Мягкий знак, как показатель мягкости согласного звука.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Формирование представления о грамматической функции мягкого знака как показателя мягкости согласного путём исследовательской работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком».
Класс: 1
Вид урока: урок – исследование.
Дата проведения: 20.04.2018 года.
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Планируемые результаты:
- познавательные
- формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя мягкости согласного путём исследовательской работы учащихся;
- познакомить с правилом переноса мягкого знака в середине слова;
- выработать алгоритм правописания мягкого знака в словах.
2. развивающие
- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;
3. воспитывающие
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Ход урока
I. Организационный момент
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
- О каком предмете говорится в загадке? (русский язык)
Для чего нужно изучать русский язык? (Чтобы правильно и грамотно писать слова)
- Чтобы грамотными стать,
- Надо много правил знать.
II. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей.
- Кого называют исследователем? (человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).
- Я шла на урок, встретила букву и хотела узнать - как её зовут. Но она всё время молчит. Вы не знаете почему? (потому что она не имеет звука, не может никакого звука произносить). У неё есть только имя – МЯГКИЙ ЗНАК.
На доске: слон крот лось волк
- Посмотрите на группу слов. Что общего? Какое лишнее? (животные, имеют один слог, общий гласный-о, 4буквы; лишнее –лось- 4буквы 3звука).
- Почему букв больше, чем звуков?
- А какую роль играет мягкий знак в словах? (смягчает предшествующий согласный звук).
- Кто назовёт тему урока? (на доске рисунок).
- Чтобы больше узнать о мягком знаке, будем наблюдать за ним.
- Скажите, что мы только что вспомнили о ь-знаке?
III. Самоопределение к деятельности
Запись под диктовку: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки.
- Объясните значение этих слов.
ел- принимал пищу через рот, кушал, насыщался.
брат- родственник сестре одного отца – матери.
мел- мягкая горная порода для писания и рисования.
жар- сильное тепло от солнца, от пара, от огня, огонь без пламени.
шест- срубленное и очищенное прямое и тонкое дерево.
банка- - стеклянная посудина с широким горлом.
уголки- геометрическая фигура, место пересечения двух предметов, двух сторон.
- А теперь добавьте к этим словам ь-знак и запишите получившиеся слова.
- Чем отличаются слова? в первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий.
- Как обозначена мягкость согласного на конце слова? Мягкость согласного на письме обозначается Ь.
- Чем ещё отличаются слова? они отличаются значением.
- Изменилось значение слова?
- Объясните значение новых слов.
угольки - полезное ископаемое твёрдое горючее вещество.
ель- хвойное дерево
брать- взять, принимать, захватывать руками, присваивать себе.
мель- мелкое место в воде, подводное возвышенье дна, опасное для судов.
жарь – подвергать сильному жару, испекать.
шесть- математическое число: пять с одним, семь без одного.
банька – строение, где моются и парятся.
- Важно ли на конце писать ь?
- А количество букв изменилось? Звуков?
Вывод: - какую роль играет ь, если его написать в слове? (изменяет значение).
IV. Работа по теме урока
1. Первичное закрепление
- Продолжаем наше исследование по учебнику.
1. Выполнение упр. №5 стр.89
2. Проверка.
V. Физминутка
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
2. Работа по развитию речи.
- Возьмите карточки (дифференцированное разноуровневое задание).
- Составьте из слов каждой строчки предложение.
1-ый уровень
настали, теплые, Вот, деньки
свесились, С, сосульки, крыши
В, булькает, вода, канавках
2-ой уровень
настали, теплые, вот, деньки
свесились, с, сосульки, крыши
в, булькает, вода, канавках
- Какое название дадим тексту? (Весна).
- Запишите.
- Какое напишем первое предложение? (Вот настали теплые деньки.)
- Какое правило написания предложения знаем?
- Какое второе предложение запишем? (С крыши свесились сосульки.)
- Какое третье предложение? (В канавках булькает вода.)
- Подчеркните слова с мягким знаком.
- Что обозначает мягкий знак? (Обозначает мягкость согласных.)
- А что ещё заметили? (ь- пишется в середине слова).
Вывод: - где нужно писать мягкий знак? (на конце и в середине слов).
3. Наблюдение над переносом слов с мягким знаком
На доске слова:
пень
день
огонь
- Прочтите слова. Что можете сказать? (слова с мягким знаком на конце).
- А можно ли эти слова переносить? (нет, в словах один слог).
- Какое правило переноса узнали? (слова переносятся по слогам, делятся на две части. Одну букву нельзя отрывать, оставлять на строчке или переносить.)
- Запишите эти слова.
- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.
Запись на доске дополняется:
пень - пеньки
день - деньки
огонь - огоньки
- Сколько теперь слогов в слогах?
- Можем теперь разделить слова для переноса? (да).
- Предложите, как это сделать.
Запись на доске дополняется:
пень – пеньки – пень-ки
день – деньки – день-ки
огонь – огоньки – огонь-ки
Учащиеся записывают в тетрадь.
- Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? /Проблема/
4. Разрешение проблемы
- Что обозначает мягкий знак? (Мягкость согласного звука)
- Можно ли сказать, что согласная буква и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? (Да)
- Можно ли разделить звук? (Нет)
- Сделайте вывод.
Вывод: звук мягкий нельзя разделить, значит и при переносе слова нельзя отделять мягкий знак от согласной.
VI.Рефлексия
Самостоятельная дифференцированная работа.
1 вариант – учащиеся с пониженными учебными возможностями выполняют упражнение №7 стр. 89 под руководством учителя после коллективного разбора. Проверка по ходу выполнения.
2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.
Задание: заполнить пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине и разделить их для переноса.
Карточка:
ь | м | о | |||
ь | т | о | |||
ь | ц | о | |||
ь | м | а |
Варианты: письмо, пальто, кольцо, пальма.
Проверка с доски /один ученик работает у доски/.
- Как переносятся слова с мягким знаком?
VII. Подведение итогов урока
- Давайте вспомним, что повторили и узнали нового о мягком знаке?
- Расскажите в паре друг другу, что вы знаете о букве «Ь»?
(буква мягкий знак не имеет собственного звука, смягчает согласный звук, стоящий перед ней, не может стоять в начале слова, изменяет смысл слова, пишется в конце и середине, при переносе слова остаётся на строке).
Проверка.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
Стр. 90, упр. 9.
Анализ урока
Урок соответствует календарно- тематическому планированию и является продолжением большого тематического раздела «Звуки и буквы». Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить учащимся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовали познавательной активности учащихся. На этапе актуализации знаний предполагалось задание на развитие у учащихся умения сравнивать слова, находить связи между ними. В конце каждого этапа подводились небольшие выводы. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно.
Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям и были разного типа. На протяжении всего урока использовала поисковый метод, в начале урока наглядный метод, а также словесный, творческий, постановка проблемы. На уроке использовала дифференцированную работу на этапе исследования темы и рефлексии, как со слабыми, так и с сильными учениками, в виде заданий на карточках. При подведении итогов бала организована работа в парах. На уроке добиваюсь от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. За счёт постоянной смены видов деятельности дети не устали. В конце урока они дают оценку своей деятельности, подводят итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков
В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...
Презентация к уроку русского языка в 1 классе по теме «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука»
презентация по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" с физминуткой для глаз...
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков
Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким зна...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)
Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...