«Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звуки [ж], [ш]. Буквы ж, Ж, ш, Ш»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок обучения грамоте по теме «Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звуки  [ж],  [ш]. Буквы ж, Ж, ш, Ш» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Перспектива» Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука). Технологическая карта урока составлена для урока обучения грамоте в 1 классе букварный период. Данный урок составлен по УМК Перспектива, но подходит для любого УМК, так как данная тема изучается в букварный период в 1 классе. Урок является уроком повторения при изучении звуков и букв ш и ж. Выбранная форма урока позволяет в занимательной форме развивать у учащиеся умение дифференцировать звуки, находить их в словах, развивать умение парной и групповой работы, а значит, реализовывать в соответствии с ФГОС системно-деятельностный подход. Выбранная форма также соответствует возрастным особенностям учащихся 1 класса, для которых игровая деятельность продолжает оставаться ведущей, также данная форма позволяет учащимся  обсуждать поставленные задачи, формулировать цели деятельности, намечать пути решения, реализовать их на практике и представлять результат. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов им. Владимира Петровича Шевалева»

«Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звуки  [ж],  [ш]. Буквы ж, Ж, ш, Ш»

Учитель начальных классов

Пакалева Елена Михайловна

 Свердловской области города Каменска-Уральского

                                                                              2015 г.


Пояснительная записка

Урок обучения грамоте по теме «Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звуки  [ж],  [ш]. Буквы ж, Ж, ш, Ш» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Перспектива» Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука). Технологическая карта урока составлена для урока обучения грамоте в 1 классе букварный период. Данный урок составлен по УМК Перспектива, но подходит для любого УМК, так как данная тема изучается в букварный период в 1 классе. Урок является уроком повторения при изучении звуков и букв ш и ж. Выбранная форма урока позволяет в занимательной форме развивать у учащиеся умение дифференцировать звуки, находить их в словах, развивать умение парной и групповой работы, а значит, реализовывать в соответствии с ФГОС системно-деятельностный подход. Выбранная форма также соответствует возрастным особенностям учащихся 1 класса, для которых игровая деятельность продолжает оставаться ведущей, также данная форма позволяет учащимся  обсуждать поставленные задачи, формулировать цели деятельности, намечать пути решения, реализовать их на практике и представлять результат.


Технологическая карта урока

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учитель начальных классов: Пакалева Елена Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов им. Владимира Петровича Шевалева» Свердловской области города Каменска-Уральского

Место урока в системе уроков по данной теме: урок повторения изученного

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звуки  [ж],  [ш]. Буквы ж, Ж, ш, Ш». УМК Перспектива

Цели: формировать умение различать, выделять в словах парные звонкие-глухие согласные [ж],  [ш]; способствовать развитию умения определять количество звуков в слове, их последовательность, делить слова на слоги; развивать фонетический слух,  концентрацию внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения.

Планируемые результаты урока: 

Предметные: учащиеся научатся анализировать слова, соотносить их со схемами, обозначать звуки соответствующими буквами алфавита, дифференцировать звуки, находить их в словах;

Метапредметные: Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать звуко-буквенный состав слова;

- находить элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить неправильно написанную букву; исправлять написание в соответствии с правилом;

- анализировать собственную работу.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать  им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

  неуспеха в  учении


Технологическая карта урока

Этап урока

Цель/задача этапа

Планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запланированный результат этапа

1.    Мотивирование  к учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

2

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Мы услышали звонок,

   Значит, начался урок!

- Сегодня на уроке нас ждут интересные открытия, новые знания.

-Что пригодится для успешной работы?

- Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным?

- Посмотрите, какая хорошая погода! Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко улыбается. Давайте и мы улыбнёмся и подарим друг другу прекрасное настроение.

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Учащиеся настроились на работу 

Формируемые УУД Личностные: личностное самоопределение через мотивацию учения

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

8

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что вы можете рассказать о звуке [ж], [ш]?

- Как вы думаете, мы все узнали об этих звуках?

- Какая тема урока?

- Что мы будем выполнять на уроке?

 - Сегодня на уроке мы повторим парные звонкие и глухие согласные ж и ш.

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

Формулировка темы и цели  урока

Формируемые УУД Личностные: действия смыслообразования через установление учеником значения изучаемой темы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: целеполагание через постановку учебной задачи

3. Построение выхода из затруднения

Формирование умения планировать, ставить цель, задачи деятельности

3

Дает задания, помогает, объясняет материал.

- Давайте найдем буквы на ленте букв.

- Но где же они?

 (Слайд 1)

- Вы узнали кто это?

- Посмотрите у Снежной королевы

снежинка в руке. Это письмо! (слайд 2)

Мальчишки и девчонки! Я унесла ваши буквы в свое зимнее царство. Там холодно, морозно, кругом бело, снег по колено. Я сделаю из ваших букв новые снежинки и навечно засыплю снегом весь мир.

Снежная королева

- Что же теперь делать? Как спасти несчастные буквы?

