Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка "Имя прилагательное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 47.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 18.09.2020 ФИО учителя: Маркина С.В.
Школа: 95 ФИ студента: Ивлева В.О.
Класс: 3-5 ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 302
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Цели деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном как части речи, связанной с именем существительным и зависящей от него.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: что такое имя прилагательное, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как может изменяться;
Уметь: находить имена прилагательные, связанные с именами существительными в тексте;
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» учебник Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./Каленчук М.Л.- М: «Просвещение»\ Учебник, 2016.- Ч.1.; раздаточный материал; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формирудемые УУ | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой Словесный: слово учителя | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Поднимите руки, кто любит преодолевать трудности? – Хлопните, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Улыбнитесь друг другу, пусть наш урок будет таким же ярким, как ваши улыбки.
| Слушают учителя. Поднимают руки. Хлопают. Улыбаются.
| Р: настрой на продуктивную работу. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Наглядный: карточки с заданием Практический: работа в парах, словарно-логическое упражнение Словесный: Диалог Словесный: связный ответ на грамматическую тему Проблемный: Создание речевой ситуации, требующей решения | 5 мин. | - Первое, чем мы займемся, это выполним работу в парах. Каждая пара получит карточку со словами. Ваша задача - найти лишнее слово в каждом ряду и объяснить, почему оно лишнее. У вас будет ровно минута. Приступайте. Слова на карточках:
-Время вышло. - Назовите «лишние» слова. Почему они лишнее? -Вы сказали, что все слова, кроме «лишнего», имена существительные. Вспомним, что же мы знаем об имени существительном. Посмотрите на доску, здесь вы видите план ответа. Кто желает заработать оценку и рассказать все, что вы знаете об имени существительном? План: 1. Имя существительное - ….. часть речи 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? 4. Постоянные признаки 5. Непостоянный признаки 6. Каким членом предложения является? - А слова «хороший», «быстрый», «красный» можем ли мы охарактеризовать как части речи? Почему? - Верно. Проведём исследование. Кто хочет выйти к доске и помочь мне? Перед тобой стоят кружки. Дай мне, пожалуйста, кружку. - Нет. Я не эту кружку просила, а другую. Почему ты мне дала не ту кружку? - А как мне нужно было сказать? - Подберите слова, которые смогли бы очень точно описать кружку. - Теперь, подай большую стеклянную белую кружку. Теперь тебе было легко сориентироваться, какая кружка мне нужна? - А что помогло тебе подать мне то, что я просила? Как они называются? - Эти слова, называются слова – признаки. Подбери слова – признаки к другой кружке. | Выполняют задания на карточках. - Слова «хороший», «быстрый», «красный».Т.к. эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «Какой?», а остальные слова обозначают предмет, являются именами существительными. - Самостоятельная часть речи. - Оно обозначает предмет. - Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?». - Постоянный – род, одушевлённое или неодушевлённое. Не постоянный – число. - В предложении является главным или второстепенным членом. - Нет, потому что мы ещё не знаем об этой части речи. Ученик подаёт кружку. - Потому что вы не уточнили какая кружка вам была нужна. - Уточнить какая кружка вам нужна – стеклянная или пластмассовая. - Большая, белая, стеклянная. - Да. -Слова. -Красная, пластмассовая, маленькая. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;
П: поиск и выделение необходимой информации П: выполнение задания на основе знания правил К: аргументирование своей точки зрения, принимать точку зрения другого |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презентация Практический: выполнение задания Словесный: подводящий диалог | 2 мин. | -Может, кто-то уже знает, как называются слова признаки? Посмотрите на доску. Если вы отгадаете анаграмму, то узнаете главное слово нашего урока. На доске: РИПАГАЛЛЬТЕОНЕ. -Какое слово получилось? Какая тема урока? - Какую цель мы сегодня поставим перед собой? | Слушают учителя. Расшифровывают анограмму. -Прилагательное. - Узнать, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет. | П: построение речевого высказывания Р : целеполагание |
IV.Открытие нового знания Практический: чтение стихотворения, ответы на вопросы, морфологический анализ Наглядный: презентация Словесный: беседа Практический: чтение предложения, анализ Словесный: беседа, лингвистический эксперимент. Наглядный: учебник Практический: выполнение упражнения, выборочное списывание Словесный: диалог Наглядный: учебник Практический: чтение и анализ правила | 7 мин. | -Посмотрите на доску. Кто хочет прочитать стихотворение? (На доске стихотворение из учебника, страница 32). -Найдите имена существительные, к которым относится выделенное слово – название признака. - В каком числе все эти слова? - А слово - название признака в этом же числе? - Представьте, что у героя стихотворения появился не братик Миша, а сестричка Маша. Прочитайте первые две строчки по-другому, учитывая это обстоятельство. - Изменился ли род слова – названия признака? - Есть ли у слова – названия признака свой собственный род? Изменяется ли это слово по родам? А по числам? Найдите подтверждение этого в тексте стихотворения. Молодцы ребята. Слова – названия признаков мы будем теперь называть по-научному «Именами прилагательными». - Откройте учебники на странице 33. Кто прочитает, почему прилагательные так называются. - Почему прилагательное так назвали? - Давайте сделаем вывод. Слова-названия признаков связаны с какой частью речи? Род прилагательных меняется, если изменяется существительное? Прилагательные изменяются по числам? - Верно, молодцы ребята. -Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте предложение. -Попробуйте прочитать предложение, убрав имена прилагательные. Что заметили? - Как вы думаете, какова роль имён прилагательных в нашей речи? Динамическая пауза -Предлагаю немного отвлечься. - Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте: Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая. А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов: Большой, горячий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Спины держим ровно, пишем аккуратно. -Упражнение 25, на странице 33. Откройте словарь на букву «В». Найдите и выпишите два прилагательных, а также все буквосочетания, которые следуют за ними. -В какой форме стоит прилагательное в словаре и какое у него окончание? - На какой вопрос отвечает имя прилагательное в начальной форме? - О чём говорят следующие за ним буквосочетания «-яя, -ее», «-ая, -ое»? - Что с ними сделали? Задайте вопрос к слову. - Откройте страницу 34 в учебнике. Кто прочитает правило? - Давайте обобщим наши знания об имени прилагательном. Вспомните план, по которому вы рассказывали мне об имени существительном. Этим же планом можно воспользоваться и сейчас. Что это за часть речи? Что она обозначает? - На какие вопросы отвечает в начальной форме? - Может имя прилагательное изменяться? По каким признакам? -Каким членом предложения является? - От какой части речи зависимы прилагательные? -Молодцы! | Читают стихотворение, отвечают на вопросы. - Братик Миша. Волосы. Ресницы. - Братик Миша – существительное ед.ч., мужского рода. - Волосы – мн.ч. - Ресницы – существительное мн.ч. - Братик Миша (какой?) рыжий, м.р., ед.ч. Волосы (какие?) рыжие. Мн.ч Ресницы (какие?) рыжие. Мн.ч. Ученик читает. - Ох, до чего же рыжая (ж.р., мн.ч) Моя сестричка Маша. - Да изменился. - Да. Братик Миша рыжий. Волосы рыжие. Ресницы рыжие. Ученик читает. - Потому что оно прилагается к существительному. - С именами существительными. - Да. - Да.
Осенний лес стоял разноцветный: желтый, лиловый, красный, багряный. - У леса пропали краски. Мы не можем представить какой он. - Они делают нашу речь более понятной, красивой, помогают передать особенности предметов, наиболее точно их описать. Выполняют задания по указанию учителя. Записывают число, классная работа. Выполняют упражнение в тетради. - Вешний – окончание – ий. Взрытый – окончания – ый. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопрос «какой?». - Это изменилось окончание. - Какая? Внешняя. Какое? Взрытое. Изменили прилагательные по родам. Читают правило. - Это самостоятельная часть речи, обозначающий признак предмета. - В начальной форме имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «чей?». - Может изменяться по родам, числам, по команде вопросов. - Имя прилагательное зависит от имени существительного, которому оно подчиняется. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П: анализ П: осознанное произвольное построение речевого высказывания П: извлечение необходимой информации из текста, восприятие текста К: умение работать в группе, договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь. К: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. П: построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Наглядный: учебник Практический: выполнение упражнения, выборочное списывание, частичный морфологический разбор Словесный: беседа Практический: работа у доски Наглядный: учебник Словесный: беседа | 7-9 мин.
