1. | Орг. Момент. Мотивационный
| - Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! -Внимание девчонки! - Внимание мальчишки! Приготовьте свои ручки, Разомните пальчики, Сегодня новые знания будем получать. Кто хочет получить оценку «пять»? Тогда пора урок начать. Минутка чистописания - Откройте свои тетрадки и красиво, каллиграфически запишите число и классная работа: -- Урок начнём с минутки чистописания. - Посмотрите на слайд. Какие сочетания букв написаны? (ао оа на) -Какие соединения вы видите? (нижнее) - Сначала строки пишем сочетания букв, чередуя до конца строки. - Посмотрите на слайд и прочитайте пословицу. (Сделал дело-гуляй смело) - Как вы понимаете эту пословицу? (смысл в том, что не откладывай дела. лучше сначала сделай дело, а потом занимайся, чем хочешь) - С новой строки запишите эту пословицу. - Посмотрите на слайд и скажите, на какие группы можно разделить эти слова? Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь. (Ответы детей) - Какие группы у вас получились? (Эти существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные, ж. р. и м. р., сгруппировать существительные по признаку типа склонения) - Правильно, нужно сгруппировать эти имена существительные по трём типам склонения. - Посмотрите на слайд, на нем изображена таблица. Имена существительные 1 склонения | Имена существительные 2 склонения | Имена существительные 3 склонения | вода юноша | гнездо мост конь | ночь |
- Ребята, объясните и докажите почему вы выбрали именно их. - В ваших тетрадках перепишите таблицу, не расчерчивая ее. Запишите номера склонений, а под ними все слова в столбик. Словарная работа. -С красной строки с большой буквы, напишите слово словарь и поставьте двоеточие. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут являться словарные слова.
1) Петя замок строит ловко, Катя торт печет ведерком. Здесь, у моря на часок Всех детей собрал...(песок). Куда падает ударение? Назовите безударную гласную в этом слове. Спишите, ставя ударение и подчеркивая безударную гласную. 2) Каждый, каждый с ним знаком, - Вот берется теста ком, Запекают в нем творог, Получается ... (пирог) 3) В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (помидор) 4) Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимается до звезд. (ракета) 5) Прекраснее певца, Не слышал в жизни я! Он у меня в саду поёт, друзья. Любимый образ трелью, ты, навей! Как звать его? Конечно, …(соловей) 6) Есть и завтрак, и обед, Полдник есть, а может, нет, Он не очень-то и нужен, Ведь у нас еще есть …(ужин) | Приветствовать учителя
Писать каллиграфически. Работать со словарными словами
Работать по таблице.
| Р: принимают и сохраняют учеб. задачу.
Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К: взаимодействие учащихся с учителем и сверстниками
|
2. | Постановка учебной задачи и ее решение.
| - Ребята, как вы думаете, что это? (ребус) - Подумайте и скажите, какое слово здесь зашифровано. зонт’’’и мама’’ (Зима) - Как вы думаете, это слово к какому типу склонения относятся? (К первому типу склонения) - ( дом’’ я дятел’’’) - А это слово? (Тоже к первому типу склонения) Молодцы! - Теперь определите, какая же тема сегодняшнего урока? «Существительные первого склонения». Повторение изученного материала - Посмотрите на слайд, на какие две группы можно распределить эти слова? Земля, мишка, стена, дядя. - Кто даст название первой группе, а кто второй? Поднимите руку. (Эти слова делятся на группу слов ж. р.: земля, стена; группа слов м. р.: мишка, дядя) - посмотрите на модель, что я должна вставить в это место? МОДЕЛЬ ПРАВИЛА – Сущ. – м.р. и ж.р
-а -я
- Откройте учебники на стр. 120 и прочитайте правило в рамочке. (Существительные ж. р. и м. р. с окончаниями –а, -я изменяются одинаково. И относятся к первому склонению.) Изучение нового материала Упражнение 110, стр. 119 - Откройте учебники на странице 120 и прочитайте упражнение 110. Читай вслух. Что нужно сделать? (Просклонять существительные СТЕНА и ЗЕМЛЯ в ед. ч. Выделить окончания. Затем просклонять слова МИШКА и ДЯДЯ.) Ребята, а как объединить слова, чтобы было проще склонять эти имена существительные? (Нужно объединить эти слова в две группы) Какие? (Первая группа имена существительные, у которых мягкая основа, вторая группа, имена существительные с твердой основой) - Посмотрите на слайд, давайте проверим. Правильно! (СТЕНА, МИШКА; ЗЕМЛЯ, ДЯДЯ) - Кто хочет просклонять по падежам имена существительные у доски слова МИШКА и СТЕНА, поднимите руку. - Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова МИШКА, окончание безударное, а у слова СТЕНА, окончание ударное) Молодцы! - На глаз разделите страницу тетради на 2 части. В левой части запишите слово МИШКА, а в правой части СТЕНА. Просклоняйте слова по падежам в тетрадях, выделяя окончания и ставя ударение у этих слов. И. п. | кто? | мишка | что? | стена | Р. п. | кого? | мишки | чего? | стены | Д. п. | кому? | мишке | чему? | стене | В. п. | кого? | мишки | что? | стену | Т. п. | кем? | мишкой | чем? | стеной | П. п. | о ком? | мишке | о чем? | стене |
- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания? (Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные Д. п. и П. п.) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения? (Ответы детей) - Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, то мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж. - Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения. - Устно просклоняем по падежам имена существительные ДЯДЯ и ЗЕМЛЯ. - Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова ДЯДЯ, окончание безударное, а у слова ЗЕМЛЯ, окончание ударное) Молодцы! И. п. | кто? | дядя | что? | земля | Р. п. | кого? | дяди | чего? | земли | Д. п. | кому? | дяде | чему? | земле | В. п. | кого? | дяди | что? | землю | Т. п. | кем? | дядей | чем? | землей | П. п. | о ком? | дяде | о чем? | земле |
- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания? (Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения? (Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, подобрать существительное этого же склонения, но с сильной (ударной) позицией, мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж) - Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения. - Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. - Ребята, что мне делать, если я, например, пишу диктант и не знаю какое окончание в слове мне написать? (Нужно подобрать существительное этого же склонения, но с ударным окончанием) - Значит, ударные и безударные окончания у существительных первого склонения совершенно одинаковые. | Решать ребусы
Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Определять тему урока.
Определять проблему и путь ее преодоления. Определять цели и пути их достижения.
Анализировать информацию на слайде и моделировать правило.
Соотносить само правило с моделью правила
Принимать учебную задачу Читать слова из упражнения Распределить имена существительные по группам
Внимательно слушать (читать), синтезировать и запоминать информацию. Записать слова в тетрадь.
Склонять слова оп падежам составу, использовать его.
Понимать и объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных
Склонять слова оп падежам составу, использовать его. |
Р: принимают и сохраняют учеб. задачу. П.: определяют тему урока, проблему и цели.
П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы
П.: ориентироваться в информации на карточках, чтобы составить модель.
Р.: понимать, что можно добавить в модель правила и аргументировать для свой ответ или те решения, с которым он соглашается;
Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу П.: дополняют и расширяют знания.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
|
4. | Решение частных задач
| - Посмотрите на слайд и объясните, в каком случае, я могу безошибочно написать окончание в именах существительных в этих словосочетаниях: - бежать по дорог…е
- говорить о мам…е
- выкопать из земл…и
- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бежать по дороге, что нужно сделать? (1. слово дороге привести в начальную форму – дорога.) - Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) - Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) - Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) - А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) -Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. Запишите это словосочетание и выделите окончание. Молодцы! - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании говорить о маме, что нужно сделать? (1. слово маме привести в начальную форму – мама.) - Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) - Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) - А какой тип склонения? (Первое склонение) - Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) -А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) -Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. - Давайте разберем следующее словосочетание. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании выкопать из земли, что нужно сделать? (1. слово земле привести в начальную форму – земля.) - Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –я) - Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) - А какой тип склонения? (Первое склонение) - Нужно ли подставлять существительное первое склонение с ударным окончанием? (Нет) -Почему? (Потому что слово земля – это имя существительное с ударным окончанием) - Очень хорошо! Упражнение 112 стр. 121 - Откройте учебник на странице 121 № 112. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании увидели на полянке, что нужно сделать? (1. слово на полянке привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) - Давайте проверим, как вы разобрали следующие словосочетание. Поднимите, кто хочет ответить. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бегством с полянки, что нужно сделать? (1. слово с полянки привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) - Замечательно! Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. У всех выделенных слов напишите падеж. |
Предполагать, отвечать на вопросы
Принять и сохранить учеб. задачу.
Принять и сохранить учеб. задачу. Предполагать, отвечать на вопросы
Принимать учебную задачу Анализировать
| .
П: строят речевые высказывания. Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; П: строят речевые высказывания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров К.: строят рассуждения; слушают, вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
К: формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |