Повторяем фонетику и состав слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Закрепление знаний о фонетике и составе слова .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoryaem_fonetiku_i_sostav_slova.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия
ФИО Красноногая Лариса Владимировна
Тема: Повторяем фонетику и состав слова
Класс: 3
Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: уважительное отношение при взаимодействии с одноклассниками во время учебной деятельности, адекватная реакция на возникшие трудности, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | |||
Метапредметные | Регулятивные: Спланируют действия с поставленной задачей; Определят критерии оценивания; Осуществят ретроспективную оценку результата; | Познавательные: Ориентируются в учебнике ( на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте Сравнят объекты по общему основанию Выберут наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Коммуникативные: Определят общую цель работы; Сформулируют устные высказывания; Распределят навык совместной деятельности | |
Предметные: выполнять фонетический анализ слов, разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова | ||||
Цель урока (с ориентацией на ученика): | Закрепить полученные знания о фонетике и составе слова | |||
Задачи: |
| |||
Проблема: | Различие в уровне подготовки детей к изучаемой теме | |||
Педагогические технологии: | Технология сотрудничества в обучении, ИКТ |
Структура и содержание занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности |
Iэтап: Мотивационно-целевой Цель: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Эмоционально настраивает на урок. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность. | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. | Доброта — качество, излишек которого не вредит. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Вижу настроение у вас хорошее. Приступим к работе. | Фронтальная | |
II этап: Содержательный Цель: Обеспечить принятие учениками цели урока. Выявить и зафиксировать место и причины затруднения, выбрать способ и средства ее реализации. | Демонстрирует слайд с изображением слов. Задает наводящие вопросы. Озвучивает тему урока. Помогает определить цель деятельности. Фиксирует на доске. Организует диалог с детьми. Организует деятельность учеников . Выслушивает учеников. Проводит физминутку | Анализируют, сравнивают слова, находят общее и различия (часть речи, количество букв, звуков, последние звуки, состав слова и др.) Ставят цель и определяют задачи урока Классифицируют ранее полученные знания. Составляют кластер. Определяют последовательность записи слов в соответствии с графическими моделями состава слова. Взаимопроверка в парах. Самооценка в листах контроля. Договориться о последовательности действий и порядке работы в группах. Устанавливать основание для объединения слов в группу, определять слова, не удовлетворяющие данному основанию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Проводить фонетический анализ слова Проверка. самооценка Выполняют упражнения физкультминутки Дети читают текст с доски. Находят в тексте слово по словесному описанию, включающему несколько признаков Самооценка в листах контроля. Подбирают слова к графическим моделям состава слова. Самооценка в листах контроля. | -На слайде даны слова: ясень, огонь, съешь, олень. Найдите лишнее. Обоснуйте. -Сегодня будем повторять фонетику и состав слова. -Что нас будет интересовать, когда будем говорить о составе слова? -Для чего нам нужны знания о составе слова и звуках, буквах русского языка? - Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? -На какие две группы делятся звуки? Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э) Согласных звуков? Какие они могут быть? -Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е) -Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие (я-йа, ю-йу…) -Когда эти буквы обозначают два звука? -Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением) -А какие слабые? (безударные) У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. После каждого выполненного задания, вы будете делать заметки зеленым или красным карандашом. Если задание выполнено верно, то вы закрасите сбоку столбик зеленым, а если нет, то красным. Задание № 1. «Откройте учебник, выполните упражнение 2. Запиши слова в порядке данных схем. Обозначь части слова. Задание № 2. Найди лишнее слово в каждой группе.
Подумай, как можно разобрать по составу слово носок, если 1)носок – это маленький нос, 2) носок – часть одежды. Задание № 3. Спишите предложение. Выполните фонетический анализ слова орешки. Подумайте, почему сыроежки получили такое название? Поднимает руки класс-это раз, Завертелась голова- это два, Три - руками три хлопка, На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Задание № 4. -Найдите слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук - ударный. (пятна) (сделайте транскрипцию этого слова) -Почему в этом слове гласные звуки одинаковые, а буквы разные? (буква я под ударением обозначается звуком а) Задание № 5. К слову лес подбери и запиши однокоренные слова в порядке схем | Приём развёрнутого толкования приём «Подводящий диалог» Приём развёрнутого толкования Приём развёрнутого толкования | Фронтальная Фронтальная Самостоятельная работа Работа с учебной книгой. Самостоятельная работа, в парах Работа в группе Работа в парах Комплексная работа с текстом Работа в парах |
III этап: Рефлексивно-координирующий Цель: Выявить качество, уровень усвоения учащимися знаний и способов действий, установить причины выявленных недостатков, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. | Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты. Предлагает домашнее задание по результатам деятельности учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | - Есть у вас еще задания? - Все справились с заданиями? - Что у вас получилось?. - О чём говорит зеленый цвет? - А кто использовал еще и красный цвет? Что это значит? (остановись и разберись). - Дополните предложения: «Сегодня на уроке мы повторили…»; «Я бы похвалил себя…»; «Мне было трудно…» - Какое значение имеет для вас тема, которую мы рассматривали на уроке? Почему? | Беседа. Метод самоконтроля и самооценки. | Фронтальная |
Самоанализ занятия
Содержание урока было отобрано в соответствии с поставленной целью. На протяжении всего урока содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложились во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Цель на уроке была достигнута, и все поставленные задачи удалось реализовать.
Сочетание методов, приемов, форм и средств обучения на уроке является оптимальным для моего класса. Так как в классе обучающиеся с разным уровнем подготовки, подбирались такие формы работы, чтобы все могли справиться с заданиями, достигнуть своей ситуации успеха. Все учащиеся были вовлечены в урок и активно работали. В соответствии с темой, целью и задачами урока были выбраны оптимальные формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная и групповая, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. В течение урока ребята работали в парах: при работе с фонетическим анализом слова, при разборе слов по составу, в группах при составлении кластера. Взаимодействие в группах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы.
Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. На протяжении всего урока ребята были активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения.
Рациональное использование времени на этапах урока было обеспечено за счёт применения заданий с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику. Предупреждалась перегрузка школьников. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы.
Связки между уроками были логичны.
Позитивный настрой, доброжелательная обстановка на уроке помогли каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии. Учащиеся не боялись дать неверный ответ, для каждого ученика была создана ситуация успеха.
Таким образом, результатами урока я довольна, мне удалось добиться поставленных задач и достигнуть поставленной цели. Все дети активно работали на уроке. Предложенные разнообразные задания носили развивающий характер. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 3 классе "Повторяем фонетику и состав слова"
Урок русского языка в 3 классе по системе «Начальная школа XXI века» разработан с учётом ФГОС. На данном уроке закрепления и совершенствования знаний используется словесный метод, метод поиска д...
Презентация по русскому языку по теме:"Повторяем фонетику и состав слова". 2 класс. "Начальная школа 21 века"
"Повторяем фонетику и состав слова" 2 класс. "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Повторяем фонетику и состав слова"
Урок русского языка в 3 классе Начальная школа 21 века...
Конспект урока русского языка "Повторяем фонетику и состав слова"
Обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной...
Технологическая карта урока русского языка «Повторяем фонетику и состав слова» (3 класс), УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: рефлексия.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о фонетике и составе слова.Задачи урока:Дидактические:Формирование умения объяснять значения слов;Формирование умения соотносит...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...