Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ«Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
«Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования».
Подготовила: М.А. Боровская.
2020
«Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться» Антон Семенович Макаренко
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации:
- в рамках курсовой подготовки
- с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп;
- проведение, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- библиотек, музеев,
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)
- создание собственных публикаций
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
Как и все педагоги нашей школы я занимаюсь своим самообразованием. В прошлом учебном я обобщила опыт по теме «Словарно – орфографическая и словарно – лексическая работа на уроках русского языка и чтения как средство развития речи» по которой работала 3 года. Учитывая особенности лексической стороны речи умственно-отсталых школьников, программа по русскому языку придает большое значение словарной работе, поскольку, половина новых слов входит в словарь школьников через уроки русского языка и чтения. Задачами словарно – орфографической и словарно – лексической работы являются:
- Уточнение имеющегося словарного запаса учащихся.
- Закрепление и углубление знаний по лексике.
- Расширение активного словаря учащихся.
- Развитие навыков правописания.
Чтобы словарная работа была интересная и давала результат , ее надо разнообразить. Я собрала и разработала практический материал для работы по этой теме.
Для первоначального знакомства со словом собрала загадки, ребусы и предметные картинки, а также демонстрационные карточки со словарными словами. В кабинете русского языка изучаемые слова вывешиваются на специальные стенды. Зрительный образ слова способствует его прочному усвоению.
Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей работе. С помощью нетрадиционных заданий школьники могут сами определить слово, с которым им предстоит познакомиться на уроке, например:
- Внимательно посмотрите на данную запись. Установите последовательность соединения букв. Назовите словарные слова, с которыми мы должны познакомиться на уроке.
Р И Ц Х Е П Р Г Е У Т Р (рецепт, хирург)
Такие задания корригируют интеллектуальные способности учащихся, развивают наблюдательность, волю, заставляют детей мыслить самостоятельно.
Ясно, что когда понятен смысл слова, оно и запоминается быстрее т.к. основано на понимании. Об этом следует помнить, потому что дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают написанием только тех слов, которые часто встречаются в их речевой практике. Слова иностранного происхождения, значения которых ученики не знают, они могут писать ошибочно. Это обязывает нас, учителей русского языка, при обучении грамотному письму не забывать о таком направлении коррекционной работы, как развитие речи учащихся, т.е. включение новых слов в речевую практику. Это можно делать на «орфографических пятиминутках», используя разные виды словарно - орфографических упражнений.
Такие упражнения помогают увлечь детей в мир слов, доставляют им радость и приносят большую пользу:
- Обогащают словарь.
- Развивают речь.
- Развивают гибкость мышления.
- Стимулируют поисковую активность.
Пробуждают интерес к предмету.
Благодаря постоянной и планомерной работе по представленной мною теме, добилась положительных результатов. Критерием результативности стало повышение качества знаний по русскому языку.
Учащиеся 8 – 9 классов достаточно хорошо владеют словом при пересказе, улучшили технику чтения. Хочется отметить и возросший интерес к предмету, активность на уроках слабоуспевающих учеников.
В процессе работы по теме своего самообразования я участвовала в работе творческих групп школы, в работе МО. Участвовала в региональной выставке «Живые истоки». Привлекала к активному участию детей в конкурсах районной библиотеки таких как «Вселенная под названием книга», «Сияньем строк воспетая природа», «Поэт и гражданин», «Его стихи звучат на радость детям». С детьми своего класса приняли участие в конкурсе «Пройдем по улице героя войны», который проводила областная библиотека Ярошенко. Для этого проделали с детьми интереснейшую и увлекательную работу. Побывали на улице Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Ильи Петровича Мосьпанова. Посетили Аллею Славы, где установлен бюст И.П. Мосьпанова. Сделали фотографии. Познакомились с биографией героя. Нашли фото военных лет Ильи Петровича в сети интернет. Сделали фотоколлаж, написали сочинение о его биографии и отослали на конкурс. В результате заняли IIместо и получили в подарок книгу «Моя Белгородчина: Великая Отечественная война».
Создавала собственные публикации в сборниках БелИРО. Участвовала в педагогических чтениях «Белгородский институт развития образования» по теме «Компитентностный подход в системе работы учителя». Участвовала в международной научно-практической конференции по теме «Современные образовательные ценности и обновление содержания образования».
Прошла профессиональную переподготовку по программе «Олигофренопедагогика для педагогических работников образовательных организаций» в 2019г.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
моими результатами самообразования я считаю:
- повышение качества знаний обучающихся предмета;
- разработанные методические пособия, статьи;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых уроков, классных часов по собственным, новаторским технологиям;
- проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.
Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая компетентность учителя начальных классов.
Цель: расширить тематический диапазон учащихся, который позволяет углубить свои знания и представления об учебных предметах. Оборудование: Карта-план путешествия, карточки с заданиями, учен...
Презентация "Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности"
«Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением....
Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.
По мере повышения требований к образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.
Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности....
Педагогическая компетентность учителя НОО в области метапредмета «Знак»
В повседневной жизни человек часто встречается с различными знаками и схемами, например, когда разбирается со схемой маршрутов автобусов, или когда изучает инструкцию нового б...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Реализация компетентностного подхода в содержании образования в целях решения проблемы оптимизации образовательного процесса во взаимосвязи с развитием профессиональной педагогической компетентности учителя.
Учитель - профессия особая.Её величие в том, что она служит развитию человека будущего....