Буква Н,н. Обучение грамоте. Конспект
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Буква Н,н. Обучение грамоте. Конспект + ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
бУКВА Н,н Конспект | 36.3 КБ |
Презентация Буква Н,н | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (УМК Школа России). Основной период ОГ. | |
Тема | Согласные звуки [н], [н’]. Буква Н н. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся со звуками [н], [н’]; формировать навык плавного слогового чтения; учить выделять звуки [н], [н’] из слов, характеризовать их, обозначать их буквой; читать слоги и слова с изученной буквой; развивать мышление, речь, память, воображение; воспитывать интерес к изучению предмета; формировать навык слогового чтения; способствовать развитию фонематического слуха учащихся. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Овладеют навыками плавного слогового чтения с буквой Н, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; научиться определять звонкие и глухие согласные; определять значение многозначных слов. |
Личностные результаты | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [н], [н’]. Коммуникативные: : оформляют свою мысль в устной форме. |
Основные понятия и термины | Звуки, гласные , согласные звуки, буквы, слого-звуковой анализ слов, предложение, схемы-модели слов. |
Методы и формы работы | Словесный, наглядный, практический, фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Мультимедийная презентация, учебник «Азбука» (автор Горецкий В.Г.)Ч.1 стр. 40-42, дидактический материал. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организация начала урока. Цель: организация класса, эмоциональный настрой на урок, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1.Приветствие 2. Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку (рабочее место) | - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должен лежать учебник «Азбука». -Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте. | Приветствует учеников, организует внимание, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок, демонстрируют готовность к работе. |
II. Актуализация знаний Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к чтению | 1.Фонетическая зарядка. | - Сейчас мы с вами проведём речевую разминку, чтобы подготовить речевой к чтению. (По рядам) Сл.1 Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке. -Повторим скороговорку несколько раз, медленно, быстро, с восхищением и удивлением. | Подготавливает речевой аппарат к чтению. | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. |
2.Повторение знаний по теме «Речь» | - Какая бывает речь? (Устная, письменная) - Какая речь называется устной? (Речь, которую мы произносим и слышим) - Какая речь называется письменной? (Речь, которую мы пишем и видим) - Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений) - Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов) - Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов) - Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков) - На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные) - Какие звуки называются гласными? (Это такие звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая преграды) - Какие звуки называются согласными? (Это такие звуки при произношении которых воздушная струя встречает преграды на своём пути, мешают зубы, верхнее нёбо, нижнее нёб и язычок. Согласные звуки мы произносим с шумом, с голосом) | Задает вопросы. Требует полных ответов. Корректирует ответы учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Повторяют материал пройденных уроков. | |
III. Целепологание Цель: обеспечения восприятия темы и цели урока. | 1.Введение в тему урока. Постановка проблемно ситуации (отгадывание загадок) | -Для того, чтобы определить тему урока, я предлагаю вам отгадать загадку Сл.2 - Отгадайте загадку: «П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить! | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Загадывает загадку. | Принимают учебную задачу. Слушают учителя Отгадывают загадку. Произносят все слово, выделяя последний звук. |
2.Опредение темы и задач урока. | -Кто догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся на уроке? Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со звуками [н], [н’] и буквой Н, которой означаются эти звуки на письме. | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. | Принимают учебную задачу. Слушают учителя | |
