"Простые и сложные предложения", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект и презентация урока по русскому языку "Простые и сложные предложения", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostye_i_slozhnye_predlozheniya_4v.pptx | 1.68 МБ |
prostye_i_slozhnye_predlozheniya.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корень учения горек, да плод его сладок. __
к ровать
м есяц
п онедельник
ш оссе
о город
м олоток
к ласс
Москва
к илометр
Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.
«Простые и сложные предложения»
п ереправа лесосплав б елогрудый водопад беляк гвоздодёр передёргивать подводник
Дедушка с..дел на печке и выглядывал из-за трубы. Вот-вот дерев..я выбр .. сят лист..я из почек прил .. тят грачи. Подн ..ли з..л.. тые г..ловки одуванчики и зацвел шиповник. Со.. нце сияло, но (не) грело . Выгл .. нуло со.. нце , и з..мля озарилась ярким свет..м . На д..рев.. ях набухли поч .. ки но лист..я еще не проклюнулись. Мы слышали бормотание тет ..ревов свист рябчиков. В дуплах старых осин расп .. лагаются ночные птицы и зап .. сливые белки . Вариант 1 Вариант 2
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в форме технологической карты на тему: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях».
Класс: 4«В»
Тема: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.»
Цель: формировать знания о союзных и бессоюзных предложениях; выработать алгоритм постановки запятой в сложном предложении.
Задачи:
- Отработать умения различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; навык синтаксического разбора простого и сложного предложения и построение схем таких предложений.
- Развивать связную речь учащихся, мышление, интерес к русскому языку через практическую деятельность.
- Воспитывать культуру речи, самостоятельность и умение оценивать себя и другого, а также чувство товарищества и взаимопомощи.
Личностные УУД:
• ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
• воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
• повышение уровня мотивации учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
• вырабатывать способность различать способ и результат действия;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
• создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
• уметь формулировать отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
• формировать у обучающихся способность к рефлексии;
• отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Познавательные УУД:
• создать условия для расширения представлений обучающихся о словах синонимах, омонимах, антонимах
• систематизировать знания о лексике: синонимах, антонимах, омонимах.
• учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
• развивать наблюдательность и умения рассуждать;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
• адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организация класса | ||||
Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня …. -Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики. -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». -Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку. | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата. | 2 мин | |
II. Минутка чистописания | ||||
2.Словарная работа | Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учителя. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске. Регулятивные: используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш. Личностные: Оценивают и принимают следующие базовые ценности: «дружбы». | -Наш урок я бы хотела начать с загадки. Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — ... . (Тетрадка). -Откройте тетрадь и запишите: Одиннадцатое мая. Классная работа. - Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать. - Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя. - Вслух прочитает …… пр ло же ие - Назовите виды соединений? -Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок. - Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя. - Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать. -Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых буквосочетания. -Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это? Слайд №3 Корень учения горек, да плод его сладок.. -А как вы узнали, что это пословица? -Как вы её понимаете? О чём она? -В пословице говорится о трудностях, но и необходимости, пользе ученья. Учиться трудно и долго, зато потом это пригодится в жизни. Значение слова: корень - основа чего-либо; плод-результат чего-либо; горький – очень тяжелый, трудный; сладкий – приятный, доставляющий удовольствие, наслаждение. -Назовите орфограммы, которые встречаются в данной пословице. Корень учения горек, да плод его сладок. -Запишите пословицу с красной строки с большой буквы и подчеркните орфограммы. -С новой строки запишите слово словарь. Словарь:
| Отгадывают загадку
пр (верхнее) ло (нижнее) же (средне-плавное) ие(средне -плавное) Корень учения горек, да плод его сладок.. Пословица Потому что она поучительна. Коренья-безуд.гл Горек-бегл.гл Плод-парн.согл Сладок-кр.прил Кровать Месяц Понедельник Шоссе Огород Молоток Класс Москва Километр | 10 мин |
III. Сообщение темы и цели урока | ||||
Предметные: - распознавать синонимы, антонимы, омонимы; - разграничивать эти понятия. Метапредметные: Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - высказывать свое предположение; Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли | Прочитайте и сравните 2 предложения: 1.Солнце встало и осветило окрестность. 2.Солнце встало, и окрестность озарилась светом. -Чем похожи предложения? -В них одна и та же мысль. -Чем они отличаются? -Как вы думаете почему? -Найдите грамматическую основу в 1 предложении -Какую роль играет в этом предложении союз и? -Найдите грамматическую основу во 2 предложении -Какую роль играет союз и? - Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое) -Предположите, как называется предложение, в котором больше чем одна грамматическая основа? (сложное) -Как вы думаете, какая тема урока? Тема нашего урока: «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях». | -Во 2 предложении стоит запятая, а в 1 нет. Объединяет однородные члены предложения (Солнце встало и осветило) Соединяет 2 части сложного предложения. (Солнце встало, окрестность озарилась) | 2 мин. | |
