Конспект урока русского языка в 4 классе "Царь горы" Род и число имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шишкина Оксана Викторовна

Целью данного урока является отработка навыков определения рода и числа имён прилагательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsar_gory_4b.docx53.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка.

 Тема: «Род и число имен прилагательных».

 / 4 класс /

ХОД УРОКА:

I Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро - при встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Ребята, у нас сегодня  самый обычный урок,  за исключением того, что к нам пришли  гости. Давайте с ними поздороваемся.

-Спасибо! Присаживайтесь! - Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.

Один английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Знание – это сила, а сила человека в его знаниях». Так вот я хочу пожелать вам, ребята, чтобы сегодня КАЖДЫЙ ИЗ ВАС стал ещё сильнее, а значит, приобрёл новые знания и закрепил приобретённые ранее!

-Ведь мы на уроке для того, чтобыУЧИТЬСЯ

                                  Учиться, чтобы … ЗНАТЬ,

                                  Знать, чтобы … УМЕТЬ,

                                 Уметь, чтобы … ДЕЛАТЬ!

- Ответьте мне, любите ли вы путешествовать?

- Так вот, я предлагаю вам сегодня отправиться в наше очередное путешествие! Целью которого будет покорение одной необычной вершины! А вот с чем оно будет связано, вы мне, надеюсь,  скоро сможете ответить. Для начала давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и Классная работа.

Двадцать первое января.

Классная работа.

II. Чистописание.

- Чтобы начать наше путешествие, нам нужно пройти по лесной тропинке ЧИСТОПИСАНИЯ. Посмотрите на доску  -

   п      р       и      л       а      г       а      т     е      л       ь      н       о      е

Видно, Заяц удирая от лисы по лесным сугробам старался  запутать следы, среди которых спряталось слово, обозначающее  название вершины которую мы будем покорять на нашем уроке.

-Запишите  чистописание в тетрадь и ответьте, с чем будет связано наше путешествие.

- С  ИМЕНЕМ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ!

- Совершенно верно, сегодня мы продолжим нашу работу с  именем  прилагательным.

А знаете ли вы, что Покорение любой вершины всегда начинается с первого шага!  Чтобы прийти к сегодняшнему уроку, мы с вами уже сделали немало шагов и вот мы  у  подножия горы!

 Чтобы начать наше восхождение, нужно наполнить наш вещмешок своими знаниями. Давайте вспомним, что же  такое имя прилагательное?

Дети: 1. ЧАСТЬ РЕЧИ

           2. Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?

           3. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

           4. Бывает Ж.р., М.р., Ср.р.

           5. Бывает Ед. и Мн. ЧИСЛА

           6. Может иметь ПОЛНУЮ и КРАТКУЮ форму.

           7. Вопросы краткой формы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ? КАКОВО?

           8. Сочетается с ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.

- Молодцы! Всё верно вспомнили!  

                Сегодня наша задача будет  заключаться в том, чтобы закрепить умение определять РОД И ЧИСЛО ИМ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И  правильно ПИСАТЬ ИХ ОКОНЧАНИЯ.

                      III. Словарная работа

Вот мы уже взяли первую высоту и перед нами СКЛОН  СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Вспомните и запишите 1 строчку словарных слов, каждое из которых является прилагательным М.Р., выделите их окончания.

Жёлтый, чёрный, прекрасный, пассажирский.

- Прочтите, какие слова вы записали? Назовите их окончания.

- Хорошо! Скажите, с какой частью речи сочетается имя прилагательное? (с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)

А теперь со словами, которые видите на доске: КАСТРЮЛЯ, ПРАЗДНИК, ЖЕЛЕЗО, БИЛЕТЫ, составьте словосочетания.

- Скажите, при составлении словосочетаний форма имён прилагательных изменялась или нет?

-Изменялась!

- Почему?

- Потому что иначе они бы звучали неграмотно!

- Прочтите, что у вас получилось:

ЧЁРНАЯ КАСТРЮЛЯ (ед.ч., ж.р.),  

ПРЕКРАСНЫЙ ПРАЗДНИК ( ед.ч., м.р.), 

ЖЁЛТОЕ ЖЕЛЕЗО (ед.ч., с.р.) 

ПАССАЖИРСКИЕ БИЛЕТЫ(мн.ч.,  )

- Хорошо!

 Ребята, от чего зависит окончание им. прилагательного?

- От имени существительного, с которым оно взаимосвязано!

- А точнее? Какое правило нам известно?

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то  прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то  прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то  прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.

- Докажите мне, что вы правильно написали окончания данных им. прилагательных.

                       (дети определяют  род и число им. прилагательных в составленных словосочетаниях)

- Молодцы!

 Пополните мешок своими знаниями (Я распределяю в МЕШКЕ окончания им. прил-х по родам.

Ж.Р.                               М.Р.                           С.Р.                            Мн..ч.   

АЯ – ЯЯ             – ОЙ, -ИЙ, - ЫЙ             – ОЕ, - ЕЕ                 - ИЕ - ЫЕ

                               им.прил. Ж.р. имеют окончания…

        им.прил. М.р. имеют окончания…

         им.прил. С.р. имеют окончания…

IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.

– А мы приближаемся к горному водопаду Ошибок. 

-Посмотрите на доску, всё ли здесь верно? 