- Нужно обязательно отправиться спасать буквы. Если вы не боитесь испытаний, то скорее в путь! Нам поможет найти дорогу к царству Снежной королевы  ум, смекалка, наши умения и конечно, карта. Но чтобы ее получить, нужно пройти первое испытание.

Ищут буквы на ленте букв в классе, отвечают на вопросы учителя, составляют план по выходу из затруднения.

- Нет, их не видно.

- Снежная королева

Читают письмо (читающие дети или учитель)

- Нужно помочь буквам, спасти их.

- Отправится к Снежной королеве

Учащиеся составляют план по выходу из затруднения

Формируемые УУД Регулятивные: планирование, составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Реализация построенного проекта

Закрепление умения различать парные звонкие-глухие согласные [ж],  [ш]; развитие умения определять количество звуков в слове, их последовательность, делить слова на слоги

23

1 испытание. Звуковой анализ слов

- У меня есть слова, но буквы ж и ш забрали.

. УК              . ЫШИ

. АБА          МАЛЫ .

Как вы думаете, что нам нужно сделать? Как пройти испытание?

- Поработайте в парах с карточками (приложение 1) и попробуйте догадаться, что это за слова. Проговорите их друг другу.

- Кто догадался, какое первое слово?

- Сколько в этом слове слогов? Докажите.

- Сосчитайте сколько звуков, букв?

- Выложите с помощью карточек схему этого слова.

(аналогично жаба, мыши)

- К слову малыши уже составлена схема, давайте ее проверим. Проверяем.

- Вы справились с первым испытанием, вот и карта. Пора в путь.

2 испытание. Словообразование

- Что вы видите? (слайд 3,4)

Правильно, перед нами сказочные ворота, но они закрыты. Что же делать?

Для того, чтобы их открыть нужно произнести слово-ключ. Но, к сожалению, снег засыпал слово, которое написано на воротах. Осталась только его небольшая часть.

- Давайте, восстановим это слово с помощью подсказки, которая лежит у каждого на парте. (приложение 2 ) Дорисуйте каждый элемент так, чтобы получились изученные нами буквы.

- Какое же слово написано на воротах?

- Но это не все слово, это только его часть. Придумайте слова с этой частью. (СНЕЖ)

- Молодцы! Ворота мы окрыли. (слайд 5)

- Скоро мы доберемся до замка Снежной королевы. Нужно поторопиться. Но перед дорогой необходимо немного отдохнуть.

Выпал беленький снежок

Соберемся все в кружок

И потопаем,

И потопаем.

Будем весело играть,

Будем ручки согревать

И похлопаем,

И похлопаем.

Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По коленочкам,

По коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей.

Словно белочки,

Словно белочки.

[2]

3 испытание. Парные звонкие и глухие согласные в середине и в конце слова.

- Очередное испытание мы прошли, как же нам добраться до замка? Что делать дальше?

- Чтобы добраться до замка, нужно пройти по тонкому льду озера. А это очень опасно. Нам помогут перейти озеро слова, в которых есть буквы ж и ш. Прочитайте стихотворение. (слайд 6)

После ливня много луш.

Греет бок на солнце уш.

Вырос гриб на тонкой ношке.

Прячет в дом улитка рошки.

Это вовсе не мираш.

Это лес чудесный наш.

- Ребята, что необычного вы заметили? Как нам пройти испытание? Какие знания нам понадобятся?

- Что мы знаем о согласных на конце слова?

- Правильно, согласные на конце слова в слабой позиции и поэтому их нужно проверить, для этого мы изменяем слово как один-много или зовем слова ласково.

- Давайте это выполним. Работая в группах по четыре человека, проверьте каждое слово (приложение 3).

- Какая группа представит свое решение задания?

- Молодцы! Вы справились с этим трудным испытанием.

4 испытание. Чтение слов с изученными буквами (слайд 7)

- А вот и замок! Для того, чтобы убедить Снежную королеву отдать буквы, нужно доказать ей, что буквы ж и ш нам действительно нужны.

- Для этого давайте покажем, как мы умеем красиво, правильно, выразительно читать слова с буквами ж и ш. Откроем нашу Азбуку и прочитаем стихотворение по цепочке. Каждый читает по строчке, громко, четко. Пока один читает остальные внимательно следят и слушают.

- Как вы думаете, справились с заданием? Как вы читали?

- Я считаю, что своим чтением вы доказали Снежной королеве, что буквы нам очень нужны. Поэтому она решила возвратить буквы, так ей понравилось ваше чтение.

Работаю в парах, выполняют задание по работе с буквами ж и ш, формулирую задание, планируют свою деятельность.