IV. Изучение нового материала | ||||
Предметные: - правильно работать с материалом; Метапредметные: Познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию учебника Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | -Откройте учебники на странице 173-ой. Найдите упражнение 175-ое. -Прочитайте слова. Запишите их в два столбика. 1) слова, у которых один корень; 2) слова , у которых два корня; Переправа, лесосплав, беляк, белогрудый, гвоздодёр, передёргивать, подводник, водопад. - Как называются слова, у которых несколько корней? -Рядом со сложными словами в скобках напишите слова, которые дали им жизнь. -Прочитайте значение слова «сложный» Сложный-ая,-ое; 1. Состоящий из нескольких частей. 2. Трудный, запутанный. -Как вы думаете сложные слова называются так потому, что это трудные, запутанные слова, или потому, что они состоят из нескольких частей? -Я вижу, что вы устали. Поэтому предлагаю вам немного отдохнуть. -Выйдите из-за своих пар и повторяйте движения за мной. Физминутка Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. -Тихо присаживайтесь за парты. -Выполним следующее упражнение. -Найдите упражнение 176-ое. -Прочитайте пословицы и рассмотрите шуточные иллюстрации к ним (с.172). 1. Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. 2. Яблоко от яблони недалеко падает. 3. Лиса семерых волков проведёт. 4. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает. -Какая же пословица зашифрована в первой иллюстрации? -Запишите пословицу и выделите основу в этом предложении. -Как вы думаете почему 2-ая и 3-ая картинка состоит из двух частей? -Чтобы ответить на этот вопрос необходимо подобрать пословицы к этим иллюстрациям. -Какую пословицу иллюстрирует рисунок под цифрой 2? (Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.) -В этой пословице два действующих лица? Кто они? -Что делает первый? А второй? -Из скольки частей состоит пословица? -Прочитайте каждую часть отдельно. -Назовите основу каждой части. Как эти части соединены друг с другом? - Запишите эту пословицу. Подчеркните основу каждой части . Обведите союз и знак , соединяющий части в овал. -А теперь запишите пословицу подходящую к иллюстрации под цифрой 3.( Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.) -Из скольки частей состоит пословица? -Прочитайте каждую часть отдельно. -Назовите того , кто действует в первой части? -А кто действует во второй части? -Подчеркните и обведите в овал то, что помогает увидеть особенность этого предложения: оно состоит из двух частей. -Запишите оставшуюся пословицу.( Лиса семерых волков проведёт.) -Как вы думаете сколько основ в этом предложении? -Предложения бывают простые и сложные. Простое предложение- предложение с одной основой. Предложение, в котором несколько частей и каждая часть имеет свою основу, называется сложным. Сложное предложение включает несколько основ. Между частями сложного предложения обычно ставится запятая. | -Во 2 предложении стоит запятая, а в 1 нет. Объединяет однородные члены предложения Соединяет 2 части сложного предложения Яблоко от яблони не далеко падает. Яблоко падает Одно действие сменяет другое Да, Знайка и незнайка. Знайка идет по дороге,незнайка на печи лежит. двух Знайка бежит Незнайка лежит Из двух соловей ласточка союз а одна | 25 мин | |
-А сейчас проведём небольшую самостоятельную работу. -Вам необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания ,списать предложения. Подчеркнуть грамматические основы и определить вид предложения в скобках. -Работу выполняем по вариантам. - Вариант 1 Дедушка с..дел на печке и выглядывал из-за трубы. Вот-вот дерев..я выбр..сят лист..я из почек, прил..тят грачи. Подн..ли з..л..тые г..ловки одуванчики и зацвел шиповник. Со..нце сияло, но (не) грело. Вариант 2 Выгл..нуло со..нце, и з..мля озарилась ярким свет..м. На д..рев..ях набухли поч..ки но лист..я еще не проклюнулись. Мы слышали бормотание тет..ревов свист рябчиков. В дуплах старых осин расп..лагаются ночные птицы и зап..сливые белки. Вариант 1 Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы. Вот-вот деревья выбросят листья из почек, прилетят грачи. Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел шиповник. Солнце сияло, но не грело. Вариант 2 Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом. На деревьях набухли почки, но листья еще не проклюнулись. Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков. В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки. | ||||
V. Итог урока. Рефлексия | ||||
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Наш урок подошел к концу. -Вспомним тему урока. -Какие предложения называются простыми? -Какие предложения называются сложными? -Когда в предложении ставятся запятые? -Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы старались и все отлично с ней справились. -Молодцы! -У кого всё получилось –поднимите руку вверх с открытой ладонью. -Кто испытывал трудности в работе поднимите руку вверх сжав в кулачок. -Сегодня на уроке хорошо работали..( фамилии детей) -На этом наш урок окончен. До свидания! | Простые и сложные предложения. Состоит из одной основы. Состоит из двух и более основ. Когда предложение состоит из нескольких основ, а также перед союзом (а и но) | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...