Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение". 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка по теме "Глагол. Обобщение" для 3 класса. В архиве представлен конспект, презентация, музыкальный отрывок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol_povtorenie_17.05.19.pptx | 835.94 КБ |
urok_konspekt_17.05.19.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Глагол. Обобщение, закрепление» Цель урока: Систематизировать знания о глаголе
я мы ты вы он она оно они
Уб ..жит , прин ..сёт , расск .. зал, п ..сал , од .. вает , т ..чёт , в.. зёт, зах .. дил , уп ..дёт. е е а и е е е о а Наст.вр . о девает течёт везёт Прош.вр . рассказал писал заходил Буд.вр . убежит принесёт упадёт
Физминутка 1 ряд – прош.вр . 2 ряд – наст.вр . 3 ряд – буд.вр .
Идёт быч о к , к а ч а ется , вз дыхает на х о ду.
Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу. гл . сущ . гл . гл . сущ . пред. ( Повеств ., невосклиц ., простое, распр.)
Идёт, к ачается, вздыхает – наст.вр ., ед.ч., 3 лицо, сказуемое.
Послушаем сказку «Сила любви»! Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: " Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: " Не верю". Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь". Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она , как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно , жить без нее не может".
«Автомобиль знаний» (Не)взял, ( не) навидит , ( не )было, ( не) годовать , ( не )слушать, (не)мог,(не)делал, (не) доумевал . «Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт НЕ слитно НЕ раздельно
«Оживи картинку» ………долгожданная весна . ……яркое солнце. ……… снег. …….веселые ручейки . С юга ……… птицы . 1 ряд – наст. вр . 2 ряд – буд. вр . 3 ряд – прош . вр .
1 ряд – наст . вр . Наступает долгожданная весна . Светит яркое солнце. Тает снег. Бегут веселые ручейки . С юга прилетают птицы. 2 ряд – буд. вр . Наступит долгожданная весна . Засветит яркое солнце. Растает снег. Побегут веселые ручейки . С юга прилетят птицы. 3 ряд – прош . вр . Наступила долгожданная весна . Засветило яркое солнце. Растаял снег. Побежали веселые ручейки . С юга прилетели птицы.
Задание «Я грамотей» В школе я …..
Домашнее задание по русскому языку Выберите задание по своим силам и выполните в рабочей тетради 1 уровень (на оценку «3»). Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов. Образец: Не приготовишь еды – не поешь. Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. 2 уровень (на оценку «4»). Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать котенок. 3 уровень (на оценку «5»). - Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов. - (ИЛИ) Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения во время летних каникул.
СИНКВЕЙН 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
1. Глагол 2. Живой, яркий. 3. Работает, знает, говорит 4. Важная часть речи 5. Действие
1. Глагол 2. Деятельный, трудолюбивый 3.Обозначает, изменяется, действует 4. Глаголы делают речь живой 5. Действие
Самооценка На уроке я работал активно - пассивно Своей работой на уроке доволен – не доволен Урок для меня показался коротким – длинным За урок я не устал - устал Моё настроение стало лучше – стало хуже Материал урока мне был понятен – непонятен полезен – бесполезен интересен – скучен лёгким – трудным
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме «Значение и грамматические признаки глагола. Обобщение»
Цель урока: систематизировать знания о глаголе, как части речи.
Тип урока. Урок повторения.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
- Садитесь те, кто родился зимой!
- Садитесь те, кто родился весной!
- Садитесь те, кто рожден в летний зной!
- И те, кто родился осенней порой!
Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным...)
- А какими должны быть вы во время урока? (Активными, внимательными, думающими.)
- Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? (да) Я рада
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.
а) Звучит музыка Шопена «Весенний вальс»
- Давайте послушаем музыкальный отрывок, настроимся на плодотворный урок. Автор музыки Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор, пианист.
– Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться, любоваться, мечтать)
– Слова, какой части речи вы называли? (глаголы)
- Сформулируйте тему урока (Глагол)
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас? (НЕТ) А что вы уже знаете о глаголе? (время, лицо, число…)
2. Формулирование цели урока | - Посмотрите на доску, перед вами ключевые слова урока (время, лицо, число, род). | Повторить грамматические признаки глагола |
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
3. Минутка каллиграфии | На минутке чистописания запишите слова: Я мы - 1 лицо Ты вы - 2 лицо Он она оно они - 3 лицо - Что это за слова? И почему мы их пишем сейчас? Как они связаны с темой нашего урока? | Местоимения, которые помогают определить лицо глаголов (в наст. и буд. времени) |
Обменяйтесь тетрадями, оцените друг друга (насколько красиво, аккуратно выполнена работа)
- Ребята, чему учились в этом задании? (писать красиво, оценивать друг друга)
4. Следующее задание нужно выполнить в группах.
Какая работа предстоит? (Работа в группах)
Внимательно рассмотрите предложенную схему. Попробуйте сформулировать задание. (Вписать недостающие слова, чтобы получился рассказ о глаголе).
- Как мы называем эту схему иначе? (Кластер)
- Выберите представителя от группы, который расскажет о глаголе. Все остальные ребята внимательно слушают и сигнализируют карточками (согласны или нет) 2-3 выступающих.
