«Формирование УУД на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Матвеева Светлана Александровна

Формирование УУД на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_uroke_russkogo_yazyka.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование УУД на уроке русского языка при изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс

Выполнила:

Матвеева Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ « Центр образования»

пос. Варламово  м.р  Сызранский

Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса

Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

Тип урока:

Урок повторения, обобщения и систематизации умений.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • Определять степень успешности своей работы и работы других;
  • Проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в учебнике;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Умение слушать других;
  • Предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • Формировать умение высказывать своё отношение к работе;
  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Технологии:

  • Подводящий  диалог
  • Оценивания
  • Полного усвоения

Ожидаемые образовательные достижения (результаты):

Закрепление умения писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их от сходных по звучанию названий; закрепление умений группировать слова по данному признаку

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

Учитель: Откройте тетради по чистописанию на с.39 и найдите урок №89. Написание каких букв мы сегодня будем повторять?

Посмотрите внимательно на слова, записанные рядом с заглавными буквами и скажите, какое задание нужно выполнить? (ученики: подобрать имена собственные, которые начинаются с данных букв).

Какое правило необходимо помнить при записи имён собственных? (ученики: имена собственные пишутся с большой буквы) Запишите слова, подчеркните заглавные буквы.

Откройте свои тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

  1. Словарная работа.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам вспомнить правописание словарных слов. Что это за слова? Почему они так названы?

Задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы.

(На доске появляются слайды: уч_ник, ов_щи, учительница, М_сква, к_р_ндаш)

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

(На доске появляются слайды с правильно написанными словами)

Возьмите карандаши любого цвета, кроме красного и на полях поставьте своему соседу отметку. Поменяйтесь тетрадями обратно.

Учитель: Поднимите руку те ребята, кто получил отметку 5? 4? 3? (Поднимите руку те, кто сам нашёл и исправил у себя ошибку?)

  1. Сообщение темы урока (подводящий диалог)

Внимательно посмотрите на словарные слова, записанные в тетради и найдите лишнее слово.

Ученики: Москва – пишется с большой буквы.

Учитель: почему слово Москва пишется с заглавной буквы? (Ученики: это имена собственные, они пишутся с большой буквы).

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Что мы сегодня будем повторять? (ученики: Написание имён собственных)

Ребята, а как вы думаете, зачем изучать такую тему? Может, это не нужно? Где знание этой темы может нам пригодиться?

  1. Закрепление и систематизация материала.

1.    Работа в группах.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Внимательно послушайте задание. Каждой группе даются  карточки со словами. Задание – составить из слов предложение, приклеив карточки в нужном порядке .

(дядя, гонит, Коля, домой, быка)

(запускают, Серёжа, змея, и, Дима, воздушного)

(Мурка, у, кошка, Любы, есть)

(деревню, мы, в, летом, Сосновку, поедем)

(цветы, в, Лена, классе, поливает, Соловьёва)

(крыльце, Мурзик, на, сидит, кот)

(учительницу, Козелкова, нашу, Юрьевна, Валентина, зовут)

Найти в предложениях имена собственные, обозначить орфограмму.

Давайте проверим, как вы выполнили задание.

(Ученики выходят к доске и зачитывают свои предложения, называя имена собственные, которые им встретились)

  1. Физминутка

Учитель: Теперь давайте проверим, насколько вы внимательны. Я буду называть вам имена собственные, если я ошибусь, вы хлопнете в ладоши. Приготовьте свои руки….

  1. Закрепление и систематизация материала.

2.    Работа у доски.

(К доске вызывается 1 ученик, который выполняет работу, остальные работают в тетрадях)

Задание – Запишите 2 предложение под мою диктовку.

Девочка Марина потеряла серёжку. У меня есть друг Серёжка.

Подчеркните слова, сходные по звучанию, подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

     (Технология оценивания)

     Ученик: Какое было задание?

     Справился? Выполнил задание?

     Выполнил сам или с помощью?

     Какое умение отрабатывали?

     Какой отметки заслуживаю?

  1. Составление рассказа по картинке.

Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку. Кто отгадает – поднимайте руку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

Учитель: Ребята, какие времена года вы знаете? А какое сейчас время года? Чем хороша зима? Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о зимних играх и забавах. Поможет вам в этом картина . (слайд)

Учитель:  Рассмотрите картинку (слайд)

Придумайте имена героям, кличку собаке….

Запишите в тетради  сочинение - миниатюра.  Напомните, что такое сочинение? (Ученики – составление, придумывание рассказа) А мини – сочинение или сочинение – миниатюра?

Составьте и запишите маленький текст. (3-5 предложений)

Поднимите руки те ребята, кто сможет (попробует) выполнить задание самостоятельно? Приступите к работе. Поднимите руки те, кому нужна помощь, кто затрудняется? (выдаются карточки с составленным текстом, в котором пропущены имена собственные; вставьте подходящие по смыслу имена собственные

(Карточка:

……………………………

     Ясным зимним днём  …………………   и …………………………..    взяли         санки и пошли на горку. Собаке  …………………………..  повязали шарфик, а ……………………..  одели костюмчик. Только котёнок ………………………  не хотел одеваться. Ему будет тепло у ……………………… на коленках.

Раз, два, три – поехали!)

Дети зачитывают свои сочинения.

  1. Работа в рабочей тетради.

Учитель: Откройте рабочие тетради на стр. 51 и найдите задание №8.  Я предлагаю его вам выполнить в парах.

Учитель: Поднимите руку, кто считает так же? У кого другой ответ? (слайды)

Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

  1. Итог урока.

Давайте подведём итог нашему уроку.

Какую тему мы сегодня повторяли?

Что такое имена собственные?

     Что нужно помнить при написании имен собственных?

     (На доске появляются слайды с опорными словами для рефлексии)

     Сегодня я ……

     На уроке мне ……..

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

     Учитель: записать рассказ о  зимних забавах, с использованием имён собственных.

Приложение к уроку:

Приложение № 1.

Алгоритм работы в парах (словарная работа)

  • Работаю с соседом по очереди.
  • Проговариваю слово чётко по слогам.
  • Сосед высказывает свою точку зрения (согласен, не согласен).
  • Если не согласен, приводит аргументы (проверяем по словарю).
  • Запишу слово в тетрадь.
  • Сверяю свою работу с образцом.
  • Оцениваю свою работу.

Приложение № 2.

Алгоритм работы в парах

  • Работаю с соседом.
  • Распределяем предложения.
  • Проговариваю предложение.
  • Объясняю написание слова в скобках.
  • Аргументирую свой выбор.
  • Выслушиваю оценку соседа.
  • Записываю предложение в тетрадь.
  • Оцениваю сам.
  • Оценивает сосед.

Список литературы.

1. .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010г.

2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии  «полного усвоения».-М.:

   Дрофа,2004.

7. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.:  Эксперимент,1999.

8. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред.    А.А.Леонтьева М.,2006.

9.Г.К.Селевко Энциклопедия  образовательных технологий. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

Методическая разработка урока по русскому языку. Закрепление изученного материала по теме «Заглавная буква в именах собственных» во 2-ом классе

Данный урок можно использовать при закреплении темы "Заглавная буква в именах собственных" во 2-ом классе...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...