Работаю над звуко-буквенным составом слова

- жук

-3 звука, 3 буквы

Используя звуковые карточки, выкладывают схему слова жук

Отвечают на вопросы учителя, планируют свою деятельность

Дорисовывают элементы букв, получают часть слова, составляют с данной частью слова

Выполняют физминутку

Читаю текст, планируют свою деятельность, формулируют цель, работают со словами, с парными звонкими и глухими согласными на конце, повторяют правила проверки таких слов. Работают в группах, презентуют решение проблемы

Читаю вслух текст учебника по цепочке, оценивают свою деятельность

Учащиеся различаю парные звонкие-глухие согласные, находят их в словах

Формируемые УУД Познавательные: общеучебные через выбор наиболее эффективных способов решения задач, знаково-символические действия, моделирование схем, контроль и оценка процесса и результата деятельности, восприятие текста художественного стиля; логические через анализ объектов и выделения признаков, достраивание ряда по выявленному правилу, анализ, сравнение объектов, применение правила.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение формами речи.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

Осознание каждым обучающимся степени овладения темой

5

- Для того, чтобы вернуться обратно в класс необходимо выполнить последнее испытание. Возьмите конверт, попробуйте применить полученные сегодня знания и выполнить самостоятельно задание.

(«посели» слова в свой домик: жираф, шило, шапка, мишка, ложка, кошка, жаба, Женя).

Проверьте.(приложение 4)

Выполняют самостоятельно задание на карточке, используя полученные знания, соединяют стрелками слова и домик с буквой

Дифференцируют звуки и буквы ш и ж

Формируемые УУД Познавательные: общеучебные через выбор наиболее эффективных способов решения задач, контроль и оценка процесса и результата деятельности,

логические через анализ объектов и выделения признаков, сравнение объектов, применение правила.

6. Включение в систему знаний и повторение

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

2

- Над какой темой работали на уроке?

- Верните буквы обратно на ленту букв.

- Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. Дайте им характеристику.

- Назовите слова со звуком [ж], [ш]

Отвечаю на вопросы учителя, дают характеристику изученным звукам, приводят примеры слов

Закрепление полученных знаний

Формируемые УУД Регулятивные: составление плана и последовательности действий, контроль, оценка.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оценивание деятельности на уроке, определение места полученных знаний в собственной системе знаний о буквах и звуках

2

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие задания вы выполняли?  Какие вам понравились?

- На следующих уроках нам предстоит   включить свои знания в работу.

- Сегодня мы путешествовали в сказку, дома по желанию, попробуйте совместно с родителями придумать сказку про буквы ш и ж. А на следующем уроке нам будет интересно послушать.

- Оцените  свою работу на уроке. Как вы поработали, как проходили испытания?

Экран представляет собой снежную полянку, на которую дети, с помощью магнитов, прикрепляют снежинку определенного цвета, соответствующего его работе на уроке.

Красная– «мне все удалось»

Голубая– «были небольшие затруднения»(приложение 5)

Синяя – «нужно еще повторить»

Завершается урок. (слайд 8)

   Он пошел ребятам впрок.

   Вы постарались все понять.

   Учились тайны открывать.

   Ответы полные давали.

   И на уроке вы не зевали?

   Спасибо всем за урок

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Выполнение рефлексивной деятельности

Формируемые УУД Регулятивные: оценка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение формами речи.

Личностные: действия смыслообразования через установление учеником значения изучаемой темы


Список использованной литературы

1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. 1 класс. Часть 2-Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

2. Степанова Ольга Алексеевна Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Образовательная система "Школа 2100".-М.: Баласс2012

 

Иллюстрации формата .jpg, используемые в презентации:

  1. Снежная королева queen.jpg www.illustr.narod.ru 2211 × 1111
  2. Снежный пейзаж www.bankoboev.ru
  3. Замок Замок Нойшванштайн | Замки Германии www.allcastles.ru
  4. Цветок lenagold.ru2014 × 1996


                                                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СНЕЖ

СНЕЖ

СНЕЖ

СНЕЖ

        


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

После ливня много                                                                                       Прячет в дом улитка

        

Греет бок на солнце                                                                              Это вовсе не мираж.

                                                                              Это лес чудесный

Вырос гриб на тонкой

Прячет в дом улитка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Соедини слово и его домик

Жираф

 Шило

 Шапка

 Мишка

 Ложка

 Кошка

 Жаба

Женя

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Это вовсе не мираж.

Это лес чудесный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мальчишки и девчонки! Я унесла ваши буквы в свое зимнее царство. Там холодно, морозно, кругом бело, снег по колено. Я сделаю из ваших букв новые снежинки и навечно засыплю снегом весь мир. Снежная королева

Слайд 3

СНЕЖ

Слайд 4

СНЕЖ

Слайд 6

После ливня много луш. Греет бок на солнце уш. Вырос гриб на тонкой ношке. Прячет в дом улитка рошки. Это вовсе не мираш. Это лес чудесный наш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звонкие и глухие парные согласные звуки и буквы

Урок по русскому языку в 1 классе по программе "Перспектива" ( с применением нетбуков)...

Звонкие и глухие парные согласные звуки. Закрепление

Интегрированный урок русский язык и история СПб...

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"

Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...

Презентация "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова"

Презентация к уроку по русскому языку для 3 класса с тувинским языком обучения...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Парные звонкие и глухие согласные звуки....

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков буквами Дидактический материал 1-2 класс

Дидактический материал по теме "Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков буквами" 1-2 класс...