Дательный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа;
- Образовательные: формирование умения определять дательный падеж имён существительных по вопросу и предлогу, организация практической деятельности, в ходе которой ребята могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже.
- Развивающие: развитие умения осуществлять постановку учебной задачи, планировать и контролировать свои действия, строить речевое высказывание, делать выводы.
- Воспитательные: воспитание учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке и самоконтролю, уважительного отношения к одноклассникам, воспитание отношения к здоровью человека как к ценности.
Оборудование: таблица «Падежи», индивидуальные карточки, записи на доске, презентация, учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык. 4 класс», карточки обратной связи, «светофорики»
ХОД УРОКА.
- Мотивирование к учебной деятельности.
- Ребята, посмотрите на наших гостей. Поздоровайтесь с ними.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка..
- Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового)
- Запись числа.
Слайд 2. Девятое декабря. Классная работа.
-Откройте тетради и запишите число. Сегодня девятое декабря. Классная работа.
-Объясните орфограммы в слове «девятое» (безударная гласная в корне е,проверочное слово девять)
Слайд 3 Орфографическая минутка.
- Орфографическая минутка.
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим работать с падежами, я предлагаю начать с орфографической минутки.
ша…ка, ст…рик, яго…ки, зел…нь, пиро…ки
-Прочитайте слова.
-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)
-Напишите слова, вставив пропущенные буквы.
Фронтальная проверка
-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков? Объясните свой выбор
- Что объединяет эти слова? ( имена существительные)
-Разделите слова на группы. (безударная гласная в корне слова и парная согласная, одушевлённые и неодушевлённые, двусложные и трёхсложные)
-А теперь из букв, которые вы вставили, составьте слово.
-Какое получилось слово? ( падеж)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Распределительный диктант.
-А какие падежи мы изучили? ( именительный падеж и родительный)
-Вспомните вопросы Именительного падежа. ( кто? что?)
-Родительного ( кого? чего?)
-Вспомните вспомогательное слово Именительного падежа.( есть)
-А родительного? ( нет)
-Назовите особенности именительного падежа ( главный член предложения, не имеет предлогов, слово в Им. п. стоит в начальной форме)
-Следующее задание поможет узнать насколько хорошо вы научились различать родительный и именительный падежи имён существительных. «Распределительный диктант». Попробуйте сформулировать задание.
( распределить словосочетания на 2 столбика Им. п и Р. п.)
-Задание будем делать по вариантам:
1 вариант выписывает словосочетания в Им п.
2 вариант выписывает словосочетания в Р. п.
Словосочетания запишите в столбик друг под другом.
( записываю на доске: 1 в. Им.п, 2 в. – Р. п)
-К доске пойдёт работать …, как представитель 1 варианта
и …, как представитель 2 варианта
Купила мама, купила для мамы, был у сестры, была сестра, бежала лиса, бежал от лисы, подарил другу
Проверка с доски:
-Какие словосочетания выписали ребята 1 варианта?
-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.
-А 2-го варианта?
-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.
оценивание
- Постановка проблемного вопроса.
-А почему вы никто не выписали словосочетание «подарил другу»?
( стоит в Д.п.)
– О каком падеже говорит Лежебокин в стихотворении Георгия Граубина?
«…Такой падеж
Я с детства не терплю.
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю…» ( о Дательном падеже)
-Я уверена, что у нас таких ребят нет. И каждый из вас готов готов прийти на помощь своим друзьям .
- Постановка учебной задачи ( работа по таблице )
-Правильно, речь идёт о дательном падеже.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Дательный падеж.)
-Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему? Имеет вспомогательное слово дать)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже, каким членом предложения является, какие окончания имеют существительные в дательном падеже)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
( находить имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь и мы раскроем секреты Дательного падежа.
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Открытие нового знания
Слайд 4 с предложением
Прочитайте предложение, спишите его, вставив подходящие предлоги.
Туристы шли …лесу …реке.
-Прочитайте предложение, которое у вас получилось.
Проверка со слайда
-Определите падежи имён существительных.
Фронтальная проверка и проверка со слайда
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)( таблица)
-Запомните эти два предлога дательного падежа. По ним легко определить этот падеж.
-Подчеркните основу этого предложения.
-Назови основу этого предложения.
Проверка со слайда
-Каким же членом предложения является имя существительное в дательном падеже ( второстепенным)? ( таблица)
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
-Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже мы узнаем чуть позже, когда познакомимся с 3-мя склонениями имён существительных.
- Первичное закрепление ( работа по учебнику)
- Откройте учебник по закладке. Выполним упражнение 130 на странице 71
- Прочитайте задание.
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
-Итак, покажите с помощью сигнальных карточек, в каком падеже стоит каждое из словосочетаний
-…, читай 1-е словосочетание. По сигналу показываем выбранный вами падеж.
Читают по очереди словосочетания и показывают на опорных карточках
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Физкультминутка «Как живёшь?»
-Как живёшь? Вот так!
-Как идёшь?
-Как бежишь?
-Как ночью спишь?
-Как берёшь?
-Как даёшь?
-Как шалишь?
-Как грозишь?
-Как сидишь?
- Применение нового знания.
- Составь словосочетания
-Продолжим работать с дательным падежом имён существительных.
Слайд 5 с заданием: составь словосочетания
-А теперь снова за работу!
-Из данных слов составить словосочетания, можно использовать предлоги.