IV. Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий.Знаков, теорий, правил и построенных на их основе алгоритмов | 1. Слого-звуковой анализ слов: барабан, конь | -Посмотрите на предметную картинку что на ней изображено? (Барабан) -Что это такое? (Это музыкальный инструмент. Он предназначен для того, чтобы давать ритм другим инструментам) - Где вы видели барабан? (Дома, в магазине, в музыкальной школе, на концерте) -Делим слово барабан на слоги. -Сколько слогов в слове барабан? (3 слога) -Произнесите 1 слог в слове барабан. (Ба) -Из чего состоит 1 слог? (1 слог состоит из слияния согласного твердого звука [б] с гласным звуком [а]). -Произнесите 2 слог. (ра) - Из чего состоит 2 слог? (2 слог состоит из слияния согласного твердого звука [р] с гласным звуком [а]). - Произнесите 3 слог.(бан) - Из чего состоит 3 слог? (3 слог БАН состоит из слияния согласного твердого звука [б] с гласным ударным звуком [а] и согласным звуком [н] вне слияния) -Произнесите последний звук в слове барабан -Позовем слово барабан, определим на какой слог падает ударение. -На какой слог падает ударение? (Ударение падает на 3 слог Бан) -Что мы можем сказать о звуке [н]- какой он? (согласный, твердый) -Сделаем вывод, что звук [н] – согласный, твердый. - Посмотрите на вторую предметную картинку что на ней изображено? (Конь) - Что это такое? (Это фигура коня. Он предназначен для того чтобы играть в шахматы) - А какой конь еще есть? ( Животное) - Вы видели когда- нибудь коня? (На картинке, в цирке). -Сколько слогов в слове конь? (В слове конь 1 слог) -Что мы можем сказать об этом слоге? (слог ударный). -Из чего состоит слог конь? (Слог конь состоит из слияния согласного твердого звука [к], гласного ударного звука [о] и согласного мягкого звука [н’] вне слияния ) - Произнесите последний звук в слове конь [н’] -Определим, какой звук [н’] твердый или мягкий? -Вывод: звук [н’]- согласный, мягкий. -С какими звуками мы познакомились? (Мы познакомились с звуками [н] и [н’]). | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. | Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделяют звуки [н], [н’] |
2.Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Сл.3 – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку. – Сон, лень, сосна, нитка, книга, осень, Дина, Надя | Проводит игру. Обеспечивает принятие учащимися понятия о твердости и мягкости согласных в словах. | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах. | |
3. Знакомство с буквой Н (ЭН) | -Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). - Их у нас четыре. Две печатные и две письменные. -Найдите в правом верхнем углу две печатные буквы ЭН. -На что похожа буква Н? (Ответы учащихся) Н – натянутая сетка, Сетку держат очень крепко, Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. | Знакомит с буквой, её расположением. Знакомит с расположением буквы Н на «ленте букв». | Находят букву Н на «ленте букв». Определяют место изученной буквы на «ленте букв» | |
4.Работа с «лентой букв» | - Найдите, пожалуйста, букву Н (ЭН) на ленте букв. (Находят букву Н на «ленте букв».) -Он будет жить у нас втором этаже. – Где она расположена буква? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буква) | |||
5. .Работа со столбиками слогов | Прочитайте слоги в столбике (хором) -Прочитайте слоги, где звук [н]-твердый? ( на, но, ны, ну). -Прочитайте слоги, где звук [н’]- мягкий? (ни) -Какие гласные буквы обозначают твердый предшествующий согласный? (а, у, о, ы) -Какие гласный буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? (и) - Составьте слова используя данные слоги. ( Наташа, ножницы, Нина, нарцисс, нога, номер) | Объясняет правильное чтение слияний согласного с гласным в слогах; контролирует ответы учащихся | Читают слияния согласных и гласных в слогах; отвечают на вопросы учителя | |
Физкультминутка Цель: профилактика переутомления учащихся. | Выполнение учащимися упражнений с помощью видеоматериала. | - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Учащиеся выходят из-за парт и повторяют упражнения за учителем или героями видеоматериала. | Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. | Выполняют упр. вместе с учителем |
Работа с сюжетной картинкой | -Ребята, посмотрите, пожалуйста, в учебник. -Что на ней изображено? Что вы видите? ( На картинке мы видим девочку и мальчика, который сидит на лошадке и в руках он держит меч) -Чем занимаются дети? - Ребята, придумайте для девочки и мальчика имя, чтобы вначале мы слышали звук [н] или [н`]. ( Наташа и Никита). - На чем сидит Никита? ( Никита сидит на лошадке). - Ребята, а как говорят, чтобы лошадка поехала? ( Но! Но! Но!) | Организует работу по сюжетной картинке. Задает вопросы учащимся. | Работают с сюжетной картинкой. Отвечают на вопросы. Составляют слова со звуками [н], [н`]. | |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 1 Дидактические упражнения (учебник, с. 42) | -Ребята, переверните страницу и посмотрите на следующее задание. - Посмотрите на рисунок, какие инструменты изображены на странице 42 учебника? ( На картинке мы видим лейку, ведро, карандаш и ножницы). - Ребята, где мы используем лейку? Для чего