Развитие речи. Поздравительная открытка.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Делида Лилия Николаевна

Урок развития речи "Поздравительная открытка" направлен на формирование умения сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок развития речи.18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Класс

Тема

Тип урока

Методы

Русский язык

4 класс

Развитие речи. Поздравительная открытка.

урок-практикум

словесный, практический, наглядный

Основное содержание урока

Правила написания поздравительной  открытки

Учебные действия:

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.  Выработать умение составлять текст для конкретного адресата. При составлении текста соблюдать правила поздравления: обращение, поздравление, пожелание и подпись.

Практические работы

Мини исследование «Поздравительная открытка»

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Формирование у учащихся представления об открытке как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу, Овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

Метапредметные:

Анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинением поздравления  и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для составления поздравления

Предметные:

Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Выработать умение составлять текст для конкретного адресата

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Необычен день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо? (видеть вас мы очень рады)
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5
На рабочий лад настройтесь
Ведь у нас не мало дел
Поудобнее устройтесь
Чтобы каждый проявить себя сумел.

2. Подготовка учащихся к постановке  учебной  задачи.

- Богат и прекрасен русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Недаром же в народе говорят:

Доброе слово открывает путь к сердцу.

- Объясните смысл пословицы, запишите в тетрадь (минутка чистописания)

( Когда мы слышим хорошее, доброе слово, на душе становится светлее и радостнее. Даже когда человеку грустно, хорошее слово меняет настроение человека.)

- Конечно, ребята, вы правы. Хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.

-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?

(В день рождения! В новый год. В праздники.)

- Да, вы сказали правильно. В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.

3. Основная часть урока. Решение учебной задачи.

Как известно в праздничные дни принято говорить тёплые слова и поздравления. «Без доброго слова праздник не праздник». Я вам предлагаю сегодня на уроке составить необычный текст.

Мы все с нетерпением ждём наступления Нового года. Готовим подарки, поздравления. А как же поздравляли с новогодними праздниками, например, 200 лет назад? Принято было посылать друг другу рождественские письма, иногда в них делали рисунки от руки. Дети в конце декабря всегда готовили такие письма родителям, и те могли судить об успехах своих чад в чистописании и живописи. Перед вами первые открытки, изготовленные в России.

Кто же уже догадался, какой  необычный  текст мы будем  составлять на уроке?

Какова тема нашего урока? (учиться писать поздравительную открытку)

Любое поздравление-это текст.        

Продолжите, пожалуйста, мою мысль: текст это…(Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему), тексты бывают трех типов (текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение)

-Скажите, а к какому типу вы бы отнесли поздравительную открытку? (повествование)

-А раз это текст, то он делится на три части. Какие?

Так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из 3 основных частей: вступление, основная часть, заключение)

Учитель:  Как  вы думаете, какие части будет содержать план поздравительной открытки?

План написания поздравительного текста:

1. Кого поздравляю? Обращение. (Свои  чувства мы можем выразить  в обращении)

-  Подумайте, кого хотелось бы поздравить с Новым годом)

2.С чем поздравляю? (само поздравление)

3.Что желаю? (добрые пожелания)

4.Кто поздравляет? (Подпись) ( в конце ставится подпись)Все эти части должны располагаться в определенном порядке и писаться без ошибок.

-  Да, поздравлять нужно грамотно. Ошибки могут не только испортить всё впечатление от поздравления, но и сделать вас смешными в глазах  других людей.                                                                                                                                      - Сейчас мы с вами будем искать ошибки в написании поздравительной открытки.

Всё ли устраивает в тексте? (Нарушен порядок предложений) Хорошая проблема?

Желаю здоровья, много радости и счастья.

Дорогие мамочка и папочка!

Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством.

Дочка Маша.

4. Физкультминутка.

- А теперь давайте попробуем устно составить открытку. Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.

Используйте для этого левый и правый столбики. Кто хочет попробовать?

Как желаем?

Что желаем?

Желаю тебе (Вам)…

От всей души желаю…

От всего сердца желаю…

Искренне желаю…

Хочу пожелать…

Хочу чтобы…

Пусть…

1. Счастья   2. Здоровья   3. Успехов

1.Добра, света, верных, надежных друзей, хороших учеников.

2. Веселья, радости , бодрости духа, долголетия, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались Ваши глаза.

3. Успехов в нелегком, но благородном труде, успехов в учебе, музыке, спорте, новых интересных путешествий и т.д.

- Какие пункты плана мы уже выполнили?

- На какой вопрос плана ещё не ответили?

5. Составление текста поздравительной открытки. Самостоятельная работа.

- А теперь каждый из вас попробует написать текст открытки. У кого будут затруднения, поднимите руку.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-У вас на столах лежат  новогодние  шары.  Они обозначают ваше настроение.

Красный шар        Я СОБОЙ ДОВОЛЕН

Синий шар            Я РАССТРОЕН

Зелёный шар             СЕРЕДИНКА

-Повесьте выбранный шар на доску (ёлку)

7. Итог урока.

-Что учились делать на уроке? ( учились писать поздравительную новогоднюю открытку, используя план).

- Как вы думаете, то, чему мы учились на уроке, пригодится вам в жизни? Если да, то как?

8. Домашнее задание.

-Подпишите открытки маме, папе, бабушке, дедушке к Новому году. Не забудь о своих братьях и сестрах, и конечно друзьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи "Поздравительная открытка"

Урок развития речи. Знакомит детей с правилами оформления поздравительных открыток....

Урок: Развитие речи (2 класс) Тема: Поздравительная открытка

На уроке учащиеся знакомятся  с историей возникновения первой открытки. Формируеся умение в написании поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета...

Фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки"

Размещённый ниже фрагмент интегрированного урока русского языка и технологии  "Развитие речи. Составление текста поздравительной открытки" предназначен для педагогов в качестве варианта...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Внеклассное занятие по творческому развитию Поздравительная открытка «Цветок» (плоскостное моделирование, аппликация ).

Внеклассное занятие по творческому развитию Поздравительная открытка «Цветок»(плоскостное моделирование, аппликация )....

Технологическая карта урока по технологии "Изготовление поздравительной открытки на 9 мая.Изделие: Поздравительная открытка на 9 мая" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с историей праздника, для изготовления поздравительной открытки к 9 мая.Задачи урокаДидактические:Повторить...