Конспект урока русского языка в 4 классе "Царь горы" Род и число имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Целью данного урока является отработка навыков определения рода и числа имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tsar_gory_4b.docx | 53.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка.
Тема: «Род и число имен прилагательных».
/ 4 класс /
ХОД УРОКА:
I Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро - при встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Ребята, у нас сегодня самый обычный урок, за исключением того, что к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-Спасибо! Присаживайтесь! - Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день.
Один английский философ Фрэнсис Бэкон сказал: «Знание – это сила, а сила человека в его знаниях». Так вот я хочу пожелать вам, ребята, чтобы сегодня КАЖДЫЙ ИЗ ВАС стал ещё сильнее, а значит, приобрёл новые знания и закрепил приобретённые ранее!
-Ведь мы на уроке для того, чтобы… УЧИТЬСЯ
Учиться, чтобы … ЗНАТЬ,
Знать, чтобы … УМЕТЬ,
Уметь, чтобы … ДЕЛАТЬ!
- Ответьте мне, любите ли вы путешествовать?
- Так вот, я предлагаю вам сегодня отправиться в наше очередное путешествие! Целью которого будет покорение одной необычной вершины! А вот с чем оно будет связано, вы мне, надеюсь, скоро сможете ответить. Для начала давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и Классная работа.
Двадцать первое января.
Классная работа.
II. Чистописание.
- Чтобы начать наше путешествие, нам нужно пройти по лесной тропинке ЧИСТОПИСАНИЯ. Посмотрите на доску -
п р и л а г а т е л ь н о е
Видно, Заяц удирая от лисы по лесным сугробам старался запутать следы, среди которых спряталось слово, обозначающее название вершины которую мы будем покорять на нашем уроке.
-Запишите чистописание в тетрадь и ответьте, с чем будет связано наше путешествие.
- С ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ!
- Совершенно верно, сегодня мы продолжим нашу работу с именем прилагательным.
А знаете ли вы, что Покорение любой вершины всегда начинается с первого шага! Чтобы прийти к сегодняшнему уроку, мы с вами уже сделали немало шагов и вот мы у подножия горы!
Чтобы начать наше восхождение, нужно наполнить наш вещмешок своими знаниями. Давайте вспомним, что же такое имя прилагательное?
Дети: 1. ЧАСТЬ РЕЧИ
2. Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ?
3. Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
4. Бывает Ж.р., М.р., Ср.р.
5. Бывает Ед. и Мн. ЧИСЛА
6. Может иметь ПОЛНУЮ и КРАТКУЮ форму.
7. Вопросы краткой формы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ? КАКОВО?
8. Сочетается с ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ.
- Молодцы! Всё верно вспомнили!
Сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы закрепить умение определять РОД И ЧИСЛО ИМ. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И правильно ПИСАТЬ ИХ ОКОНЧАНИЯ.
III. Словарная работа
Вот мы уже взяли первую высоту и перед нами СКЛОН СЛОВАРНЫХ СЛОВ
Вспомните и запишите 1 строчку словарных слов, каждое из которых является прилагательным М.Р., выделите их окончания.
Жёлтый, чёрный, прекрасный, пассажирский.
- Прочтите, какие слова вы записали? Назовите их окончания.
- Хорошо! Скажите, с какой частью речи сочетается имя прилагательное? (с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ)
А теперь со словами, которые видите на доске: КАСТРЮЛЯ, ПРАЗДНИК, ЖЕЛЕЗО, БИЛЕТЫ, составьте словосочетания.
- Скажите, при составлении словосочетаний форма имён прилагательных изменялась или нет?
-Изменялась!
- Почему?
- Потому что иначе они бы звучали неграмотно!
- Прочтите, что у вас получилось:
ЧЁРНАЯ КАСТРЮЛЯ (ед.ч., ж.р.),
ПРЕКРАСНЫЙ ПРАЗДНИК ( ед.ч., м.р.),
ЖЁЛТОЕ ЖЕЛЕЗО (ед.ч., с.р.)
ПАССАЖИРСКИЕ БИЛЕТЫ(мн.ч., )
- Хорошо!
Ребята, от чего зависит окончание им. прилагательного?
- От имени существительного, с которым оно взаимосвязано!
- А точнее? Какое правило нам известно?
- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ
- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ
- Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ.
- Докажите мне, что вы правильно написали окончания данных им. прилагательных.
(дети определяют род и число им. прилагательных в составленных словосочетаниях)
- Молодцы!
Пополните мешок своими знаниями (Я распределяю в МЕШКЕ окончания им. прил-х по родам.
Ж.Р. М.Р. С.Р. Мн..ч.
АЯ – ЯЯ – ОЙ, -ИЙ, - ЫЙ – ОЕ, - ЕЕ - ИЕ - ЫЕ
им.прил. Ж.р. имеют окончания…
им.прил. М.р. имеют окончания…
им.прил. С.р. имеют окончания…
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– А мы приближаемся к горному водопаду Ошибок.
-Посмотрите на доску, всё ли здесь верно?
