Повторяем фонетику и состав слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Красноногая Лариса Владимировна

Закрепление знаний о фонетике и составе слова .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoryaem_fonetiku_i_sostav_slova.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

ФИО  Красноногая Лариса Владимировна

Тема: Повторяем фонетику и состав слова

Класс: 3

Планируемые результаты

 (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: уважительное отношение при взаимодействии с одноклассниками во время учебной деятельности, адекватная реакция на возникшие трудности, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные

Регулятивные:

Спланируют действия с поставленной задачей;

Определят критерии оценивания;

Осуществят ретроспективную оценку результата;

Познавательные: 

Ориентируются в учебнике ( на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте

Сравнят объекты по общему основанию

Выберут наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

Определят общую цель работы;

Сформулируют устные высказывания;

Распределят навык совместной деятельности

Предметные: выполнять фонетический анализ слов, разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова

Цель урока

(с ориентацией на ученика):

Закрепить полученные знания о фонетике и составе слова

Задачи:

  1. Вспомнить и закрепить знания о фонетике
  2. Обобщить знания о частях слова
  3. Развивать орфографическую зоркость

Проблема:

Различие в уровне подготовки детей к изучаемой теме

Педагогические технологии:

Технология сотрудничества в обучении, ИКТ

Структура и содержание занятия

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

Iэтап: 

Мотивационно-целевой

Цель: Создать  благоприятный психологический настрой на работу.

Включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Эмоционально настраивает на урок.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Доброта — качество, излишек которого не вредит. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно удачи. Вижу настроение у вас хорошее. Приступим к работе. 

Фронтальная

II этап:

Содержательный

Цель: Обеспечить принятие учениками цели урока.

Выявить и зафиксировать место и причины затруднения, выбрать способ и средства ее реализации. 

Демонстрирует слайд с изображением слов.

Задает наводящие вопросы.

Озвучивает тему урока.

Помогает определить цель деятельности. Фиксирует на доске.

Организует диалог с детьми.

Организует деятельность учеников .

Выслушивает учеников.

Проводит физминутку

Анализируют, сравнивают слова, находят общее и различия (часть речи, количество букв, звуков, последние звуки, состав слова и др.)

Ставят цель и определяют задачи урока

Классифицируют ранее полученные знания. Составляют кластер.

Определяют последовательность записи слов в соответствии с графическими моделями состава слова. Взаимопроверка в парах.

Самооценка в листах контроля.

Договориться о последовательности действий и порядке работы в группах. Устанавливать основание для объединения слов в группу, определять слова, не удовлетворяющие данному основанию.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Проводить фонетический анализ слова

Проверка. самооценка

Выполняют упражнения физкультминутки

Дети читают текст с доски.

Находят в тексте слово по словесному описанию, включающему несколько признаков

Самооценка в листах контроля.

Подбирают слова к графическим моделям состава слова. Самооценка в листах контроля.

-На слайде даны слова:

ясень, огонь, съешь, олень. Найдите лишнее. Обоснуйте.

-Сегодня будем повторять фонетику и состав слова.

-Что нас будет интересовать, когда будем говорить о составе слова? -Для чего нам нужны знания о составе слова и звуках, буквах русского языка?

- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

-На какие две группы делятся звуки? Сколько гласных букв в русском языке? (10)  А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э) Согласных звуков? Какие они могут быть?

-Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

-Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие (я-йа, ю-йу…)

-Когда эти буквы обозначают два звука?

-Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

-А какие слабые? (безударные)

У вас на партах есть карточки самоконтроля. На них записан план урока, перечислены задания, которые вы будете выполнять на уроке и графа самооценки. После каждого выполненного задания, вы будете делать заметки зеленым или красным карандашом. Если задание выполнено верно, то вы закрасите сбоку столбик зеленым, а если нет, то красным.

Задание № 1. «Откройте учебник, выполните упражнение 2. Запиши слова в порядке данных схем. Обозначь части слова.

