их можно разделить?

(по роду, по значению)

У: Объясните значение прилагательных, которые   употреблены в переносном значении. Для этого подберем прилагательные-синонимы.

(Золотое сердце – доброе сердце.

Сладкая речь – льстивая, лицемерная речь.

Дорогой человек – близкий, любимый человек.

 Открытая душа – искренняя душа.)

Работа в парах. (на листочках)

У: Посмотрите на словосочетания.  Какое задание нужно выполнить? ( записать словосочетания в указанном падеже)

золотое сердце (Р.п.)-

открытая душа (В.п.)-

сладкая речь (Т.п.)-

дорогой человек (П.п.)-

Организуется взаимопроверка выполнения задания в парах.

3.Фронтальная работа с текстом .

У: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Определите тему и главную мысль текста. (У каждого ученика на парте лежит лист с отпечатанным текстом.)

 «В каждом  из нас есть маленьк..  со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в..рит: «Я согрет вашей д..бротой». Добрый человек всегда дарит окружающим свет и т..плоту человечност.. . Значит, добротой называют солнце, которое ж..вет в людях.

     Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое б..льшое».

У: Какова тема этого текста?( Этот текст о доброте.)

У: А какова его главная мысль?( Спешите делать добро. Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые поступки.)

У: Выпишите из текста два словосочетания: сущ.+прил., выделите окончания имён прилагательных.

Человек (какой?) добрый,

солнце (какое?) большое.

(Оценивание)

У: Как проверить правильность написания безударных окончаний имен прилагательных? 

1.Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного задаём вопрос к имени прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.)
-
Ну а чтобы убедиться в том, что вы все справились с поставленной целью, выполним тест.

- Внимательно слушайте словосочетания и красным карандашом закрасьте нужные окончания прилагательных.

ай

ой

ому

ым

аму

аю

ую

ее

ий

ыми

ам

им

юю

ом

ям

ами

иго

ыю

его

аю

ее

яя

ый

ем

ями

еми

ое

ими

ого

аго

 

Около высокой ели, для верного друга, в прозрачную воду, в старом доме, летнюю зарю, яркое солнце, трудным путем, громким лаем, одинокими парусами, у дальнего озера, удивительному настроению, на синем небе.

У: А теперь давайте оценим ваши работы.

- Поднимите руку те, у кого получились «пятёрки».

Значит,  вы достигли поставленной цели и научились безошибочно определять окончания имен прилагательных.

-Остальным ребятам  нужно ещё потрудиться, чтобы безошибочно определять окончания имён прилагательных.

У: Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    -В чем испытывали затруднения?

     -Какие добрые дела можно сделать на уроках?

     -Можете ли вы сказать, что сегодня на уроке сделали   доброе дело?

В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для этого надо делать больше добрых дел.

 Ребята! Давайте жить дружно, помогать друг другу, радоваться вместе, чтобы солнце в наших сердцах никогда не погасло.

Написать мини - сочинение о доброте или о добром поступке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Слайд 4

Добр… правда лучше сладк … лжи. В согласн … стаде и волк не страшен. Верн… другу цены нет. Худ… слово и сладк …мёдом не запьёшь.

Слайд 5

И.п. добрая правда Р.п. сладкой лжи Д.п. верному другу В.п. худое слово Т.п. сладким мёдом П.п. в согласном стаде

Слайд 7

сладкая ягода (П.п.) - золотое сердце (Р.п.) - открытая душа (В.п.) - дорогой костюм (Т.п.) - золотая брошь (В.п.) - сладкая речь (Т.п.) - открытая дверь (Д.п.) - дорогой человек (П.п.)-

Слайд 8

сладкая ягода (П.п.) – о сладкой ягоде золотое сердце (Р.п.) – золотого сердца открытая душа (В.п.) – открытую душу дорогой костюм (Т.п.) – дорогим костюмом золотая брошь (В.п.) – золотую брошь сладкая речь (Т.п.) – сладкой речью открытая дверь (Д.п.) – открытой двери дорогой человек (П.п.) о дорогом человеке

Слайд 10

«В каждом из нас есть маленьк .. со.. нце . Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в.. рит : «Я согрет вашей д.. бротой ». Добрый человек всегда дарит окружающим свет и т..плоту человечност .. . Значит, добротой называют солнце, которое ж.. вет в людях. Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое б.. льшое »

Слайд 11

прил. сущ. нар. гл. Добрый человек всегда дарит сущ. сущ. с. сущ. окружающим свет и теплоту сущ. человечности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка ОС Школа 2100 "Сложные слова ",презентация

Урок обобщения по теме сложные слова с использованием НКТ...

Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

Вашему вниманию   представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...

План-конспект урока русского языка. УМК "Школа 2100" Тема: Текст. Заголовок. 2 класс.

Разработка урока русского языка во втором классе по программе "Школа 2100"....