Дательный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кондратова Светлана Константиновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа;

 

  • Образовательные: формирование  умения определять дательный падеж имён существительных по вопросу и предлогу, организация практической деятельности, в ходе которой ребята могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже.
  • Развивающие: развитие умения осуществлять постановку учебной задачи, планировать и контролировать свои действия, строить речевое высказывание, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке и самоконтролю, уважительного отношения к одноклассникам, воспитание  отношения к здоровью человека как к ценности.

Оборудование: таблица «Падежи», индивидуальные карточки,  записи на доске, презентация, учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык. 4 класс», карточки обратной связи, «светофорики»

ХОД УРОКА.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

-  Ребята, посмотрите на наших гостей. Поздоровайтесь с ними.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка..

  1. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового)
  • Запись числа.

Слайд 2. Девятое декабря. Классная работа.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня девятое декабря. Классная работа.

-Объясните орфограммы в слове «девятое» (безударная гласная в корне е,проверочное слово девять)

Слайд 3 Орфографическая минутка.

  • Орфографическая минутка.

    - Сегодняшний урок, на котором мы продолжим работать с падежами, я предлагаю начать с    орфографической минутки.


ша…ка, ст…рик, яго…ки, зел…нь, пиро…ки

-Прочитайте слова.

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставив пропущенные буквы.

Фронтальная проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков? Объясните свой выбор

- Что объединяет эти слова? ( имена существительные)

-Разделите слова на группы. (безударная гласная в корне слова и парная согласная, одушевлённые и неодушевлённые, двусложные и трёхсложные)

-А теперь из букв, которые вы вставили, составьте слово.

-Какое получилось слово? ( падеж)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

  • Распределительный диктант.

-А какие падежи мы изучили? ( именительный падеж и родительный)

-Вспомните вопросы Именительного падежа. ( кто? что?)

-Родительного ( кого? чего?)

-Вспомните вспомогательное слово Именительного падежа.( есть)

-А родительного? ( нет)

-Назовите особенности именительного падежа ( главный член предложения, не имеет предлогов, слово в Им. п. стоит в начальной форме)

-Следующее задание  поможет узнать насколько хорошо вы научились различать родительный и именительный падежи имён существительных. «Распределительный диктант». Попробуйте сформулировать задание.

( распределить словосочетания на 2 столбика Им. п и Р. п.)

-Задание будем делать по вариантам:

1 вариант выписывает словосочетания в Им п.

2 вариант выписывает словосочетания в Р. п.

Словосочетания запишите в столбик друг под другом.

( записываю на доске: 1 в. Им.п,   2 в. – Р. п)

-К доске  пойдёт работать …, как представитель 1 варианта

и …, как представитель 2 варианта

Купила мама, купила для мамы, был у сестры, была сестра, бежала лиса, бежал от лисы, подарил другу

Проверка с доски:

-Какие словосочетания выписали ребята 1 варианта?

-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.

-А 2-го варианта?

-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.

оценивание

  1. Постановка проблемного вопроса.

-А почему вы никто не выписали словосочетание «подарил другу»?

( стоит в Д.п.)

– О каком падеже говорит Лежебокин в стихотворении Георгия Граубина?

«…Такой падеж
Я с детства не терплю.
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю…» (
о Дательном падеже)

-Я уверена, что у нас таких ребят нет. И каждый из вас готов готов прийти на помощь своим друзьям .

  1. Постановка учебной задачи ( работа по таблице )

-Правильно, речь идёт о дательном падеже.
- Сформулируйте  тему нашего урока.
(Дательный падеж.)

-Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему? Имеет вспомогательное слово дать) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже, каким членом предложения является, какие окончания имеют существительные в дательном падеже)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?  

 ( находить имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь и мы раскроем секреты Дательного падежа.

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

  1. Открытие нового знания

Слайд 4 с предложением

Прочитайте предложение, спишите его, вставив подходящие предлоги.

Туристы шли …лесу …реке.

-Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Проверка со слайда

-Определите падежи имён существительных.

Фронтальная проверка  и проверка со слайда

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)( таблица)

-Запомните эти два предлога дательного падежа. По ним легко определить этот падеж.

-Подчеркните основу этого предложения.

-Назови основу этого предложения.

Проверка со слайда

-Каким же членом предложения является имя существительное в дательном падеже ( второстепенным)? ( таблица)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

-Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже мы узнаем чуть позже, когда познакомимся с 3-мя склонениями имён существительных.

  1. Первичное закрепление ( работа по учебнику)

-  Откройте учебник по закладке. Выполним упражнение 130 на странице 71

-  Прочитайте задание.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

-Итак, покажите с помощью сигнальных карточек, в каком падеже стоит каждое из словосочетаний

-…, читай 1-е словосочетание. По сигналу показываем выбранный вами падеж.

Читают по очереди словосочетания и показывают на опорных карточках

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

  1. Физкультминутка «Как живёшь?»

-Как живёшь?                 Вот так!

-Как идёшь?

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берёшь?

-Как даёшь?

-Как шалишь?

-Как грозишь?

-Как сидишь?

  1. Применение нового знания.
  • Составь словосочетания

-Продолжим работать с дательным падежом имён существительных.
Слайд 5 с заданием: составь словосочетания

-А теперь снова за работу!

-Из данных слов составить словосочетания, можно использовать предлоги.

