Конспект урока русского языка "Повторяем фонетику и состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Повторяем фонетику и состав слова».
Цель: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап | ||
Учитель запускает детей в класс. Проверка готовности детей к уроку. Дети здороваются. Число. Классная работа. (написать заранее) Работа в паре. У вас на столах конверт № 1, в котором лежат карточки с различными символами. Ваша задача рассмотреть эти символы и разделись их на группы. Дети работают. Проверка: сколько групп получилось? Какие карточки вы отнесли в первую группу? Во вторую? Всё, что относится к первой группе, как можно назвать? А когда мы разбираем слова, из каких частей они состоят, как это называется? Поработаем со второй группой. Что это [а]? А как вы догадались, что это звук? А где мы используем такие скобки? А какой раздел науки о русском языке изучает звуки? А теперь давайте подумаем, о чем пойдет речь на уроке и сформулируем его тему. Эти темы нам знакомы? Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Скажите, для чего нам нужны эти знания? Высказывание) | Две. Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Звук в квадратных скобках, ударение Части слова. Разбор слова по составу. звук Квадратные скобки В Транскрипции слова. Фонетика. Фонетика и состав слова. Да. Повторение (закрепление, отработка) фонетики и состава слова. Чтобы письменная речь была грамотной. | |
Актуализация знаний | ||
А теперь вспомним всё, что мы знаем о звуках. Устроим Блиц-турнир «Да-Нет» Я задаю вопрос, а вы с помощью сигнальной карточки будете отвечать: нет-красный цвет, да- зеленый цвет. 1.Гласные бывают мягкие и твердые? 2.Согласные звуки бывают звонкие и глухие? 3.Все согл звуки имеют пару по твёрдости и мягкости? 4.Звук [й’] согласный? 5.Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука?? 6. А есть ли такие буквы, которые не имеют звука? | нет да нет какие не имеют, назовите? [й’], [ч’], [щ’]-всегда мягкий [ц] [ш], [ж]--всегда твердый да да В каких случают они обозначают два звука? Когда стоят в начале слова, после гласного, после ь, ъ знаков. Приведите примеры: яма, юбка, юла, маяк, поездка, поёт, съел, ружьё, листья Да Что за буквы, кто назовет? ь, ъ Примеры: конь, моль, семья, объелся, подъехал, подъём | |
Работа с новым материалом | ||
Фонетический разбор. | ||
Физкультминутка | ||
А теперь немножко разомнёмся. Я называю слова. Если первый звук в этом слове мягкий согласный – вы приседаете, если твёрдый – хлопаете (мясо, мак, торт, печка, Йэль, кот, аист). Ребята, а почему на слово аист нужно было стоять спокойно? (ответы детей) | ||
Актуализация знаний | ||
Продолжаем работу. Работаем в паре. У вас на партах конверт № 2. Достаньте карточки из него. Задание: каждой желтой карточке соотнесите зеленую. Будьте внимательнее. Кто справился поднимаете руку. Что записано на зелёных карточках? А на жёлтых? Как можно назвать эту схему? Где мы можем это использовать? Напомните порядок выполнения разбора слова по составу? | Работа за партой Кто первый поднял руку, выходят к доске, составляют на доске кластер. Названия частей слова. Определения. Части слова. При разборе по составу Окончание, основа, корень, приставка, суффикс. | |
Работа с новым материалом | ||
Учебник с. 86 упр 2 (на интерактивной доске) Соотнеси схему и слово. Почему в слове кино нет окончания? *Записали слово перелесок, выполнили разбор слова по составу. Учебник, упр 3. Стр.86 Читаем задание. Читаем первую группу слов. Какое лишнее слово в этой группе? Почему? Читаем вторую группу слов. Какое лишнее слово в этой группе? Почему? Читаем третью группу слов. Какое лишнее слово в этой группе? Почему? А давайте подумаем, что такое носок? А еще у слова носок есть значения, как думаете? Как можно разобрать по составу слово носок, если значение часть одежды? Разберем по составу, если значение маленький нос. Какой вывод можно сделать? | Слово кино является несклоняемым именем существительным Клубок Остальные слова являются однокоренными, общий корень «клубн» Замочный Это прилагательное, остальные глаголы. В слове замочный нет приставки «за», а во всех остальных словах есть приставка «за» Горшок все слово корень, часть одежды есть. Это маленький нос. (картинка на слайде и слова из Крылова) У доски разбираем: носок: окончание- нулевое, основа – носок, корень-носок. Носок: окончание - нулевое, основа- носок, корень-нос, суффикс – ок. При разборе слова нужно учитывать его значение. | |
Итог урока | ||
Подведём итог урока. Вспомним цель нашего урока? Мы её достигли? | Мы повторяли фонетику и состав слова. Да. | |
Рефлексия | ||
Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на протяжении всего урока, с помощью сигнальной карточки. | ||
Информация о домашнем задании | ||
Учитель записывает д. з. на доске. Уч. стр. 140 № 3. | Дети записывают д. з. в дневник. |
Лист самооценки
Тема: «Повторяем фонетику и состав слова».
Цель: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
[а] | ..т’.. | ..у.. |
[а] | ..т’.. | ..у.. |
[а] | ..т’.. | ..у.. |
[а] | ..т’.. | ..у.. |
[а] | ..т’.. | ..у.. |
Гласные (1 колонка)
ударные ___________
Согласные (2 колонка)
_________ мягкие
Согласные (3 колонка)
глухие ___________
подъезд | |
кино | |
лесной | |
приморский |
Корень |
Окончание |
Суффикс |
Приставка |
Основа |
– главная часть слова, в которой содержится основное значение слова. |
– часть слова, которая изменяется. |
– часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. |
– часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. |
– часть слова без окончания. |
[а] |
..т’.. |
..у.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"
В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....
Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс
Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс
План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....
Конспект урока русский язык по теме "Состав слова. Закрепление"
Представлен конспект урока для 4 класса по УМК "Перспектива"...
Конспект урока русского языка на тему: Состав слова. Разбор слова.
quot;Состав слова. Разбор слова" 3 класс, ПНШ...
Презентация урока русского языка Фонетика и состав слова
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Старалась ставить такие вопросы, где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения...