Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Меретилова Юлия Сергеевна

Конспект урока на тему "Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 3 Аклассе(УМК «Школа России»)

Тема

Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения.

Педагогическая цель

Учить распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах. Познакомить с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложном падежах.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падеже. Познакомятся с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложномпадеже.

Личностные результаты

Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности;

Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания склонения имени существительного;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Основные понятия и термины

Части речи, имя существительные, первое склонение имен существительных, дательный и предложный падеж.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; фронтальная и  индивидуальная

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка, 3 класс, 2 часть, автор А.В Полякова, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

- Молодцы!

-Помним о правильной посадке. Спинки держим ровно, не сутулимся.

 -А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов!

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания

Цель: Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

Пальчиковая гимнастика

-Выполним гимнастику для пальчиков. Повторяйте движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки

Осуществляет подготовку руки к работе.

Повторяют движения за учителем

Оформление рабочей страницы в тетради

-Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня восьмое февраля. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной сс.

Контролирует оформление рабочей стр. тетради

Оформляют тетрадь

Написание буквосочетаний

-Посмотрите на доску, что на ней изображено?  (буквосочетания к, по)

- Назовите виды соединения между буквами в буквосочетаниипо?

(нижнее)

-Напишите одну строчку, чередуя буквосочетания, соблюдая расстояние и наклон.

- Посмотрите на следующую строчку. На ней записаны слова с буквосочетанием по, к.

- Прочитайте их (поляна, река)

- Назовите виды соединения буквосочетаний в словах.

По – нижнее; ка – среднее;

- Запишите эти слована следующей рабочей строке, чередуя, соблюдая расстояние и наклон.  

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(закрепление ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словарным словом)

-Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные буквы, подчёркивая орфограмму, поставить ударение.

- С новой строчки, с красной строки,с большой буквы в тетради запишите слово Словарь, поставьте двоеточие.

Сл.1

1.Огурец (в слове огурец ударение падает на третий слог на гласную букву е, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о)
2.
Отец (в слове отец ударение падает на второй слог на гласную букву е, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о)

3.Песок (в слове  песокударение падает на второй слог на гласную букву о, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву е)

4.Магазин (в слове магазин ударение падает на третий слог на гласную букву и, в первом и втором слоге запомним непроверяемые безударные гласные буквы а)

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

Знакомство с новым словарным словом

Сл.2

-Что изображено на доске? (беседка)

-Что такое беседка? (легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название.)

- Как мы произносим это слово, произнесите. (беседка)

- Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется? (беседка)

- На какой слог падает ударение в слове беседка, на какую гласную букву? (на второй слог, на гласную е)

- В словарном слове беседканеобходимо запомнить непроверяемую безударную гласную ев первом слоге, а также в корне слова пропущена парная согласная буква д, которую нужно проверить (беседа).

-Запишите слово беседка, поставьте ударение и подчеркните гласную е в первом и втором  слоге парную согласнуюд.

Словарь: огурец, отец, песок, магазин, беседка.

Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради

Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь

Орфографический и синтаксический разбор предложения

-Составьте  предложение со словом беседка.

- Прочитайте предложение на доске.

Ребята собрались около большой беседки.

- Спишите это предложение с доски в тетрадь.

- Назовите орфограммы в словах в этом предложении и подчеркните их карандашом.

Ребята–это словарное слово, его надо  запомнить.

Около- это предлог служат для связи слов в предложении. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно.

Большой – в корне слова безударная гласная буква о, проверочное слово- больше.

Беседки – это словарное слово, в корне слова в первом слоге нужно запомнить гласную букву е, а парную согласную букву д проверить, проверочное слово - беседа.

- О ком говорится в этом предложении? (о ребятах)Ребята собрались около большой беседки.

- Назовите грамматическую основу предложения. Напишите над каждым словом часть речи (В предложении говорится о ребятах. Кто? Ребята- подлежащее, подчеркнем в предложении одной чертой, выражено существительным. Что сделали? Собрались-сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом.)

- Дайте характеристику этому предложению

-  Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)

- Какое это предложение по эмоциональной окраске? (невосклицательное)

- Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения? (распространенное)

(Повеств., невоскл., распр.)

Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

-Прочитайте предложение.

-Родители едут к реке на машине.

- Найдите в предложении имена существительные первого склонения?

- Что нужно сделать с именами существительными, чтобы определить их склонение? (поставить в начальную форму)

- Поставьте существительные в предложении в начальную форму и определите их склонение.