Круглая озеро (Ср.р. –ое), мелкии ягоды, ( Мн.ч. - ие), свежие молоко (Ср.р. - ее) крепкой мороз (М.р. - ий), верноя подруга (Ж.р. - ая)
- Ваша задача – исправив все ошибки, записать данные словосочетания в тетрадь и определить род им. прилагательных.
- Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, давайте немного разомнёмся:
V. Работа на досках «Пиши – стирай» - приём «Обратная связь»
- Итак, чтобы избежать ОШИБОК в окончаниях им. прил., нужно правильно определить РОД им. сущ? Напомните пожалуйста правило.
Чтобы определить род и число им. прилагательного, нужно определить род и число имени существительного, с которым связано это прилагательное.
А также нужно знать, что:
Имена прилагательные Ед.ч. Ж.Р. имеют окончания – АЯ – ЯЯ
М.Р. имеют окончания – ОЙ, -ИЙ, - ЫЙ
С.Р. имеют окончания – ОЕ, - ЕЕ
Имена прилагательные Мн..ч. имеют окончания - ИЕ - ЫЕ
- А в каком случае не получится определить род им. прил.?
У прилагательных множественного числа Род определить нельзя!
Итак, я называю словосочетание, а вы пишите на досках род им. прилагательного - одной буквой – работаем быстро. Итак, внимание:
Подтаявший снег м.р. первый цветок м.р.
верные друзья мн.ч. белое облако с.р.
ясное небо с.р. хитрая лиса ж.р.
лесная поляна ж.р. теплый ветер м.р.
лесной ручей м.р. родные края мн.ч.
– Молодцы! Ну а теперь приступаем к исправлению ошибок в словосочетаниях, у вас 5 минут…
Какой вывод можем сделать? Имена существительные и имена
прилагательные … взаимосвязанны между собой.
V.Физминутка
- Ну а сейчас Привал! давайте немножко отдохнём. Станьте возле своих стульев, слушаем внимательно.
* Если я назову прилагательное женского рода – вы поворачиваетесь к нашим
гостям, машете им двумя ладошками;
- Если я назову прилагательное мужского рода – вы маршируете на месте;
- Если я назову прилагательное среднего рода – вы приседаете;
- Если я назову прилагательное множественного числа – поворачиваетесь и пожимаете друг другу руку.
VI. Закрепление. Творческая работа.
- Ну что ж, наше путешествие продолжается. И вот перед нами перевал Дружный. Сейчас вам предстоит работать в парах по карточкам с разно уровневыми заданиями.
Работа в учебнике. Упражнение № 9 с.7
– Прочитайте текст.
– Как можно озаглавить текст?
К этому тексту вы получите РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ для работы в парах:
ЗЕЛЁНЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7 выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания.
ЖЁЛТЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7 выписать из текста имена прилагательные вместе с сущ-ым указать число:
РОЗОВЫЕ КАРТОЧКИ: №9, стр.7 выписать из текста имена прил-ые и сущ-ые определить их ЧИСЛО и РОД и выделить окончания.
- Для тех, кто справится быстрее остальных задания на доске:
1 РЯД – Грудки – фонетический разбор слова
2 РЯД – ЗАПРЫГАЛИ – разбор слова по составу
3 РЯД - НА КУСТАХ - морфологический разбор им. сущ.
ВСЕ - За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. – Синтаксический разбор предложения.
VII. Рефлексия «Снегопад»
- Ребята, на сегодня наше восхождение закончилось, мы с вами пока не добрались до самой вершины, потому что на следующих уроках нам ещё предстоит открывать новые знания об этой части речи, чтобы покорить вершину под названием ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!
Итак,
- У вас на партах лежат снежинки, давайте ими украсим наше деревце:
* если вам на уроке было всё понятно и интересно, то берёте белую снежинку;
* если вам на уроке было интересно, но что-то непонятно, то берёте голубую снежинку;
*если вам на уроке было совсем непонятно и неинтересно, то берёте синюю снежинку.
- За работу на уроке оценки получают: ………………………………..
VIII. Домашнее задание - Дома вам нужно будет написать МИНИ-СОЧИНЕНИЕ на тему «Зима», используя как можно больше имён прилагательных. Постараться определить их род и число.
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные и выделить их окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их число. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их число. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их число. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их число. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их число. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
№9, стр.7 Выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся и указать их род и число, и выделить окончания. |
- А точнее? Какое правило нам известно? - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ. |
- А точнее? Какое правило нам известно? - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ. |
- А точнее? Какое правило нам известно? - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ. |
- А точнее? Какое правило нам известно? - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в ж.р., то прилагательное имеет окончания ж.р. –АЯ, -ЯЯ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в М.р., то прилагательное имеет окончания М.р. –ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ - Если существительное, с которым взаимосвязано им. прилаг. стоит в С.р., то прилагательное имеет окончания С.р. –ОЕ, -ЕЕ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
Тема: « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока: 1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...
Конспект урока русского языка (3 кл УМК "Школа России" ) "Изменение имён прилагательных по родам и числам"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"
Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных "
Русский язык. 4 класс. Изучение нового материала, тема: "Правописание краткой формы имён прилагательных"...
Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс. Школа России....