Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока на тему "Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
datelnyy_i_predlozhnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh_pervogo_skloneniya.docx | 48.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 3 Аклассе(УМК «Школа России») | |
Тема | Дательный и предложный падеж имён существительных первого склонения. |
Педагогическая цель | Учить распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах. Познакомить с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падеже. Познакомятся с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложномпадеже. |
Личностные результаты | Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности; Познавательные: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; устанавливать алгоритм распознавания склонения имени существительного; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Основные понятия и термины | Части речи, имя существительные, первое склонение имен существительных, дательный и предложный падеж. |
Методы, формы работы | Словесный, практический, наглядный; фронтальная и индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка, 3 класс, 2 часть, автор А.В Полякова, раздаточный материал. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте вспомним правила поведения на уроке. - Молодцы! -Помним о правильной посадке. Спинки держим ровно, не сутулимся. -А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов! | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания Цель: Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. | Пальчиковая гимнастика | -Выполним гимнастику для пальчиков. Повторяйте движения за мной. Раз, два, три, четыре, пять, | Осуществляет подготовку руки к работе. | Повторяют движения за учителем |
Оформление рабочей страницы в тетради | -Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня восьмое февраля. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной сс. | Контролирует оформление рабочей стр. тетради | Оформляют тетрадь | |
Написание буквосочетаний | -Посмотрите на доску, что на ней изображено? (буквосочетания к, по) - Назовите виды соединения между буквами в буквосочетаниипо? (нижнее) -Напишите одну строчку, чередуя буквосочетания, соблюдая расстояние и наклон. - Посмотрите на следующую строчку. На ней записаны слова с буквосочетанием по, к. - Прочитайте их (поляна, река) - Назовите виды соединения буквосочетаний в словах. По – нижнее; ка – среднее; - Запишите эти слована следующей рабочей строке, чередуя, соблюдая расстояние и наклон. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. | |
Словарная работа (закрепление ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словарным словом) | -Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные буквы, подчёркивая орфограмму, поставить ударение. - С новой строчки, с красной строки,с большой буквы в тетради запишите слово Словарь, поставьте двоеточие. Сл.1 1.Огурец (в слове огурец ударение падает на третий слог на гласную букву е, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву о) 3.Песок (в слове песокударение падает на второй слог на гласную букву о, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву е) 4.Магазин (в слове магазин ударение падает на третий слог на гласную букву и, в первом и втором слоге запомним непроверяемые безударные гласные буквы а) | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым сл.словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически. | |
Знакомство с новым словарным словом | Сл.2 -Что изображено на доске? (беседка) -Что такое беседка? (легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название.) - Как мы произносим это слово, произнесите. (беседка) - Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется? (беседка) - На какой слог падает ударение в слове беседка, на какую гласную букву? (на второй слог, на гласную е) - В словарном слове беседканеобходимо запомнить непроверяемую безударную гласную ев первом слоге, а также в корне слова пропущена парная согласная буква д, которую нужно проверить (беседа). -Запишите слово беседка, поставьте ударение и подчеркните гласную е в первом и втором слоге парную согласнуюд. Словарь: огурец, отец, песок, магазин, беседка. | Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради | Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь | |
Орфографический и синтаксический разбор предложения | -Составьте предложение со словом беседка. - Прочитайте предложение на доске. Ребята собрались около большой беседки. - Спишите это предложение с доски в тетрадь. - Назовите орфограммы в словах в этом предложении и подчеркните их карандашом. Ребята–это словарное слово, его надо запомнить. – Около- это предлог служат для связи слов в предложении. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно. Большой – в корне слова безударная гласная буква о, проверочное слово- больше. Беседки – это словарное слово, в корне слова в первом слоге нужно запомнить гласную букву е, а парную согласную букву д проверить, проверочное слово - беседа. - О ком говорится в этом предложении? (о ребятах)Ребята собрались около большой беседки. - Назовите грамматическую основу предложения. Напишите над каждым словом часть речи (В предложении говорится о ребятах. Кто? Ребята- подлежащее, подчеркнем в предложении одной чертой, выражено существительным. Что сделали? Собрались-сказуемое, подчеркнём двумя чертами, выражено глаголом.) - Дайте характеристику этому предложению - Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное) - Какое это предложение по эмоциональной окраске? (невосклицательное) - Какое это предложение по наличию второстепенных членов предложения? (распространенное) (Повеств., невоскл., распр.) | Определяет учебную задачу и контролирует выполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. | |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока | -Прочитайте предложение. -Родители едут к реке на машине. - Найдите в предложении имена существительные первого склонения? - Что нужно сделать с именами существительными, чтобы определить их склонение? (поставить в начальную форму) - Поставьте существительные в предложении в начальную форму и определите их склонение. - Какие существительные относятся к первому склонению? (река, машина) - На какой вопрос отвечают эти имена существительные в предложении? (к чему? на чём?) - Существительные, в каком падеже отвечают на вопрос к чему?на чём?(в дательном и предложном падежах) - На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? (кому? чему?) - На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? (о ком? о чём?) - Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном падеже? (е) - Какие окончания имеют существительные первого склонения в предложном падеже? (е) Вывод: существительные первого склонения в дательном и предложном падежах имеют окончание е. | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня мы с вами на уроке мы будем говорить о дательном и предложном падежах имён существительных первого склонения. Определим задачи урока: -научимся распознавать имена существительные первого склонения в дательном и предложном падежах. - познакомимся с правописанием ударных окончаний существительных первого склонения в дательном и предложном падежах. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач | |
V.Изучение нового материала Цель:обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Открытие нового знания | -Откройте учебники на станице 33-ей. -Обратите внимание на упражнение 67-ое. -Что необходимо сделать? (Списать. Поставить вопросы к существительным 1-го склонения и определить их падежи) Записываем предложения у доски и к себе в тетрадь с комментированием. 1) Мы бежим к реке. (Бежим (к чему?) к реке. окончание е, потому что это существительное 1-го склонения вдат. падеже;) 2)Около реки много колокольчиков. (Много колокольчиков около (чего?) около реки. окончание и, потому что это существительное 1-го склонения в род. падеже) 3)По реке плыли яхты. (Яхты плыли (по чему?) по реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в дат. падеже) 4)В реке отражается радуга. (Радуга отражается (в чём?) в реке.окончание е, потому что это существительное 1-го склонения в предлож. падеже;) -Какие окончания в сущ. 1-го склонения в дательном и предложном падежах? (-е; - е) Вывод: существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
2. Знакомство с правилом в учебнике. | -Откройте учебник на стр.33. - А сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 33. - Прочитайте правило вслух. - Какие окончания имеют существительные первого склонения? (е) - Прочитаем правило все вместе хором.(Существительные 1-го склонения в дательном и предложных падеже имеют окончание –е.) -Ребята, а какие предлоги употребляются с дательным падежом? (к, по) -А какие предлоги употребляются с предложным? (в) -Теперь откроем правило на стр. 34 и прочитаем, какие еще есть предлоги к предложному падежу. | Читает правило, обобщает и делает выводы. | Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры | |
3. Упр. 68, с. 34 (С комментированием) | -Обратите внимание на упражнение 68 на стр.34. -Прочитайте задание к упражнению. -Что необходимо сделать в этом упражнении? (Прочитать приметы и пословицы, вставить окончания) Выполнимупражнение письменно. 1) Кошка к печурке – стужа на двор. -Какое окончание в слове печурке (е). -Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа) 2) Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде. -Какое окончание в слове погоде? (е) -Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа) 3)Лягушки расквакались – к непогоде. Какое окончание в слове непогоде(е). -Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа) 4)Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе. Какое окончание в слове грозе(е). -Почему? (Потому что это существительное 1-го склонения, дательного падежа) -Итак, какие предлоги употребляются с дательным и предложным падежами? Вывод: С дательным падежом употребляются предлоги - к, по. С предложным падежом употребляются предлоги – о (об), при, в, на. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. | |
ФИЗМИНУТКА | Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости.
| Выполняют упражнения для предотвращения усталости. | |
VI.Закрепление изученного материала Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Работа с карточками разного уровня, самостоятельно на оценку | -Ребята послушайте меня внимательно. -Сейчас каждый возьмёт карточку у себя на столе по вариантам и выполнит задание на оценку. -Вам необходимо вставить пропущенные буквы, определить падеж, выделить окончание. 1 вариант. 1.Напиши письмо бабушке. От бабушки пришло письмо. 2.Муку мелют на мельнице. 3.На капусте в огороде появились гусеницы. 2 вариант. 1.Ученики берут книги из библиотеки. В библиотеке много интересных книг. 2. Завтра мы отправимся к тёте Наташе. От тёти Наташипришла телеграмма. 3.Дождь стучал по крыше. С крышиструйками стекала вода. | Ставит учебную задачу выполнить задание на карточках самостоятельно, проверяет и делает выводы. | Принимают учебную задачу, слушают учителя, выполняют самостоятельно задание на карточке. Выполняют проверку. |
VII.Итог урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа, | -О чем сегодня на уроке мы с вами говорили? -На какие вопросы отвечает дательный и предложный падежи? -С каким новым словарным словом вы сегодня познакомились? -Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном и предложном падежах? | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Обобщают и систематизируют знания |
Домашнее задание | Дома вам необходимо выполнить упражнение 80 на стр.39, правила стр. 33-34 | Задает задание на дом. | Записывают задание в дневник. | |
Рефлексия выставление оценок | -Кто понял сегодняшний материал и с легкостью выполнял задание, покажите ладошку. -Те, у кого возникли трудности на уроке, покажите кулачок. | Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной
презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...
Конспект урока по русскому языку; Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
конспект урока по русскому языку в 4 классе...
Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...
Открытый урок по русскому языку 3 класс / Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»
Открытый урокпо русскому языкув 3 Б классеМБОУ СОШ № 40Тема: «Дательный и предложный падеж имени существительного»...
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...
Родительный, Дательный, Творительный,предложный падежи имён прилагательных во множественном числе
Упражнения для закрепления 4 класс...