Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи
картотека (1 класс) на тему
Специальные уроки развития речи имеют своей целью формирование и совершенствование у школьников с общим недоразвитием речи полноценных форм общения и языковых средств с учётом их взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_igrovoy_komnate.doc | 29 КБ |
v_spalne.doc | 22.5 КБ |
v_stolovoy.doc | 22.5 КБ |
davayte_znakomitsya.docx | 65.05 КБ |
derevya_i_kustarniki.doc | 33 КБ |
domashnie_zhivotnye.doc | 78.5 КБ |
domashnie_ptitsy.doc | 92.5 КБ |
nasha_shkola.docx | 115.34 КБ |
osennie_raboty.doc | 104 КБ |
ohrana_okruzhayushchey_sredy.doc | 281.5 КБ |
priznaki_oseni_v_zhivoy_prirode.docx | 12.29 КБ |
priznaki_oseni.doc | 30.5 КБ |
prishkolnyy_uchastok.doc | 22.5 КБ |
prodolzhenie_dom.zhiv_.doc | 325.5 КБ |
rabotniki_shkoly.doc | 22 КБ |
ugolok_prirody.doc | 205 КБ |
frukty.doc | 117 КБ |
yagody.doc | 623 КБ |
Предварительный просмотр:
В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ
Новая лексика
Предметный словарь: кукла, машина, кубики, пирамидка, мяч.
Связная речь
Тексты описания (самостоятельная речь): описание куклы, машины и т.д.
Грамматические конструкции
Я – У меня робот. | Мы – У нас мяч. |
Ты – У тебя письмо. | Вы – У вас учебники. |
Он – У него ракетка. | Они – У них шашки. |
Она – У неё кукла. |
- К кому идёт мальчик? - Мальчик идёт к другу.
- К кому идёт девочка? - Девочка идёт к подруге.
- К кому идёт мальчик? - Мальчик идёт к друзьям.
Словарь местоимений: своему, своей, своим.
Связная речь
Диалогическая речь (ответы на вопросы):
- А у тебя есть друг?
- У тебя есть подруга?
- У тебя есть друзья?
- Как их зовут?
Дети должны дать ответы на вопросы.
Предварительный просмотр:
В СПАЛЬНЕ
Новая лексика
Предметный словарь: подушка, наволочка, пододеяльник, простыня; кровать, тумбочка, комод, шкаф; платье, халат, свитер, куртка, кофта, рубашка, пиджак, брюки, юбка, одежда; туфли, кроссовки, сапоги, ботинки, обувь; майка, трусы, белье; воротник, манжета, рукав, карман.
Словарь признаков: платяной, книжный.
Глагольный словарь: гладить, чистить, стирать, надевать, одевать.
Антонимы: длинный – короткий; чистый – грязный; высокий – низкий; новый – старый.
Связная речь
Тексты – описания (готовые модели)
Это наша спальня. Она большая. Тут стоят кровати и тумбочки. Там шкаф. В нём висят платья, кофты, юбки. Около кровати стоят тапочки.
Предварительный просмотр:
В СТОЛОВОЙ
Новая лексика
Предметный словарь: тарелка, блюдце, чашка, стакан, кружка, посуда, ложка, вилка, нож; продукты, молоко, хлеб, масло, колбаса, яйца, соль, сахар, курица, рыба, мясо, сыр; котлеты, суп, уха, пюре, пельмени, борщ, пицца, салат, яичница, блины; чай, кофе, компот.
Словарь признаков: столовая, деревянная, чайная, глубокая, мелкая, сливочное, подсолнечное.
Глагольный словарь: тереть, резать, разбивать, варить, жарить, печь.
Грамматические конструкции
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: булка – булочка, пирог – пирожок.
Словосочетание: газированная вода.
Связная речь
Диалогическая речь (готовые модели):
- Какое у тебя любимое блюдо?
- Я люблю пельмени.
- Какое блюдо ты умеешь готовить?
- Я могу сварить суп.
Предварительный просмотр:
Давайте знакомиться!
Предметный словарь: ученик, учитель, учительница, ученица.
Словарь местоимений: он, она, они.
Связная речь. Простое предложение.
- Кто он? - Он - ученик.
- Кто она? - Она ученица.
- Кто они? - Они ученики.
- Кто это? - Это - ученик.
А это кто? - Это – ученики?
- Что это? - Это - линейка.
А что это? - Это – линейки.
Предварительный просмотр:
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
Новая лексика
а) Предметный словарь: осина, клён, дуб, липа, ель, сосна, берёза, рябина, корень, ствол, ветка, лист, плод.
б) Множественное число: ствол - …, ветка - …, лист - …, плод - … .
Связная речь
Текст рассуждение:
- Чем эти деревья различаются?
- У них разные… .
- Чем они похожи?
- Одинаковые … .
Грамматика
Общая часть слов: лист, листок, листья, листопад, лиственный.
Словообразование: лист клёна – кленовый лист.
ЛИСТ | Картинки листьев: |
рябины | |
дуба | |
берёзы | |
осины | |
липы |
Связная речь
У деревьев есть корень, листья, стебель. Стебель толстый и крепкий. Его называют – ствол. Ещё у деревьев есть ветки. Весной деревья цветут, а осенью дают плоды.
корень ветви лист
ствол
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Новая лексика
- Предметный словарь: мордочка, усы, глаза, уши; лапы, когти, хвост. Разобрать на примере кота или собаки (показать картинку)!
- Множественное число: нос – носы; хвост – хвосты; глаз – глаза; ухо – уши.
- Текст – описание (по вопросам):
- Опиши собаку (кошку): кто это; какая; что делает?
- Текст – повествование: «Мой любимый щенок»; «Мой любимый котёнок». Можно на примере игрушки, картинки! Картинка любая!
Домашние животные – корова, свинья, коза, овца, лошадь, собака, кошка. Уметь называть детёнышей!
Отгадать и выучить загадки
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
***
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
***
Живёт под крыльцом,
И хвост кольцом.
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Новая лексика
а) Предметный словарь: глаза, клюв; туловище, лапы, крылья.
б) Глагольный словарь: плавает, кудахчет, ныряет, крякает.
в) Множественное число: глаз – глаза; клюв - …; лапа - …; крыло - … .
Грамматика
а) Словообразование: дом, домашний, домик, домовой.
б) Словосочетания:
утка (что делает?) …
курица (что делает?)…
гусь (что делает?)…
Это утка. Это курица. Это гусь.
Образец текста:
Это утка. Тело утки покрыто перьями. Она хорошо плавает. Утка несёт яйца.
Предварительный просмотр:
В школе
Новая лексика
Предметный словарь: библиотека, столовая, спортзал, кабинет, учительская, раздевалка, компьютерный класс, класс музыки, медпункт, актовый зал.
Словарь местоимений: я, ты, мы, вы, мой, твой, наш.
Глагольный словарь: писать, рисовать, читать, чертить.
Связная речь.
Простое предложение: Это мой класс. Это твой класс. Это наш класс. Это ваш класс.
Дайте полные ответы на вопросы.
- Что делают в раздевалке?
- Что делают в библиотеке?
- Что делают в столовой?
- Что делают в спортзале?
- Что делают в классе музыки?
- Что делают в медпункте?
- Что делают в актовом зале?
Составить рассказ из 4 – 5 предложений: «Моя школа».
Предварительный просмотр:
ОСЕННИЕ РАБОТЫ В САДУ, ОГОРОДЕ,
НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ
Новая лексика
Глагольный словарь: копает – копают; собирает – собирают; сгребает – сгребают.
Грамматические конструкции
Творительный, винительный падежи:
Копать | ЧЕМ? | Картинки |
Лопата | ||
Сгребать | Грабли | |
Собирать | ЧТО? | Листья, овощи, фрукты
|
КУДА? (ВО ЧТО?) | Мешок, ведро, корзины
|
Связная речь
Рассказ
На огородах начали убирать овощи. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом – лук в бумажных рубашках. Потом – бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ! Каждый овощ ещё раз показать детям. Можно воспользоваться интернетом. Это необходимо для повторения и зрительного восприятия. На уроке все овощи были показаны.
Предварительный просмотр:
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Связная речь
Деревья и кустарники приносят много пользы. Деревья очищают воздух. Многие деревья и кустарники – это лекарственные растения.
Из дерева делают мебель, бумагу для книг и тетрадей.
Береги кустарники и деревья.
Продолжи
Шкаф (какой?)… | Стулья (какие?)… | |
Парта (какая?)… | Весло (какое?)… |
Текст – рассуждение: - Расскажи, почему надо охранять лес?
ЛЕС | лесная | поляна |
лесная | тропинка | |
лесной | родник | |
лесное | озеро | |
лесные | ягоды |
Назови общую часть слов: лес, леса, лесной, лесник, перелесок.
- Лесник - работник лесного хозяйства; лесной сторож. Толковый словарь Ожегова.
- Перелесок – узкая полоска леса.
В ЛЕСУ НЕЛЬЗЯ!!!
|
Предварительный просмотр:
ПРИЗНАКИ ОСЕНИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Лексика
Многозначные слова: лист (бумаги, растения)
Грамматика
Словообразование: лист, листья, листик, листочки, листопад.
Словосочетания: ранняя осень; поздняя осень.
Связная речь
Диалогическая речь (ответы на вопросы):
- Какая осень в этом году?
- В этом году поздняя осень (пример ответа)
- Почему ты так решил?
- Листопад начался только в октябре.
ВНИМАНИЕ! Если осень ранняя, то ответы будут другие.
Предварительный просмотр:
ПРИЗНАКИ ОСЕНИ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Новая лексика
Предметный словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Словарь наречий: облачно, солнечно, пасмурно, жарко, тепло, прохладно, холодно.
Грамматические конструкции
Словосочетание: осенние месяцы.
Родительный падеж:
НЕТ | ЧЕГО? | Условные обозначения: дождь, ветер, солнце, снег. |
ИДЁТ | ЧТО? | Условные обозначения: дождь, снег. |
ДУЕТ | Условные обозначения: ветер. | |
СВЕТИТ | Условные обозначения: солнце. |
УТРО | КАКОЕ? | Дождливое, пасмурное, прохладное. (Цветовое выделение окончаний.) |
ДЕНЬ | КАКОЙ? | - ый, - ый, - ый |
НОЧЬ | КАКАЯ? | - ая, - ая, - ая |
Предварительный просмотр:
Пришкольный участок
Новая лексика
Предметный словарь: клумба, стадион, вход, грабли, дерево, куст, забор, лавка, ведро.
Множественное число: клумба – клумбы; дерево – деревья; куст – кусты; лавка – лавки; ведро – вёдра.
Глагольный словарь: бежит – бегут; идёт – идут; сидит – сидят; входит – входят; выходит – выходят; убирает – убирают.
Грамматические конструкции
Родительный падеж: Это стол. Нет чего? Нет стола.
Связная речь
Диалогическая речь (готовые модели):
- Кто это?
- Это Аня.
- Кто она?
- Она ученица.
- Это ваша школа?
- Да, это наша школа.
- Нет, это не наша школа.
- Это ваш класс?
- Да, это наш класс.
- Нет, это не наш класс.
- Это ваш учитель?
- Да, это наш учитель.
- Нет, это не наш учитель.
Предварительный просмотр:
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Это лошадь. Тело лошади покрыто короткой шерстью. У лошади длинный хвост. Ноги у лошади стройные, длинные и крепкие. Питаются лошади сеном и овсом.
Это – корова, крупное домашнее животное. У коровы большая голова. На голове у коровы небольшие уши и загнутые рога. Тело коровы покрыто короткой шерстью. У коровы длинный хвост с кисточкой на конце.
- Какое слово повторяется в рассказе?
- Какими словами можно заменить это слово?
- Давай поставим эти слова в рассказ и прочитаем вместе ещё раз.
Образец: «Детёныши животных»
У коровы – жеребёнок. У кошки – котёнок.
У овцы – ягнёнок. У козы – козлёнок.
У собаки – щенок. У свиньи – поросёнок.
Предварительный просмотр:
РАБОТНИКИ ШКОЛЫ
Новая лексика
Предметный словарь: завуч, уборщица, врач, психолог, логопед, повар, учительница.
Глагольный словарь: был, стал, будешь.
Словарь наречий: наверху, внизу, здесь, слева, сзади.
Грамматические конструкции
Словосочетания: директор школы, учитель физкультуры, учитель музыки, медицинская сестра.
Связная речь
Диалогическая речь (готовые модели):
- Где учительница?
- Она в классе.
- Что она делает?
- Она учит детей.
Предварительный просмотр:
УГОЛОК ПРИРОДЫ В ШКОЛЕ
Новая лексика
Предметный словарь: кактусы, фиалки, герань, фикус, алоэ; корень, стебель, лист, цветок; аквариум, рыбки, черепахи, ящерицы; кролик, ёж, хомячки, мышь, крыса, белка.
Связная речь
а) Диалогическая речь (ответы на вопросы):
Какие комнатные растения есть в вашей школе? (на уроке повторили названия растений и посмотрели)
А у тебя дома?
б) Текст – описание (по готовой наглядной опоре). Выбрать любое растение.
Кактус Фиалка Герань
Грамматические конструкции
Словосочетания: учебные пособия; морские свинки; живой уголок.
Картинки: | Живут (где? в чём?) | Картинки: |
«Рыбки» | «Аквариум» | |
«Птицы» | «Клетка» |
Картинка «Мальчик» | Картинка «Девочка» | |
Я | кормил | кормила |
Ты | кормил | кормила |
Он (она) | кормил | кормила |
Мы | кормили | |
Вы | кормили | |
Они | кормили |
Диалогическая речь (готовые модели):
- Ты вчера поливала цветы?
- Нет, не поливала.
- Это плохо. Земля сухая. Полей, пожалуйста, сегодня.
Предварительный просмотр:
ФРУКТЫ
Новая лексика
Множественное число:
груша – груши;
апельсин – апельсины;
лимон – лимоны;
яблоко – яблоки;
слива – сливы.
Грамматика
Словообразование: яблоко, яблоки; яблоня, яблоневый.
Фрукты различаются по цвету, форме, величине.
Какое, какая, какой?
- яблоко
- груша
- лимон
- апельсин
- слива.
Сок (какой?)
|
По схеме выше ответить на вопрос: варенье (какое?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
Тематические карты по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи. 1 класс
Данные карточки были разработаны для учащихся 1 класса имеющих тяжелые нарушения речи, с целью отработки и закрепления пройденного материала в домашних условиях....
Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях внедрения Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования"
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....
"Развитие навыков словообразования как средство обогащения словаря у детей с общим недоразвитием речи"
Логопедическая работа по формированию навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает системный, комплексный, поэтапный характер....
Особенности психологического развития детей с общим недоразвитием речи
Психологическое развитие детей с ОНР имеет свои особенности. В данной статье подробно рассмотрен вопрос особенностей психологического развития детей с ОНР....
Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...