Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Предложение. Члены предложения.»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

 

Методическая разработка урока русского языка составлена на основании рабочей программы по предмету «Русский язык» учебно – методического комплекса «Планета Знаний».

Целью создания методической разработки является презентация опыта работы педагога по обеспечению условий для полноценной деятельности, обучающихся на уроке в рамках изучения учебной дисциплины.

Задачи:

- систематизировать учебный материал занятия по учебной дисциплине;

- совершенствовать структуру теоретического занятия;

- пополнять фонд дидактических материалов педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Технологическая карта урока

Предмет

русский язык   

Класс

2

Программа  

УМК «Планета Знаний» 

Тема урока

Предложение. Члены предложения. (урок № 1)

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

Создать условия для формирования понятия о структуре предложения.

Задачи урока

Образовательные: способствовать активному участию детей в выведении способа действий по составлению предложений; учить называть признаки предложения, учить определять главные члены предложения путём выделения главных членов предложения, находить границы предложений в тексте.

Развивающие: помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у обучающихся монологической и диалогической речи; формировать ключевые компетенции и УУД;

Воспитательные: содействовать формированию интереса к предмету, к родному языку, воспитанию трудолюбия.

Планируемые предметные результаты

Используют предложения разных типов для выражения своих намерений; выделяют главное в сообщении; получают возможность научиться использовать части речи в предложении.

Планируемые метапредметные резуль-

таты

Познавательные универсальные учебные действия: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную

на уроке;

Регулятивные универсальные учебные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные универсальные учебные действия: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Личностные универсальные учебные действия: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

Оборудование  

Компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык. 2 класс» (авторы), карточки для групповой работы.

Формы организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. 

Используемые технологии

Технология развития критического мышления, игровая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технологии.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, карточки со снежинками, учебники.

Литература

  1. Желтовская Л. Я. Русский язык: 2 класс: учебник в 2 ч. Ч 2 / Л. Я. Желтовская  , О. Б. Калинина – М.: Дрофа, 2018. – 142 с.
  2. Желтовская Л. Я. Обучение во втором классе по учебнику «Русский язык» Л. Я Желтовской, О. Б. Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Л. Я. Желтовская  , О. Б. Калинина– М.: АСТ:Астрель, 2016. – 286 с.  

Этап урок

Цель урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Подготовить обучающихся к учебной деятельности.

Приветствие, создание предпосылок для вызова мотивации к учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют уровень готовности к уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

-        выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные- формирование умения слушать и слышать.

Постановка учебной задачи

Выработка на личностно – значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Работа над словарным словом пассажир.

Создает условия для осознания проблемы, обеспечивает создание ситуации успеха, подводит детей к самостоятельному определению задачи урока при работе над словом пассажир.

Анализируют слово пассажир (лексическое значение, синонимы, антонимы, морфемы, составляют предложение). Формулируют тему урока.

Регулятивные:

-        постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:  

-        развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные:

-        умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Актуализация опорных знаний

Активизировать знания учащихся.

Прием «Корзина».

Определение имеющихся знаний о предложении.

Организует фронтальную беседу.

Формулируют свои знания о предложении.

Регулятивные:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные:  

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные:  

-        уметь выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.  

-        знание основных моральных норм работы в паре.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Открытие нового знания

Обеспечить открытие, восприятие и осмысление нового знания.

Индивидуальная работа над правилом (прием «инсерт»).

Групповая работа над схемами предложений и словами.

Фронтальная работа над предложением и главными членами предложения.

Организовывает работу над правилом, используя прием «инсерт».

Организовывает групповую работу над схемами предложений.

Организовывает фронтальную работу над предложением Дуб надел зимний наряд.

Работают над правилом.

Работают в группе над семами.

Участвуют в беседе.

Познавательные:

 - Называют предметы, признаки, действия. Составляют предложения. Анализируют действия по составлению предложений. Делают выводы. Находят в учебном тексте новое. Высказывают суждения.

 Регулятивные:

-        умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-        умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные:  

-        готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

-        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамическая пауза

Предупреждение утомление, восстановление работоспособности.

Проведение игры «Слушай – делай»

Организует игру.

Выполняют упражнение.

Регулятивные:

-        умение действовать в соответствии с ситуацией.

Применение

знаний и способов действий.

Обеспечить осмысление материала. Коррекция пробелов.

Работа над предложением в группах - записать предложение, графически показывать связь главных членов предложения.

Работа над деформированным предложением.

Организовывает работу в группе над предложениями из упражнения учебника.

Организовывает работу в группах над деформированным предложением.

Работают в группах, формулируют выводы.

Регулятивные:

-        умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные:  

- актуализация знания об интонации и знаках препинания, правила оформления записи предложений.

- уметь определять и графически выделять главные члены предложения. Личностные:  

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

Коммуникативные:

-        управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Рефлексия

Выявление уровня осознания пройденного материала

Беседа.

Акцентирует внимание на изученном материале, побуждает к высказыванию своего мнения.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Регулятивные:

-        соотносят поставленные цели с достигнутым результатом.

Познавательные: формулируют основные понятия.

Личностные:  

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.

Коммуникативные:

-        формулируют результат работы.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя 

 

 Деятельность обучающихся

Организацион ный этап

 

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Ребята, хлопните в ладоши те, кто сейчас пришел на урок русского языка.

- Посмотрите на свое рабочее место. Те, кто готов к уроку русского языка, садимся на свои места.

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Оформляют тетрадь.

Постановка задач урока.

Учитель организует диалог с обучающимися.

На доске написано слово пассажир.

- Прочитайте слово на экране.

- Как вы думаете, какое задание мы можем выполнить с этим словом?

-  Откроем словари, которые находятся у вас на партах. Найдем значение слово.