Задание № 2.

Найди лишнее слово в каждой группе.

  1. клубника, клубок, клубничка, клубничный
  2. забежать, залететь, замочный, залить
  3. листок, цветок, носок, катерок

Подумай, как можно разобрать по составу слово носок, если 1)носок – это маленький нос, 2) носок – часть одежды.

Задание № 3.

Спишите предложение. Выполните фонетический анализ слова орешки.

Подумайте, почему сыроежки получили такое название?

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Задание № 4.

-Найдите слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук - ударный. (пятна) (сделайте транскрипцию этого слова)

-Почему в этом слове гласные звуки одинаковые, а буквы разные? (буква я под ударением обозначается звуком а)

Задание № 5.

К слову лес подбери и запиши однокоренные слова в порядке схем

Приём развёрнутого толкования

приём

«Подводящий диалог»

Приём развёрнутого толкования

Приём развёрнутого толкования

Фронтальная

Фронтальная

Самостоятельная работа

Работа с учебной книгой.

Самостоятельная работа, в парах

Работа в группе

Работа в парах

Комплексная работа с текстом

Работа в парах

III этап: Рефлексивно-координирующий

Цель:

Выявить качество, уровень усвоения учащимися знаний и способов действий, установить причины выявленных недостатков,

обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Предлагает выбрать формы рефлексии и подводит итог работы, анализируя достигнутые результаты.

Предлагает домашнее задание по результатам деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

- Есть у вас еще задания?

- Все справились с заданиями?

- Что у вас получилось?.

 - О чём говорит зеленый цвет?

- А кто использовал еще и красный цвет? Что это значит?

(остановись и разберись).

 - Дополните предложения:

«Сегодня на уроке мы повторили…»; «Я бы похвалил себя…»; «Мне было трудно…»

- Какое значение имеет для вас тема, которую мы рассматривали на уроке? Почему?

Беседа.

Метод самоконтроля и самооценки.

Фронтальная

Самоанализ занятия

Содержание урока было отобрано в соответствии с поставленной целью. На протяжении всего урока содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложились во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Цель на уроке была достигнута, и все поставленные задачи удалось реализовать.

Сочетание методов, приемов, форм и средств обучения на уроке является оптимальным для моего класса. Так как в классе обучающиеся с разным уровнем подготовки, подбирались такие формы работы, чтобы все могли справиться с заданиями, достигнуть своей ситуации успеха. Все учащиеся были вовлечены в урок и активно работали. В соответствии с темой, целью и задачами урока были выбраны оптимальные формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная и групповая, что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. В течение урока ребята работали в парах: при работе с фонетическим анализом слова, при разборе слов по составу, в группах при составлении кластера. Взаимодействие в группах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы.

Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. На протяжении всего урока ребята были активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения.

Рациональное использование времени на этапах урока было обеспечено за счёт применения заданий с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику. Предупреждалась перегрузка школьников. Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы.

Связки между уроками были логичны.

Позитивный настрой, доброжелательная обстановка на уроке помогли каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии. Учащиеся не боялись дать неверный ответ, для каждого ученика была создана ситуация успеха.

Таким образом, результатами урока я довольна, мне удалось добиться поставленных задач и достигнуть поставленной цели. Все дети активно работали на уроке. Предложенные разнообразные задания носили развивающий характер. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе "Повторяем фонетику и состав слова"

Урок русского языка в 3 классе по системе «Начальная школа XXI века» разработан с учётом ФГОС. На данном уроке закрепления и совершенствования знаний используется словесный метод, метод поиска д...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Конспект урока русского языка "Повторяем фонетику и состав слова"

Обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем фонетику и состав слова» (3 класс), УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: рефлексия.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о фонетике и составе слова.Задачи урока:Дидактические:Формирование умения объяснять значения слов;Формирование умения соотносит...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...