Спряжение глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 «А» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Спряжение глагола. |
Педагогическая цель | Познакомить с понятием «спряжение глагола»; формировать умение распознавать глаголы, которые спрягаются. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; Овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема; |
Личностные результаты | Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Основные понятия и термины | Спряжение, глагол, настоящее и будущее время. |
Методы, формы работы | Словестный, наглядный, практический; Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. |
Образовательные ресурсы | Интерактивная доска, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; учебник «Русский язык», 4 класс, часть 2. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Придумано кем – то просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро пусть длится до вечера. - Проверим вашу готовность к уроку, всё ли у вас лежит на столе: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. -Сядьте, как должен сидеть настоящий ученик. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания (5-7) | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Оформление рабочей страницы в тетради | - Ребята, перед тем как начать писать, выполним пальчиковую гимнастику. Мы капусту рубим, (прямыми напряжёнными ладонями имитируем движение ножа – вверх и вниз ) Мы морковку трём, (рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки) Мы капусту солим, (пальцы собрали щепотью и «солим») Мы капусту жмём. (Энергично сжимаем пальцы в кулаки одновременно на двух руках или поочерёдно) - Откройте тетради, запишите число и «классная работа». | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь. |
3. Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Обратите внимание на доску. - Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании окончаний -ешь -ишь. - Напишите сочетание букв до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон. -Прочитайте слова записанные на доске (звонить, звонит, занял, заняла) -Поставьте ударение, назовите орфограммы. -Прочитайте запись на доске (Ребята заняли свои места, и начался урок) -Как одним словом назвать, то что вы прочитали? (предложение) -Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи. -Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное) -Какое это предложение по интонации? (невосклицательное) -Это предложение простое или сложное? (сложное) -Распространенное или не распространенное? (распространенное) -Какие предложения называются сложными? (предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно, называются сложными) -Спишите предложение в тетрадь. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
4. Словарная работа (обобщение изученного, знакомство с новым словом) | - Перейдем к словарной работе. Повторим изученные словарные слова. - С новой строчки с красной строки с большой буквы запишите слово Словарь: -Я буду читать вам лексическое значение слова, а ваша задача – определить словарное слово по его лексическому значению и записать в тетрадь с комментированием. -Пища, приготовленная для вечерней еды. (Ужин) (В слове «ужин», ударение падает на первый слог, на гласную букву «у», во втором слоге запомним безударную гласную «и»; сочетание жи-пиши с буквой «и») -Прием пищи, обычно в середине дня. (Обед) (В слове «обед», ударение падает на второй слог, на гласную букву «е», в первом слоге запомним безударную гласную «о». На конце слова проверим парный звонкий или глухой согласный; напишем букву «д», проверочное слово обедать, обеды ) -Мягкое выпечное изделие из раскатанного - обычно дрожжевого - теста с начинкой. (Пирог) (В слове «пирог» ударение падает на второй слог, на гласную букву «о»; в первом слоге запомним безударную гласную «и» , не проверяемую ударением; на конце слова напишем букву «г» , проверочное слово-пироги(парный звонкий или глухой согласный в корне слова). -Четвертый день недели. (Четверг) -В слове «четверг» , ударение падает на второй слог, на гласную букву «е», в первом слоге запомним написание безударной гласной «е». В начале слова букву «в» мы запоминаем. Проверяемое слово-по четвергам, прошлым четвергом. -Второй день недели. (Вторник) (В слове «вторник», ударение падает на первый слог, на гласную букву «о», во втором слоге запомним написание безударной гласной «и». Запомним написание буквы «в» ) -Край земли около воды. (Берег) (В слове «берег», ударение падает на первый слог, на гласную букву «е», во втором слоге запоминаем написание безударной гласной «е». На конце слова напишем букву «г», проверочное слово берега. | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словом. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | Сидишь, кричишь, замечаешь, празднуешь. Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце) Разделите эти глаголы на две группы по окончаниям. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы с безударной и в корне и окончанием -ишь). - Запишите эти слова, выделите окончания. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
2. Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Спряжение глагола) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
Изучен6ие нового материала (10-15) | 1. Знакомство с правилом (учебник) | Давайте вспомним задания на вставку личного местоимения в предложениях. Открываем стр. 80, упражнение 163. Я рисую, Ты рисуешь, Он рисует, Мы рисуем, Вы рисуете, Они рисуют. Я нарисую, Ты нарисуешь, Он нарисует, Мы нарисуем, Вы нарисуете, Они нарисуют. Прочитайте вопросы к данному упражнению. Вам необходимо определить лицо каждого местоимения. Также определить лицо и число глагола, выделить окончание. -Как изменяются глаголы? Как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение) - В каком времени глаголы не будут спрягаться? (прошедшем) - Проспрягайте глаголы спасти и лететь. в ед. и мн. числе. (слайд) - Как изменяются окончания при спряжении этих глаголов? Какой вывод мы можем сделать: глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям. - Обратите внимание на правило в учебнике на странице 80. -Прочитайте правило про себя, вслух. У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию. -Спряжение глаголов определяем по окончанию. Обратимся к таблице на странице 81. Итак, назовите глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа? Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания? Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? Теперь прочитаем правило и запомним, что же такое спряжение глагола. (Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола) | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала. | Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Узнают неопределенную форму глагола по вопросам |
3. Упр. 165, с. 81 (Под рук. учителя, коллективно) | -Необходимо обсудить, какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам. Почему? -Подарю, читаю, рассказал, дружу, построю. (Рассказал, так как глагол в прошедшем времени, а значит он не спрягается)
| Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
ФИЗМИНУТКА | - А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной. Вот мы руки развели, Словно улыбнулись! И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились – выпрямились, Наклонились – выпрямились, Ниже – ниже, не ленись! Поклонись и улыбнись! - Присаживайтесь. Продолжим работу. | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений. | Выполняют упражнения по образцу учителя. | |
Закрепление изученного | 1. Упр. 167,с.82 | - Найдите упражнение 183. -Запишите в тетради упражнение 183. -Письменно проспрягайте глагол «молчу» и «пойду». -Выделите окончания. -Назовите эти глаголы. -Проверим по таблице на стр. 81, правильно ли вы выполнили данное упражнение. | Обеспечивает закрепление знаний учащихся. Осуществляет индивидуальную работу с учащимися при затруднениях. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают лексическое значение слова. |
2. Самостоятельная работа | Самостоятельно проспрягайте глагол лаять в единственном числе и глагол писать в множественном числе. Лаять: я- лаю, ты- лаешь, он- лает. Писать: мы- пишем, вы- пишете, они- пишут. | Обеспечивает закрепление знаний. | Самостоятельно выполняют задания. Образовывают глаголы в неопределенной форме | |
Итог урока | 1.Обобщающая беседа, | -Что нового вы узнали на уроке? -Какие глаголы не спрягаются? -Что такое спряжение глаголов? -На что оканчиваются глаголы? (-ешь, -ишь) | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включению части в целое |
2.Домашнее задание | Упр. 168 (с.82) | Обеспечивает понимание цели и способов выполнения д/з | Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...