- Какие существительные относятся к первому склонению? (река, машина)

- На какой вопрос отвечают эти имена существительные в предложении? (к чему? на чём?)

- Существительные, в каком падеже отвечают на вопрос к чему?на чём?(в дательном и предложном падежах)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? (кому? чему?)

- На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? (о ком? о чём?)

- Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном падеже? (е)

- Какие окончания имеют существительные первого склонения в предложном падеже? (е)

Вывод: существительные первого склонения в дательном и предложном  падежах имеют окончание е.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию

 Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы с вами на уроке мы будем говорить о дательном и предложном падежах имён существительных первого склонения.

Определим задачи урока:

-научимся распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах.

- познакомимся с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложном падежах.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V.Изучение нового материала

Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Открытие нового знания

-Откройте учебники на станице 33-ей.

-Обратите внимание на упражнение 67-ое.

-Что необходимо сделать? (Списать. Поставить вопросы к существительным 1-го склонения и определить их падежи)

Записываем предложения у доски и к себе в тетрадь с комментированием.

1) Мы бежим к реке. (Бежим (к чему?) к реке. окончание е, потому что это существительное 1-го склонения вдат. падеже;)

2)Около реки много колокольчиков. (Много колокольчиков около (чего?) около реки. окончание и, потому что это существительное 1-го склонения в род. падеже)

3)По реке плыли яхты. (Яхты плыли (по чему?) по реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в дат. падеже)

4)В реке отражается радуга. (Радуга отражается (в чём?) в реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в предлож. падеже;)

-Какие окончания в сущ. 1-го склонения в дательном и предложном падежах? (-е; - е)

Вывод: существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

2. Знакомство с правилом в учебнике.

-Откройте учебник на стр.33.

- А сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 33.

- Прочитайте правило вслух.

- Какие окончания имеют существительные первого склонения? (е)

- Прочитаем правило все вместе хором.(Существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е.)

-Ребята, а какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по)

-А какие предлоги употребляются с предложным? (в)

-Теперь откроем правило на стр. 34 и прочитаем, какие еще есть предлоги к предложному падежу.

Читает правило, обобщает и делает выводы.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры

3. Упр. 68, с. 34

(С комментированием)

-Обратите внимание на упражнение 68 на стр.34.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что необходимо сделать в этом упражнении? (Прочитать приметы и пословицы, вставить окончания)

Выполнимупражнение письменно.

1) Кошка к печурке – стужа на двор.

-Какое окончание в слове печурке (е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

2) Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

-Какое окончание в слове погоде? (е)

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

3)Лягушки расквакались – к непогоде.

Какое окончание в слове непогоде(е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

4)Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.

Какое окончание в слове грозе(е).

-Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа)

-Итак, какие предлоги употребляются с дательным и предложным падежами?

Вывод: С дательным падежом употребляются предлоги - к, по. С предложным падежом употребляются предлоги – о (об), при, в, на.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.

        

Выполняют упражнения для предотвращения усталости.

VI.Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

 Работа с карточками разного уровня, самостоятельно  на оценку

-Ребята послушайте меня внимательно.

-Сейчас каждый возьмёт карточку у себя на столе по вариантам и выполнит задание на оценку.

-Вам необходимо вставить пропущенные буквы, определить падеж, выделить окончание.

1 вариант.

1.Напиши письмо бабушке. От бабушки пришло письмо.

2.Муку мелют на мельнице.

3.На капусте в огороде появились гусеницы.

2 вариант.

1.Ученики берут книги из библиотеки. В библиотеке много интересных книг.

2. Завтра мы отправимся к тёте Наташе. От тёти Наташипришла телеграмма.

3.Дождь стучал по крыше. С крышиструйками стекала вода.

Ставит учебную задачу выполнить задание на карточках самостоятельно, проверяет и делает выводы.

Принимают учебную задачу, слушают учителя, выполняют самостоятельно задание на карточке. Выполняют проверку.

VII.Итог урока

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа,

-О чем сегодня на уроке мы с вами говорили?

-На какие вопросы отвечает дательный и предложный падежи?

-С каким новым словарным словом вы сегодня познакомились?

-Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном и предложном падежах?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Обобщают и систематизируют знания

Домашнее задание

Дома вам необходимо выполнить упражнение 80 на стр.39, правила стр. 33-34

Задает задание на дом.

Записывают задание в дневник.

 Рефлексия выставление оценок

-Кто понял сегодняшний материал и с легкостью выполнял задание, покажите ладошку.

-Те, у кого возникли трудности на уроке, покажите кулачок.

Мобилизирует  учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...

Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»

Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...