развитие речи у детей
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
«Утверждено» | ||||
Заведующий МАДОУ № 13 | ||||
________________ | Л.В. Куприянова | |||
«_____» _______________ 2018 |
Программа по дополнительному образованию
«Волшебный мир слов»
(риторика)
Для старшего дошкольного возраста
(1 год обучения)
Составила:
Воспитатель высшей категории
Иванова О.В.
2018 год
«Волшебный мир слов»
воспитателя Ивановой О.В.
МАДОУ детского сада комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»
Общая характеристика программы:
Данная программа по речевому развитию «Волшебный мир слов» основана на коммуникативной и познавательной деятельности детей, предложена для занятий с детьми 5-6 лет в рамках дополнительного образования. Отличительные особенности программы является то, что занятия проводятся с использованием теории решения изобретательных задач. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Программа «Волшебный мир слов» не дублирует Основную образовательную программу ДОУ.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа способствует развитию речи, памяти, внимания, мышления. Ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Программа развивает навыки межличностного взаимодействия.
В пояснительной записке раскрыты необходимость речевого развития детей с применением инновационных технологий.
В основной части программы представлены цели и задачи программы, которые направлены на способствование формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.
В Программе представлены методы и формы работы, критерии оценки эффективности реализации Программы, календарно - тематический план на весь период обучения, в котором указан месяц, тема занятия, количество часов на выполнение работы; программное содержание занятия, ожидаемый результат: показатели умений и навыков детей на конец учебного года, используемая литература.
Таким образом, в Программе выделены структурные части, цели и задачи согласованы. Прослеживается новизна подхода к отбору содержания. Данная Программа соответствует возрасту и развитию детей.
Программа написана четким и понятным языком. Темы занятий изложены логично.
Материалы программы стимулируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию творческих способностей дошкольников.
Заключение
Программа Ивановой О.В. «Волшебный мир слов» соответствует требованиям и рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.
Пояснительная записка
Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное – веселым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно быть ребенком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.
ФГОС ДО и «Закон об образовании в РФ» определяют одним из ключевых направлений поддержку разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Актуальность темы
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Программа рассчитана на один год для детей 5-6 лет.
Цели и задачи реализации программы
Цель: способствовать формированию качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.
Задачи программы:
образовательные:
учить детей высказывать свои мысли по теме, побуждать составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему;
создать дополнительные условия для развития речевой активности детей на занятиях кружка;
обогащать словарный запас детей,
учить определять и называть интонацию услышанного произведения.
развивающие:
совершенствовать звуковую культуру речи: интонационную выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат;
развивать связную речь (диалогическую, монологическую, описание и повествование);
развивать творческую фантазию, умение сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать простейшие рифмы, используя дополнительный художественный материал.
воспитательные:
сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику;
воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы.
вызвать желание самим импровизировать, фантазировать, находить нужную информацию.
Отличительные особенности программы:
Занятия кружка проводятся с использованием теории решения изобретательных задач. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Принципы построения программы:
доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
личностно-ориентированный подход;
изучение интересов и потребностей детей;
практическое участие и наглядное оформление;
творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
создание развивающей предметно-пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателя над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагога в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Планируемые результаты освоения Программы:
умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;
владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, быстроменяющимся условиям жизни;
наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;
развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
Критерии результативности обучения:
придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;
придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;
придумывание продолжения прочитанных произведений (рассказы, сказки);
заучивание стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.
Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:
организацию педагогического наблюдения;
открытые мероприятия для детей и родителей;
творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).
Учебно-тематический план
Итого: 36 часов
Календарно – тематический план программы
Методическое обеспечение программы
Для овладения программным содержанием используются разнообразные методы и приёмы обучения дошкольников. Кроме традиционных методов, широко используются активные формы обучения. В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Разнообразные формы проведения занятий активизируют мыслительную активность учащихся и повышают их мотивированность к занятиям.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
- Изучение нового материала
- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
- Проверочные занятия
- Комплексные
Предполагаемые результаты
- Знакомство с произведениями детской художественной литературы.
- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении.
- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали).
- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям.
- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.
Развитие связной речи.
Дети овладевают умением
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
10. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
Развитие словаря
- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
Уровни освоения программы
Низкий – ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.
Средний – кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.)
Условия реализации программы
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;
- Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;
- Хрестоматии для детей по возрастам;
- Мультимедийное оборудование;
- Репродукции картин известных художников.
Литература
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
- Белова И.К. Былич Р.В. и др. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
- Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
- Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детей
Рекомендации для родителей по развитию речи слабослышащих детейРазвитие речи у ребёнка предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Трудно переоценить значение ...
Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)
Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...
Развитие речи у детей
Советы родителям о речевом развитии детей, о этапах развития речи....
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс
Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки и закрепления пройденного материала в домашних условиях....
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи
Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия....
Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....