она нужна? (Это инструмент, чтобы поливать цветы). - А для нам нужно ведро? (С помощью него, мы тоже можем полить цветы или что - то в нем принести. - Скажите, пожалуйста, для чего нам нужны ножницы? ( Они нужны чтобы мы порезали бумагу, нитки). - А для чего нам нужен карандаш? Что мы делаем карандашом? (С помощью него мы можем нарисовать картинку, начертить в тетрадке фигуры) Он – карандаш. Она – лейка. Они – ножницы. - Нам нужно составить предложения с нарисованными предметами. -Первое предложение мы составим вместе, а с остальными попробуйте поработать самостоятельно. - Теперь попробуйте составить свое предложение. (У девочки был красивый карандаш, и она нарисовала картинку) | Проводит дидактические упражнения на соотнесение слов с рисунком, определение обозначения мягкого и твердого звука в словах, определение значения слова | Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах |
Физкультминутка Цель: профилактика переутомления учащихся. | 3. Работа с предложением | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на следующее задание, которое написано у вас в азбуке. - Сейчас ребята, мы будем с вами учиться читать предложения. - Нам с вами нужно прочитать имена девочек. И мы должны обратить внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких – твердый. | Следит за правильностью чтения. Помогает, если возникли трудности с чтением предложения. | Читают предложения. Внимательно слушают учителя. Следят за правильностью речи. |
Выполнение учащимися упражнений | Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели, | Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости, выполняет упражнение вместе с учащимися. | Выполняют упр. вместе с учителем | |
4.Работа со сказкой | -Обратимся к странице 43. -Рассмотрите рисунки. -Кто на них изображен? (Лиса, зайка, собака, медведь, петух). - Вспомните, из какой они сказки? (Заюшкина избушка). -Давайте вспомним ее, и восстановим последовательность событий. -В какой избушке жил заяц? ( Зайчик жил в лубяной) В какой избушке жила лиса? ( Лиса жила в ледяной) - С чего началась сказка? (Со встречи лисы и зайца.). -Как мы можем озаглавить эту часть? (Встреча). -Что произошло потом? (Лиса выгнала заюшку из его избушки) -Что сделал зайка? (Зайка позвал на помощь собаку.) -Как вы думаете, смогла собака помочь зайцу (Нет). -Почему? (Потому что он испугался лису). -Правильно. -Что же произошло потом? (Зайка позвал на помощь медведя) - А помог ли медведь выгнать лису из заюшкиной избушки? (Нет). - Почему? ( Потому что он тоже испугался лису) - Хорошо, а что же изображено на последней картинке? ( На последней картинке мы видим, что зайка позвал на помощь петушка, и он ему помог выгнать лису из домика) -Зачем и с какой целью написали для нас эту сказку? (Чтобы мы никого не боялись, не ходили в гости без спроса) -Молодцы ребята! | Задает вопросы по картинке. Работает вместе с детьми. Помогает учащимся вспомнить сказку, если возникли трудности. | Рассматривают рисунки. Выполняют задание. Отвечают на вопросы | |
VI. Итог урока Цель: Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества | 1.Обобщающая беседа | -Итак, наш урок заканчивается. Скажите, с какой буквой мы познакомились? Какие звуки обозначает эта буква? | Формулирует вопросы, оценивает работу детей на уроке (словесно) | Обобщают полученные знания о букве и звуке; формулируют правило. |
2.Рефлексия | Ребята, предлагаю вам по очереди дополнить предложения, выбирая начало фразы на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось …
| Побуждает к оценке результатов деятельности всех учеников. | Оценивают свои достижения на уроке по заданию учителя. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить!
Тема урока: « Согласные звуки [ н ], [ н ’]. Буква Н н . »
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение букв в период обучения грамоте
Шаблоны для презентаций при изучении букв в период обучения грамоте. (буквы А-К)...
Буква Кк урок обучения грамоте и письма
Урок по технологии системно-деятельностного подхода УМК "Перспектива" 1 класс...
Буквы Б, б. Обучение грамоте.
Наряду с изучением букв Б,б учащие со знакомыми героями путешествуют по дороге с препятствиями, выполняют разнообразные задания и знакомятся...
Изучение букв в период обучения грамоте
Материал для учителей и родителей при изучении алфавита....
Лента букв. Видеоурок по обучению грамоте в 1 классе по программе В.Г.Горецкого УМК "Школа России"
Ссылка на видеоурок по теме. http://youtu.be/v7NgclppY5M...
Буква З. Урок обучения грамоте.
Интегрированный урок чтения и русского языка...
Чтение слов с буквой ё. Урок обучения грамоте.
Урок обучения грамоте в1 классе.Чтение слов и с буквой ё. Главной целью урока является обобщение знаниий о букве ё? когда она обозначает один зву[о], а когда два звука.[й о]...