-Пишите словосочетания каждое с новой строки.
дарить сестра
бежать трава
ходить земля
подошёл дом
-Какие словосочетания у вас получились?
Проверка со слайда. Слайд 6
В каком падеже употреблены имена существительные? ( в дательном)
-Какое словосочетание лишнее? (дарить сестре)
-Почему? ( без предлога)
-Какой вывод можно сделать? ( имена существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами и без предлогов)
-При определении падежа стоит ориентироваться и на вопросы, и на предлоги.
- Зрительная гимнастика.
-Наши глаза были в напряжении при выполнении заданий, дадим им отдохнуть, выполнив зрительную минутку. Глаза – это главные помощники человека и необходимо заботиться о сохранении зрения.
Слайд 7. Зрительная гимнастика.
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Игра « Телеграммы»
( У некоторых уч-ся на партах « телеграммы» на карточках розового цвета)
-Встаньте те, у кого на столах лежат карточки розового цвета. Это телеграммы.
-Прочитайте строки из известных вам произведений, а мы все вместе найдём существительное в Д.п.)
-уж сколько раз твердили миру…
-Вороне где-то бог послал кусочек сыру..
- плутовка к дереву на цыпочках подходит..
-к муравью ползёт она..
- случилось Соловью на шум их прилететь
- Строки из каких произведений прочитали? ( « Стрекоза и муравей»,
« Ворона и лисица» «Квартет»)
-Кто автор этих произведений? ( И. Крылов)
- Включение новых знаний в систему (работа на карточках)
- Игра « Кто первый?»
Купить для мамы, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, ходят люди, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме.
-Возьмите со стола большие белые карточки .
Игра «Кто первый»
-Сформулируйте задание в соответствии с темой урока( выписать словосочетания с именем существительным в дательном падеже)
- Итак, кто же сегодня первый выпишет словосочетания в Д.п.?
-Стоп, положили ручки . У нас есть победители.
Первый …. ( И. Ф)
Второй ( И. Ф.)
Третий ( И. Ф.)
Проверка_
-Итак, какие же словосочетания с существительным в дательном падеже выписал…?
-Докажи с помощью вопроса
-Покажите зелёным сигналом, кто успел выписать до конца.
-Почему не выписали купить для мамы, принести из магазина, пришёл с работы?
А ходят люди?
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Итог урока. Рефлексия
-Давайте вернёмся к теме урока.
-Что мы теперь знаем об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, является второстепенным членом предложения. Имеет вспомогательное слово «дам»)
Работа с таблицей.
- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)
-А теперь в качестве закрепления проведём тест по теме «Дательный падеж имён существительных»
-Работаем в паре.
Слайды 8, 9 Тест «Дательный падеж имён существительных»
- Тест «Дательный падеж имён существительных» . Работа в паре.
№1. Выбери вопросы дательного падежа.
р) кто? что? з) кому? чему? н) кого? чего?
№ 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа.
н) дам л) есть в) нет
№ 3. Найдите предлоги дательного падежа.
о) от, под е) о, об а) к, по
№ 4. Каким членом предложения является слово в дательном падеже?
т) второстепенным д) главным
№ 5. Найдите имя существительное в дательном падеже.
ю) без подруги и) друг о) к берегу
№ 6. Сколько всего падежей в русском языке?
к) 6 р) 7 б) 8
( дети отмечают в карточке)
-Составьте из полученных букв слово. ( знаток)
Слайд 10 слово «Знаток»
-А кого можно назвать знатоком? ( Тот, кто обладает большими знаниями в чём – либо, тонким пониманием чего – либо. Ожегов)
- Самооценка.
-Возьмите светофоры.
- Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении дательного падежа имён существительных, поднимите зелёный сигнал . Если многое удалось, но вы ещё испытываете трудности- жёлтый кружок. А если нужно ещё много работать по теме, то красный кружок.
- Все практически оценили себя зелёным сигналом. Значит, вас можно назвать «Знатоками дательного падежа имён существительных»
- Домашнее задание.
Слайд 11 Домашнее задание
Домашнее задание будет по выбору:
1) Упражнение № 127 на с.70
Спишите 2 предложения из этого упражнения, определите падежи имён существительных
2) Найти 3 пословицы, где были бы имена существительные в дательном падеже.
Урок окончен!
Дополнительные задания:
- Пословицы и поговорки.
Ум да разум надоумят сразу.
Нет ума, считай калека.
Сила уму уступает.
В этих пословицах и поговорках есть слово, которое употреблено во всех изученных нами падежах падежах. Так ли это?
А вот какое определение дательному падежу дал Т.Рик Если б я названия – Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже. |
Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботинкам, кошке гармошку, мартышкам по книжке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....
Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"
Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...
Презентация "Дательный падеж имен существительных"
Презентация подготовлена к уроку русского языка в 4 классе....
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Дательный падеж имен существительных".
Описание урока с использованием модели "Смешанное обучение"Автор( Бучковская Елена Александровна, МАОУ СОШ № 23, г. Сысерть, учитель начальных классов): Оборудование, программное обеспечение: интернет...
Конспект урока 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Дательный падеж имен существительных"
конспект урока...
Окончания в дательном падеже имен существительных единственного числа. 4 класс
Данный материал помогает детям лучше усвоить тему об окончаниях существительных 1 -го и 3 -тьего склонения в дательном падеже...