| - Упражнение 26 на странице 34. Прочитайте предложение. - Нам нужно выписать из предложения любое прилагательное вместе с существительным, от которого оно зависит. Дать ему устную характеристику как части речи. Какое будет первое словосочетание? - Записываем его в тетрадь «По зелёному листу». Отмечаем главное слово крестиком и задаем от него вопрос. Читаем образец. - Какое будет следующее словосочетание? Кто выйдет к доске и по образцу даст характеристику. Слушайте внимательно, обращайте внимание на ошибки. -Кто услышал ошибку? Замечательно, садись. Оценка … - Есть ещё словосочетания? Кто пойдет следующий? -Замечательно, садись. Оценка … | Ученик читает - По зелёному листу. Учащиеся пишут. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. - По широкому листу. - «По широкому листу» Широкий – имя прилагательное. Начальная форма: широкий Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, единственного числа, в предложении отвечает на вопрос: какому? По листу «какому?» широкому. Может изменяться по родам: широкий – широкая, широкое. Может изменяться по числам: широкий – широкие. Может изменяться по команде вопросов: есть широкий лист, нет широкого листа. - Да. Маленькие букашки. - «Маленькие букашки» Маленькие – имя прилагательное. Начальная форма: маленький. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос: какой? Стоит в форме мужского рода, множественного числа, в предложении отвечает на вопрос: какие? Букашки «какие?» маленькие. Может изменяться по родам: маленький – маленькая, маленькое. Может изменяться по числам: маленький – маленькие. Может изменяться по команде вопросов: есть маленькая букашка, нет маленькой букашки. | П: построение речевого высказывания Р: выполнение действий в соответствии с задачей; Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания Р: выполнение действий в соответствии с задачей; Р: контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания |
VI. Самостоятельная работа Словесный: диалог Практический: выполнение задания, работа в группах, частичный морфологический разбор | 5 мин. | -Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. Каждая группа получит картину. Посмотрите на картину и составьте по ней 3 предложения с именами прилагательными. Дайте характеристику имени прилагательному по такой же схеме, как мы делали на уроке. -Кто готов представить нам свою картину и придуманные предложения? -Кто считает, что его группа справилась отлично, поднимите руки. -Молодцы! | Каждая группа получает картину и составляет по ней 3 предложения. Затем дают характеристику прилагательному. Выступают перед классом. | П: анализ, синтез, обобщение Л: самооценка К: умение работать в группе, договариваться, действовать сообща |
VII. Включение в систему знаний Словесный: диалог | 3 мин | - Посмотрите на слайд, является ли данный текст стихотворением? Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее. - А теперь послушайте еще один текст. Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками, Люблю ее нарядную, Родную ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. (А.Прокофьев) - А этот текст является стихотворением? - Сравните оба текса. Чем они похожи? Чем отличаются? - Почему второй текст получился выразительный, яркий? - Назовите имена прилагательные из первого текста. - Какой текст приятнее слушать? Почему? - Какая часть речи «украсила» стихотворение? - Какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи? - Имена прилагательные важны в нашей речи. Они украшают нашу речь. Делают более полной, выразительной и понятной. | - Не является стихотворением, нет рифмы. - Является. Есть рифма. - В них говорится о березе. Первый текст не выразительный, а второй выразительный, яркий, образный. - В нем много имен прилагательных, они сделали текст ярким, эмоциональным. - В нем нет имен прилагательных. - Второй. - Имя прилагательное. - Они делают речь краше, точнее, образной, интересной. | П: обобщение и структурирование знаний П: анализ Р: выполнение действий в соответствии с задачей; Р: внесение необходимых дополнений и коррективов. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | 2-3 мин | -Подведем итог. Какая тема нашего урока? -Какие цели мы перед собой ставили? - Как мы достигали этих целей? -Сегодня я принесла вам необычный цветок. На каждом лепестке написан вопрос. Кто хочет подойти оторвать лепесток и ответить на вопрос?
-Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь страница 22 упражнение 16. | - Имя прилагательное. - Узнать, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, какие признаки имеет. Продолжают фразу. Записывают дз. | П:Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л:Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Прилагательные близкие и противоположные по значению» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописан...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные: -знать понятия &laqu...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные: -знать понятия «антонимы»...
Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...
Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...
Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...