- Что еще можно сделать с этим словом?

- Посмотрите на слово и выделенные орфограммы. Что можно еще выполнить с этим словом?

- Давайте поразмышляем, что еще можно сделать с этим словом?

- Замечательно! Какие признаки есть у этого слова?

- Какие действия могут быть связаны с этим словом?

- Что можно составить с этим словом?

- Составьте.

 - Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Пассажир.

- Узнать лексическое значение этого слова в толковом словаре.

Выполняют.

- Мы можем его записать. (записывают слово в тетрадь) Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

(пассажир)

- Подобрать проверочное слово. Это слово словарное. Его написание нужно запомнить.

- Подобрать синонимы (путешественник), антонимы (водитель), однокоренные слова (пассажирка, пассажирский.

- Можем разобрать по составу.

- Хороший пассажир, случайный.

- Собирается, едет, опаздывает.

- Предложение.

- Пассажир ждет поезда.

- О предложении.

Актуализация опорных знаний

Открытие нового знания.

Учитель организует диалог с 

использованием интерактивной доски (изображена корзина).

- Ребята, наполним корзину знаний «Предложение». Что мы с вами помним о предложениях?

- Молодцы! На странице стр. 6 учебника прочитаем правило с карандашом. Читаем и подчеркиваем то, что для нас является новым.

- Добавим это знание в корзине знаний.

- Для открытия нового знания я предлагаю вам поработать в группе.

(Фронтальная работа)

- Предложения мы используем для выражения сообщений, вопросов.

- Предложения имеют законченную мысль.

- Все слова в предложении связаны друг с другом по смыслу.

- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

- В конце предложения ставится знак препинания.

Учащиеся читают правило и помечают то, что является новым.

Предполагаемый ответ.

- Слова в предложении являются членами предложения. (Возможные иные варианты.)

Динамическая пауза.

Применение

знаний и способов действий.

Рефлексия.

Организовывает групповую работу.

- На своих словах вы видите схемы предложения и слова на карточках. Ваша задача в группах обсудить и составить предложения по этим схемам, используя слова.

Полученные предложения записываем в тетрадь.

- О каких правилах оформления границ предложений можно сделать вывод из этого упражнения?

Учитель организует диалог с учащимися.

- Рассмотрим второе предложение.

- О чем сообщается в этом предложении?

- Какое слово совершает действие?

- Какое слово обозначает действие?

- Если мы уберем эти слова, сохранится ли смысл предложения?

 - Какой вывод можно сделать?

 - О чем нам сообщает Ключик на стр. 7.

- Покажем графически связь главных по смыслу членов предложения.

- Сделаем вывод.

- Потренируемся определять предмет, действие и главные члены предложения: существительное – шаг вперед, глагол – шаг назад, члены предложения – хлопок.

Ягода, кататься, ребята, медведь спит, читать, библиотека, рыба, умеют, зима пришла, зимовать, рябина, якорь, гриб растет.

- Продолжаем работать над словом, которое было у нас вначале урока.

На стр. 7 работаем над упражнением 4. Записываем предложение, графически показываем связь главных предложения. Первая группа – первое предложение, вторая – второе, третья группа – третье предложение.

- Проверяем.

- Продолжаем работать. Мы с вами пассажиры и отправились на электричке в зимний лес. Перед вами карточка со снежинками, на которых написаны слова. Обсудите в группе, возможно ли составить из этих слов предложение?

- Что нам необходимо с вами сделать?

 - В группе дополните эти слова и составьте предложение.

- Какое слово позволило нам составить предложение?

Организует рефлексию по результатам работы на уроке.

- Какое новое знаний мы положим в корзинку знаний о предложений?

– Чем вам поможет в жизни сегодняшний урок?

– Что у вас получилось лучше всего? В чём испытали затруднения?

– С каким настроением вы уходите с урока?

Домашнее задание: написать несколько предложений о помощи птицам зимой. Как мы, люди, можем им помочь?

 

Работа в группах.

                               ?

                                                          .

                !

Наряд, дуб, как, зимний, надел, отлично, дела.

 Записывают:

- Как дела?

- Дуб надел зимний наряд.

- Отлично!

- Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

- В конце предложения ставится знак препинания.

- Все слова пишутся раздельно.

Предполагаемые ответы:

- О том, что на дубе лежит снег.

- Дуб.

- Надел.

- Нет.

- Эти слова являются главными в предложении.

Читают, делают вывод, что главные по смыслу слова являются главными членами предложения.

что?    что сделал?

Дуб надел зимний наряд.

Формулируют вывод о том, что в этом предложении дуб и надел  – главные по смыслу слова и они являются  членами предложения.

Выполняют.

Работают.

Определяют главные члены предложения. Обозначают их графически.

Проверяют свои работы, сверяют с доской.

Птицы, выжить, зимняя, школьники, стужа.

- Невозможно из этих слов составить предложение.

- Для того чтобы мысль была понятна, необходимо дополнить набор слов.

Возможные варианты:

- Школьники помогли выжить птицам в зимнюю стужу.

- Школьники помогают выжить птицам в зимнюю стужу.

- Слово обозначающее действие – надел.

Высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"

Урок направлен на углубление знаний учащихся об однородных членах предложения, формирования правильного употребления запятой в предложениях с однородными членами, развитие умения конструировать предло...

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Члены предложения"

Технологическая карта с презентацией к уроку русского языка в 3 классе на тему "Члены предложения" (УМК "Гармония)...

Разработка урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" (3 класс)

Методический материал   «Теории развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий на уроке русского языка&ra...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Контрольный диктант"Предложение. Имена собственные"" (2 класс).

Данная контрольная работа проводится в конце изучения раздела «Имена собственные».В контрольной работе представлен текст диктанта из 34 слов и 4 грамматических задания по ранее изученным т...