«Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект и презентация урока по русскому языку «Слово и форма этого слова. Родственные слова», 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_forma_etogo_slova._rodstvennye_slova.docx | 29.29 КБ |
urok_.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект русского языка, проведенного в 2 «Г» классе
Тема: «Слово и форма этого слова. Родственные слова»
Цели: Познакомить с формой слова и выяснить какие слова называются родственными.
Задачи:
- повторить и закрепить умения находить формы одного и того же слова;
- совершенствовать умение правильно выделять корень в родственных словах;
- развивать мышление, внимание, речь учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.
УУД: Познавательные УУД: закрепить умения работать со сложными словами.
- Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.
- Коммуникативные УУД: развивать умение использовать речь, задавать вопросы
- Личностные УУД: развивать умение оценивать правильность выполнения данного задания
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 1)приветствие 2)представление | Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы, Будем думать и писать, И друг другу помогать! - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я, зовут меня ….. Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. | Слушают стихотворение. Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
II. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. | - Проведем минутку чистописания. - Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 24 октября. - Прочитайте пословицу Человек без Родины, что соловей без песни. - Как вы её понимаете? (ответы детей) Да, как соловей не может прожить без песни, так и человек не может прожить без Родины. - Обратите внимание на буквосочетания ди, ве, оло Какое соединение в буквосочетании ди? (верхнее) Какое соединение в буквосочетании ве? (средне-плавное) Какое соединение в буквосочетании оло (1 нижнее 2 верхнее) -Пропишите эти буквосочетания в тетрадь до конца строки, чередуя. - С новой строки с большой буквы запишите пословицу в тетрадь. - Покажите посадкой, кто написал. | Записывают дату в тетради. Слушают пословицу. Читают и анализируют пословицу вместе с учителем. Записывают пословицу в тетради. Разбирают соединения, и записывают в тетрадь чередуя их. |
III.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. | -С красной строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. Отгадайте загадку: Сто одежек - - Как пишется это слово? (капуста) - Какую гласную надо вставить? (а) -На какую гласную падает ударение? (на букву у) -Какую букву надо запомнить? (букву а) -Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву а. -Красна — девица сидит в темнице, А коса на улице? (морковь) - Как пишется это слово? (морковь) Какую гласную надо вставить? (о) - На какую гласную падает ударение? (на вторую букву о) -Какую букву надо запомнить? (букву о) -Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву О. -Что копали из земли, жарили, варили? -Посмотрите как правильно пишется это слово? (картофель) - На какую гласную падает ударение? (на букву о) -Какие букву надо запомнить? (букву а,е) -Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву а,е. - Где растут все овощи? (огород) -Как правильно пишется это слово? (огород) - Какая буква пропущена в этом слове? (о) - На какую гласную падает ударение? (на третью букву о) - Какую букву надо запомнить? (вторую букву о) -Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните вторую букву о. На слайде огород. Какой звук мы слышим на конце слова (т) как проверить это слово? огород- огороды огород как по-другому можно проверить это слово огород- огородик обратите внимание на слова огород- огороды, к какой группе можно отнести эти слова, формы одного слова или родственные слова? Как вы определили? Обратите внимание на слово огород-огородик, к какой группе можно отнести эти слова, формы одного слова или родственные слова? Как вы определили? Тема нашего урока: «Слово и форма этого слова. Родственные слова» Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать формы слова и познакомимся с понятием корень. | Пишут в тетрадях слово «Словарь». Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя. Записывают словарные слова в тетради. Морковь Картофель Огород Сравнивают форму одного слова |
IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. | Вспомним правила, какие слова называются родственными? -Для закрепления выполним упражнение 65, откройте учебник на странице 93, послушайте отрывок из стихотворения. -Следим за текстом, чтобы вы смогли ответить на вопросы. На доске 1. Найдите строчки с подчеркнутыми словами. Прочитай … эти слова. Это разные слова или форма одного слова? Назовите основу слова василек, назовите основу слова василька, у них одинаковая основа? Какой можно сделать вывод? Эти слова — это формы одного слова. 2. Найдите и прочитайте строчки, где есть слова, выделенные жирным шрифтом. Это разная форма одного слова? Какое это слово? Или одна и та же форма? Какой можно сделать вывод? Эти слова — это формы одного слова. 3. найдите слова на цветном фоне- это разные слова или формы одного слова? Выделите общую часть на страницу на 94. Найдите задание- буква заблудилась. Фляги развеваются- на слайде (Фляга- емкость для воды) Праздник начинается. Как вы понимаете слово развеваются (веют на ветру) Миша говорит: - Если вместо слова фляги произнести другое слово – изменится не только гласный звук, но и согласный. Давайте произнесем хором сначала фляги потом флаги. Теперь рассмотрите звуковые записи слов. На слайд Вы согласитесь с Мишой? Маша говорит: - гласный звук не изменится! Изменится только согласный. Какой согласный звук мы слышим в словах влаги и фляги.( л и ль) это одинаковые звуки или разные (мягкий, твердый), Какой гласный звук мы слышим в слове фляги (Звук А), какой гласный звук мы слышим в слове флаги (Звук А),Что осталось при произношении одинаковым звуки согласные или гласные? (Гласные) Кто же прав? Сделаем вывод: права Маша гласный звук не меняется, меняется только согласная. Запишите в тетрадь Фляги развиваются праздник начинается. Давайте прочитаем строки ниже все хором, поставили пальчик. … произнеси слова алфавит. Продолжим закрепление, найдите упражнение 66 - Прочитайте задание. Читаю Найдите выделенные слова, назовите их. Выпишем все выделенные слова в столбик. Назови основу выделенных слов, подчеркни основу. Выделите сверху дугой общую часть. Продолжаем работу Найдите упражнение 68. Прочитайте ниже слова и выпишите слова которые являются родственными, выделяя общую часть дугой. Записываем с комментированием. Какие слова вы не написали? Ребята общая часть родственных слов называется корнем и выделяется дугой. Давайте прочитаем правило в рамочке. Общая часть основ родственных слов, в которой содержится их общий смысл, называется корнем слова. Корень выделяется вот так. (на доске) Повтори … Закрепим умение находить корни. Найдите упражнение 69 Прочитайте слова: … Выпишем родственные слова через запятую. Прочитайте их С новой строчки выпишите слова разной формы одного слова. Формы слов выписываются парами. Трава-травы, травка-в травку, травяной- травяные. Прочитайте шуточное стихотворение упражнение 70 Как вы думаете, выделены разные слова или одно и то же слово? Запиши каждое из этих слов в начальной форме. Голов-гол, голов-голова Дома выполните упражнение 67 | Вспоминают правила Выполняют упражнение 65 Выполняют упражнение 94 Читают и произносят слово Алфавит Выполняют упражнение 66 Выполняют упражнение 58 Выполняют упражнение 69 Выполняют упражнение 70 |
| - Какое правило выучили на уроке? Какие слова называют родственными? Что называется, корнем? - Молодцы, ребята! На этом наш урок подошел к концу. Сегодня на уроки хорошо работали… До свидания! | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек без Родины, что соловей без песни .
Словарь:
к пуста а
м рковь о
к а ртоф е ль
ог род о
о город - огороды о город - огородик
Фляга – это емкость для воды.
Флаги развиваются – Праздник начинается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово и формы этого слова. Родственные слова. (обобщение и закрепление изученного материала) 4-й урок
Урок русского языка с эор...
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....
Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...
Проверочная работа по темам: «Начальная форма слова», «Родственные слова», «Орфографическая зоркость»
Проверочная составлена для учащихся 2 класса по программе "ПНШ"1 четверть...
Презентация к уроку "Форма слова. Родственные слова"
Презентация к уроку "Форма слова. Родственные слова"...
Проверочная работа по русскому языку для 2 класса по темам: «Начальная форма слова», «Родственные слова», «Орфографическая зоркость»
Проверочная работа по русскому языку для 2 класса...