Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Меня зовут, Екатерина Сергеевна. -Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое -На уроке будьте внимательны и активны. -А теперь проверьте, все ли готовы к уроку? На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.. |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма. | Пальчиковая гимнастика Оформление рабочей страницы в тетради | -Перед тем, как начнем писать выполним с вами пальчиковую гимнастику. -Повторяем движения за мной. Пять воробьев на заборе сидели,- (раскрыть ладони и показать все пальчиков) Один улетел, а другие запели,- (поочередно загибаем все пальчики) И пели, пока не сморила усталость, Один улетел, их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали. Один улите, а двое осталось Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел и остался один Один посидел, да взял, улетел. -Молодцы, вот мы с вами подготовили руку к письму. -Откройте рабочую тетрадь. Отступите от предыдущей работы две строки, запишите число и классная работа. Сегодня шестое марта. Обратите внимание, что Классная работа пишется с удвоенной сс. | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради. | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь. |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | -Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы узнаете слово начинающееся с той буквы, в написании которой мы с вами сегодня поупражняемся. У неё во рту пила. Под водой она жила. Рыб пугала, рыб глотала, А теперь в уху попала. (Щука) -Правильно, ребята, это щука. -Назовите первую букву в слове щука? («Ща») -Посмотрите на буквы, которые записаны на доске. -Написание, каких букв повторяем? (заглавной и строчной буквы «Ща», «ща») -Когда слова пишутся с заглавной буквы «Ща»? (если пишут имена, фамилии, отчества, клички животных, названия городов, рек, озёр, улиц, сёл) -А в остальных случаях? (Строчная) -Напишите заглавную букву «Ща» в соединении со строчной буквой «ща». (Щщ) -Какое соединение заглавной буквы «Ща» со строчной буквой «ща»? (Верхнее) - Напишите заглавную и строчную букву «ща» в соединении с другими буквами. (Ща,ще) -Прочитайте их. (Ща ,ще) - Какое соединение заглавной буквы с буквой «а»? (нижнее) - Какое соединение строчной буквы с буквой «е»? (среднее) - Напишите сочетания букв до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон, обратите внимание на заглавную букву «Ща», прямые должны быть параллельными. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
Словарная работа (обобщение изученных словарных слов, знакомство с новым словом) | -Ребята, а сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. -Проведём словарную работу. -С новой строчки с красной строки с большой буквы запишите слово Словарь, поставьте двоеточие. Словарь: -Я буду называть вам лексическое значение слова, а ваша задача – определить словарное слово по его лексическому значению и записать в тетрадь с комментированием. Сл.1 1.-Беседка (в слове беседка, ударение падает на второй слог, на гласную букву е, необходимо запомнить непроверяемую безударную гласную е в первом слоге и парную согласную д (т)) Сл.2 2.-Песок (в слове песок ударение падает на второй слог на гласную букву о, в первом слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву е) Сл.3 3.-Адрес (в слове адрес ударение падает на первый слог на гласную букву а, во втором слоге запомним непроверяемую безударную гласную букву е.) Сл.4 4.До свидания (слове до свидания ударение падает на второй слог на гласную букву а, нужно запомним непроверяемую безударную гласную букву и.) | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом. | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически; Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. |
Знакомство с новыми словарными словами. | -Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом. -Сл.5 Четыре -Посмотрите на картинку. -Посчитайте сколько предметов изображено на первой картинке? (Четыре) -Слово четыре обозначает количество предметов, это словарное слово, с которым мы с вами познакомимся сегодня на уроке «четыре» -Сколько в слове «четыре» слогов? (3 слога) - На какой слог падает ударение в слове четыре, на какую гласную букву? (На второй слог, на гласную ы) - Произнесите слово четыре орфоэпически. (так как мы слышим и произносим) (Читыри) -Произнесите слово орфографически, так, как оно пишется. (Четыре) -Есть ли разница в написание и произношение? (есть) - Какие буквы в слове необходимо проверить? ( безударная гласная буква е в первом слоге и в третьем слоге) - Можем ли мы проверить данные буквы? Сообщение учителя: в слове четыре ударение падает на второй слог на гласную букву ы, в первом слоге, необходимо запомнить безударную гласную е, проверочное слово четверо, на конце запомнить безударную гласную букву е. -Запишите слово четыре, поставьте ударение и подчеркните гласную е в первом и третьем слоге. | Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради.
Знакомит учащихся с новым словарным словом, контролирует правильность написания нового словарного слова в тетради.
| Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь.
Знакомятся с новым словарным словом, записывают словарное слово в тетрадь.