Круглая озеро (Ср.р. –ое), мелкии ягоды, ( Мн.ч. - ие),  свежие молоко (Ср.р. - ее) крепкой мороз (М.р. - ий),  верноя подруга (Ж.р. - ая)

- Ваша задача – исправив все ошибки, записать данные словосочетания в тетрадь и определить род им. прилагательных.

- Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, давайте немного разомнёмся:

 V. Работа на досках «Пиши – стирай» - приём «Обратная связь»        

        - Итак, чтобы избежать ОШИБОК в окончаниях им. прил.,  нужно правильно определить РОД им. сущ? Напомните пожалуйста правило.

Чтобы определить род и число  им. прилагательного, нужно определить род и число имени существительного, с которым связано это прилагательное.

А также нужно знать, что:

Имена прилагательные Ед.ч.  Ж.Р. имеют окончания – АЯ – ЯЯ

                                                     М.Р. имеют окончания  – ОЙ, -ИЙ, - ЫЙ

                                                     С.Р.  имеют окончания  – ОЕ, - ЕЕ

Имена прилагательные  Мн..ч.   имеют окончания   - ИЕ - ЫЕ 

- А в каком случае не получится определить род им. прил.?

У прилагательных множественного числа  Род определить нельзя!

Итак, я называю словосочетание, а вы пишите на досках род им. прилагательного - одной буквой – работаем быстро. Итак, внимание:

Подтаявший снег  м.р.                      первый цветок м.р.

верные друзья мн.ч.                          белое облако с.р.
ясн
ое небо  с.р.                                 хитрая лиса   ж.р. 

лесная поляна  ж.р.                            теплый ветер м.р.
лесн
ой ручей м.р.                            родные края  мн.ч.

– Молодцы! Ну а теперь приступаем к исправлению ошибок в словосочетаниях,  у вас 5 минут…  

Какой вывод можем сделать? Имена существительные и имена

прилагательные …         взаимосвязанны между собой.

                                                                           

V.Физминутка

- Ну а сейчас Привал! давайте немножко отдохнём. Станьте возле своих стульев, слушаем внимательно.

* Если я назову прилагательное женского рода – вы поворачиваетесь к нашим

   гостям, машете им двумя ладошками;

  • Если я назову прилагательное мужского рода – вы маршируете на месте;
  • Если я назову прилагательное среднего рода – вы приседаете;
  • Если я назову прилагательное множественного числа – поворачиваетесь и пожимаете друг другу руку.

VI. Закрепление. Творческая работа.

- Ну что ж, наше путешествие продолжается. И вот перед нами  перевал  Дружный. Сейчас вам предстоит работать в парах по карточкам с разно уровневыми заданиями.

Работа в учебнике. Упражнение № 9 с.7

– Прочитайте текст.

– Как можно озаглавить текст? 

К этому тексту вы получите РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ для работы в парах: 

ЗЕЛЁНЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7 выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

ЖЁЛТЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7  выписать из текста имена прилагательные вместе с  сущ-ым указать число:

РОЗОВЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7 выписать из текста имена прил-ые и сущ-ые определить их ЧИСЛО  и  РОД и выделить окончания.

- Для тех, кто справится быстрее остальных задания на доске:

1 РЯД – Грудки – фонетический разбор слова

2 РЯД –  ЗАПРЫГАЛИ – разбор слова по составу

3 РЯД -  НА КУСТАХ -  морфологический разбор им. сущ.

ВСЕ -  За синицами прилетели пёстрые  щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. – Синтаксический разбор предложения.

 

VII. Рефлексия  «Снегопад»

- Ребята, на сегодня наше восхождение закончилось, мы с вами пока не добрались до самой вершины, потому что на следующих уроках нам ещё предстоит открывать новые знания об этой части речи, чтобы покорить вершину под названием ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!

Итак,  

- У вас на партах лежат снежинки, давайте ими украсим наше деревце:

* если вам на уроке было всё понятно и интересно, то берёте белую снежинку;

* если вам на уроке было интересно, но что-то непонятно, то берёте голубую снежинку;

*если вам на уроке было совсем  непонятно и неинтересно, то берёте синюю снежинку.

- За работу на уроке оценки получают: ………………………………..

VIII. Домашнее задание - Дома вам нужно будет написать МИНИ-СОЧИНЕНИЕ на тему «Зима», используя как можно больше имён прилагательных. Постараться определить их род и число.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.

№9, стр.7  

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их  число.

№9, стр.7  

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их  число.

№9, стр.7  

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их  число.

№9, стр.7  

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их  число.

№9, стр.7  

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их  число.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

№9, стр.7 

Выписать из текста имена прилагательные вместе с  существительными, к которым они относятся

и  указать их род и  число, и выделить окончания.

- А точнее? Какое правило нам известно?

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то  прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то  прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то  прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.

- А точнее? Какое правило нам известно?

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то  прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то  прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то  прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.

- А точнее? Какое правило нам известно?

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то  прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то  прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то  прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.

- А точнее? Какое правило нам известно?

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то  прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то  прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то  прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса

Тема:  « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока:  1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...

Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"

Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных "

Русский язык. 4 класс. Изучение нового материала, тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных"...

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...

Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс

Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс. Школа России....