-Пишите словосочетания каждое с новой строки.

дарить                 сестра

бежать                 трава

ходить                 земля

подошёл                дом  

-Какие словосочетания у вас получились?

Проверка со слайда. Слайд 6

В каком падеже употреблены имена существительные? ( в дательном)

-Какое словосочетание лишнее? (дарить сестре)

-Почему? ( без предлога)

-Какой вывод можно сделать? ( имена существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами и без предлогов)

-При определении падежа стоит ориентироваться и на вопросы, и на предлоги.

  • Зрительная гимнастика.

-Наши глаза были в напряжении при выполнении заданий, дадим им отдохнуть, выполнив зрительную минутку. Глаза – это главные помощники человека и необходимо заботиться о сохранении зрения.

Слайд 7. Зрительная гимнастика.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

  • Игра « Телеграммы»

 ( У некоторых уч-ся на партах « телеграммы» на карточках розового цвета)
-Встаньте те, у кого на столах лежат карточки розового цвета. Это телеграммы.

-Прочитайте строки из известных вам произведений, а мы все вместе найдём  существительное в  Д.п.)

-уж сколько раз твердили миру
-Вороне где-то бог послал кусочек сыру..
- плутовка к дереву на цыпочках подходит..
-к муравью ползёт она.. 

- случилось Соловью на шум их прилететь
- Строки из каких произведений прочитали? ( « Стрекоза и муравей»,

« Ворона и лисица» «Квартет»)
-Кто автор этих произведений? ( И. Крылов)

  1. Включение новых знаний в систему  (работа на карточках)
  • Игра « Кто первый?»
    Купить для мамы, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, ходят люди, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме.
    -Возьмите со стола большие белые карточки .

Игра «Кто первый»

-Сформулируйте задание в соответствии с темой урока( выписать словосочетания с именем существительным в дательном падеже)
- Итак, кто же сегодня  первый выпишет словосочетания в Д.п.?

-Стоп, положили ручки . У нас есть победители.

Первый …. ( И. Ф)

Второй ( И. Ф.)

Третий  ( И. Ф.)
Проверка_

-Итак, какие же словосочетания с существительным в дательном падеже выписал…?

-Докажи с помощью вопроса

-Покажите зелёным сигналом, кто успел выписать до конца.

-Почему не выписали купить для мамы, принести из магазина, пришёл с работы?

А  ходят люди?

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

  1. Итог урока. Рефлексия

-Давайте вернёмся к теме урока.

        -Что мы теперь знаем об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, является второстепенным членом предложения. Имеет вспомогательное слово «дам»)

Работа с таблицей.

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

-А теперь в качестве закрепления проведём тест по теме «Дательный падеж имён существительных»

-Работаем в паре.

Слайды 8, 9 Тест «Дательный падеж имён существительных»

  • Тест «Дательный падеж имён существительных» . Работа в паре.

№1. Выбери вопросы дательного падежа.

р) кто? что?        з) кому? чему?         н) кого? чего?

№ 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа.

н) дам                л) есть                в) нет

№ 3. Найдите предлоги дательного падежа.

о) от, под                е) о, об                а) к, по

№ 4. Каким членом предложения является слово в дательном падеже?

т) второстепенным        д) главным

№ 5. Найдите имя существительное в дательном падеже.

ю) без подруги                и) друг                о) к берегу

№ 6. Сколько всего падежей в русском языке?

к) 6                р) 7                б) 8

 ( дети отмечают в карточке)

-Составьте из полученных букв слово. ( знаток)

Слайд 10 слово «Знаток»

-А кого можно назвать знатоком? ( Тот, кто обладает большими знаниями в чём – либо, тонким пониманием чего – либо. Ожегов)

  • Самооценка.

-Возьмите светофоры.

- Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении дательного падежа имён существительных,  поднимите зелёный сигнал . Если многое удалось, но вы  ещё испытываете трудности- жёлтый кружок. А если нужно ещё много работать по теме, то красный кружок.

- Все практически оценили себя зелёным сигналом. Значит, вас можно назвать «Знатоками дательного падежа имён существительных»

  • Домашнее задание.

Слайд 11 Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору:

1) Упражнение № 127 на с.70

Спишите 2 предложения из этого упражнения, определите падежи имён существительных

2)  Найти 3 пословицы, где были бы имена существительные в дательном падеже.

Урок окончен!

Дополнительные задания:

  • Пословицы и поговорки.

Ум да разум надоумят сразу.
Нет ума, считай калека.
Сила уму уступает.
В этих пословицах и поговорках есть слово, которое употреблено во всех изученных нами падежах падежах. Так ли это?

  • Игра «Кто получил подарки? Устно.

А вот какое определение дательному падежу дал Т.Рик

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал

– Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже.

Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботинкам,

кошке гармошку, мартышкам по книжке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....

Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

Презентация "Дательный падеж имен существительных"

Презентация подготовлена к уроку русского языка в 4 классе....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Дательный падеж имен существительных".

Описание урока с использованием модели "Смешанное обучение"Автор( Бучковская Елена Александровна, МАОУ СОШ № 23, г. Сысерть, учитель начальных классов): Оборудование, программное обеспечение: интернет...

Окончания в дательном падеже имен существительных единственного числа. 4 класс

Данный материал помогает детям лучше усвоить тему об окончаниях существительных 1 -го и 3 -тьего склонения в дательном падеже...