|
Работа с предложением (орфографический и синтаксический разбор предложения) | -Прочитайте предложение на доске. У бабушки в деревне живут четыре кошки. -О ком говорится в этом предложении? (О кошках) -Найдите в словах орфограммы и объясните данных слов. -У - это предлог служат для связи слов в предложении. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно. -В - это предлог служат для связи слов в предложении. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно. -Деревня – это словарное слово его надо запомнить. -Назовите грамматическую основу предложения. Укажите над каждым, словом часть речи. (В предложении говорится о кошках. Кто? Кошки, - подлежащее, подчеркнем в предложении одной чертой, выражено существительным. Что делают? Живут - сказуемое, подчеркнём двумя чертами , глагол.) | Определяет учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками | Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
| Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | -Ребята, а какая часть речи у слова четыре, как вы думаете? -Слово четыре обозначает количество кошек в деревне, данное слово является именем числительным. -Ребята, а кто может ответить, что такое имя числительное? | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию | Решают проблемную ситуацию. |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Имя числительное) -Тема нашего урока «Имя числительное». -Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Ответы детей) -На уроке мы познакомимся с новой частью речи – имя числительное. -Научимся распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?); -Объяснять значение имён числительных в речи; -Приводить примеры слов — имён числительных. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
IV. Изучение нового материала (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Открытие нового знания | - Сл.6 - Посмотрите на слайд. - Прочитайте текст. - Найдите в тексте слова, которые обозначают названия чисел. - Прочитайте эти слова. - На какие вопросы отвечают данные слова, что они обозначают? (отвечают на вопрос сколько? обозначают количество предметов) - Выпишите эти слова к себе в тетради. -1. Один-начало счета. -2.Два - четное число. -3.Три - нечетное число. -4.В этой книге сто страниц. Вывод: часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете, называются именем числительным. | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Знакомство с правилом (учебник) | -А сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 107-й. -Прочитайте правило про себя. - Прочитайте правило вслух. -Прочитаем правило все вместе хором. -Что такое имя числительное? (Часть речи) -Что обозначает имя числительное? (Количество предметов или их порядок при счете) - На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько? Который?) - Приведите примеры, имен числительных? (Один, двадцать, сороковой и др.) | Знакомит учащихся с правилом, проводит первичное закрепление. | Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры |
Упр.230 , с .107 (Под руководством учителя, коллективно) | -Выполним упр.230-е на стр. 107-ой. -Прочитайте задание к упражнению. -Что необходимо сделать в этом упражнении? (подставить в текст подходящие по смыслу имена числительные) - Выполняем в тетради с комментированием. 1.Понедельник-первый день недели, 2.вторник-второй, 3.среда-третий, 4.в доме пять этажей, 5.у человека две руки, 6. у птицы два глаза,7.на руке пять пальцев, 8.в комнате – пять окон. - Назовите имена числительные, которые вы вставили. - Что обозначают данные имена числительные? - На какие вопросы отвечают? -Приведите свои примеры числительных, которые будут отвечать на вопросы: сколько? (……..) - Приведите примеры имен числительных, которые отвечают на вопрос который? (Двадцатый, одиннадцатый, пятый, десятый) -Сделаем вывод: - Что такое имя числительное? - Что обозначают числительные, на какие вопросы они отвечают? ВЫВОД: имена числительное – это часть речи. Обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы: сколько? который? | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
ФИЗМИНУТКА
| - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте сделаем небольшую зарядку. Встаем из-за своих мест! Мы ногами топ- топ Мы руками хлоп- хлоп Мы глазами миг-миг Мы плечами чик - чик Раз - сюда, два- туда; Повернись вокруг себя Рази- присели, два- привстали, Руки кверху все подняли. Сели- встали, сели- встали Ванькой встанькой- словно стали. -Тихонько садимся на свои места. | Ставит учебную задачу выполнить упражнение для предупреждения утомляемости. | Выполняют упражнения для предотвращения усталости.
|
V. Закрепление изученного материала Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.
| Работа по вариантам в тетрадях (по вариантам (самостоятельно) | -У вас на столах лежат карточки с заданием по вариантам. - Что вам необходимо сделать? - Каким, словом можно объединить все эти слова ? (Имена числительные) - Ваша задача разделить предложенные слова на 2 группы. -Работу выполняем по вариантам -1 и 2 вариант. -1 вариант – из предложенных слов, выпишите те числительные, которые отвечают на вопрос сколько? -И привести 3 примера. Числительные, отвечающий на вопрос сколько? -2 вариант, выберете и выпишите слова, отвечающие на вопрос, который? -И привести 3 примера. Числительные, отвечающий на вопрос, который? Слова: один, два, пятый, десять, второй, восемь, двадцатый, сорок, пятнадцатый, четыре, шестнадцатый, сотый, шесть. Сколько? | Который? | один | пятый | десять | второй | восемь | двадцатый | сорок | пятнадцатый | четыре | шестнадцатый | четырнадцать | двадцать первый | двадцать семь | двенадцатый | двадцать пять | тридцать первый |
-Проверяем, что у вас получилось. -1 вариант. (Зачитывают) -А теперь зачитайте свои примеры. -2 вариант. (Зачитывают, озвучивают свои примеры) Вывод: Имена числительное – это часть речи. Обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы: Сколько? Который? | Ставит учебную задачу выполнить задание на карточках самостоятельно, проверяет и делает выводы. | Принимают учебную задачу, слушают учителя, выполняют самостоятельно задание на карточке. Выполняют проверку. |
VI. Итог урока Цель: обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа, | -Что узнали нового на уроке? (Ответы детей) -С какой частью речи мы сегодня познакомились? (Имена числительные) -На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько, который ) - Что обозначают имена числительные? (Количество предметов или их порядок при счете) -Приведите примеры числительных. (Один, второй, третий, двадцать) -Чему научились? (Научились распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?); Объяснять значение имён числительных в речи; Приводить примеры слов — имён числительных.) | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Обобщают и систематизируют знания. |
Домашнее задание | -Домашним заданием будет выучить правило на с. 107-й | Задает задание на дом. | Записывают задание в дневник. |
Рефлексия (Оценочный лист), выставление оценок | - Ребята, посмотрите на слайд. -Вам необходимо закончить предложения одним - двумя словом. -Сегодня я узнал… - -Я научился…
- -Было трудно…
-Сегодня оценки за урок получают… Урок окончен! До свидания! | Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения; обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты , намечают дальнейшие цели деятельности. |