Вывод:
- Какой вывод можем сделать после выполненного задания? Чему учились? Что получилось? (учились составлять рассказ о глаголе, работать в группе).
- Даша (Маша), как считаешь, все ли участники команды работали в полную силу, дружно?
5.Языковая разминка | Прочитайте слова, какие задания можно выполнить? (безуд). Как можно сгруппировать эти слова? Запишите в тетрадь | Записывают слова по группам, доказывают, что выписали слова именно в том времени, которое требовалось Уб..жит, прин..сёт, расск..зал, п..сал, од..вает , т..чёт, в..зёт, зах..дил, уп..дёт. |
- Чему учились? (Различать времена глагола)
6. ФИЗМИНУТКА
- Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте отдохнем, но наша физминутка будет продолжением урока. Слова какой части речи для нас сейчас очень важны? (Глаголы)
Предлагаю продолжить закрепление знаний о временах глагола. Я буду предлагать называть разные формы глагола, а вы будете вставать с места.
Если назову фору прошедшего времени – встает первый ряд,
Настоящего – второй ряд
Будущего – третий ряд.
- Готовы?
Рисует, молчал, улыбается, расскажет, подсказал, вижу, убежал, радоваться, мечтаю, сияло, помогу, люблю, покажет, позвонит, решил, думать, ходим, гудит, трещал, пройдет, прилетают.
- Какие молодцы! Продолжаем работать
7. Обобщение знаний по теме
- Кто помнит, на каком месте по употреблению в речи стоит глагол?
(на втором, после им.сущ.)
- А почему? (глагол помогает сущ. двигаться)
Все вы знаете игру «Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, расскажи, кто ты будешь такой?»
Сейчас ко мне выйдут 3 человека, выбирайте карточку, на ней обозначено действие, которое вы должны показать, остальные отгадывают (идёт, качается, вздыхает)
Трое учащихся показывают действия, остальные должны угадать, что они делают
- Может быть, вы узнали детское стихотворение, из которого эти слова?
(А.Барто, «Идёт бычок качается») .
- Запишем строчку из этого стихотворения. Сверьте написанное с тем, что на доске.
- Предположите, какое задание нужно выполнить? (Разбор предложения)
Выполним разбор.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.(повест., невоскл, простое, распр,)
На доске и в тетради (самопроверка) Оценка на полях
- Чему учились? (разбирать предложение, оценивать) Ребята, кто за это задание поставил себе 5? А кто 4? Молодцы!
Дадим характеристику глаголам.
Даю минутку. Маша - с места, остальные слушают, если согласны – зеленая карточка, нет – красная. Проверка на доске. Оценивание на полях
- Чему учились, выполняя это задание? (давать характеристику глаголу) Кто справился с заданием без труда? У кого были сложности? Какой вывод делаем? Нужно больше тренироваться, учиться характеризовать глагол.
- Глагол упрямая часть речи, которая может устраивать нам ловушки в виде орфограмм. Про одну из них даже есть сказка.
Послушаем сказку «Сила любви»!
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.
Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!"
И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом.
Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может".
- О какой орфограмме идет речь? (не с глаголами пишется раздельно кроме слов, где без не не употребляется)
«Погрузите» каждое слово в подходящий для него транспорт
В первый столбик слитно, во второй раздельно.
(Не)взял, (не)навидит, (не)было, (не)годовать, (не)слушать, (не)мог,(не)делал, (не)доумевал
- Еще одна орфограмма вам знакома. Давайте мы ее вспомним, прочитав шутки-прибаутки.
Как работаем с такими словами? (ставим к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то в глаголе стоит, если в вопросе нет ь знака, то и в глаголе нет)
Шутки – прибаутки
Что хочется мальчикам?
Мальчикам хочет ся драт ся,
с утра и до ночи купат ся,
в грязи поминутно валят ся
и в разных железках копат ся.
Что хочется девочкам?
Хочет ся им наряжат ся,
конфетами объедат ся,
с подружками пошептат ся
и в брошках-серёжках копат ся.
Самостоятельная работа.
- А теперь я предлагаю вам стать художниками слова.
- Кого так называют? (писателей, поэтов)
«Оживи картинку». Посмотрите, чего не хватает в нашем тексте?
Вставьте в текст 1 ряд – прош.вр.
2 ряд – наст.вр.
3 ряд – буд.вр.
………весна. ……яркое солнце. ……… снег. …….ручейки. С юга ……… птицы.
Запишите получившийся текст, но, пожалуйста, оставьте место для названия.
Названия?
Прошедшее время – Наступила весна.
Настоящее – Весна
Будущее время – Скоро весна.
- Ребята, в каком тексте картина получилась более живая? (Настоящее время.)
Обменяйтесь тетрадям, проверьте правильность выполнения задания, оцените партнера, оценку поставьте на полях. Вернули тетради обратно. Ребята, кто поставил оценку 5? 4?
- Чему учились? (Подбирать нужные глаголы для текста, использовать глаголы в нужной форме, проверять, оценивать).
8. Оцените свою работу за урок.
Посмотрите на накопленные оценки в тетради, выведите общую оценку.
Потом я выставлю вам свою оценку.
Задание «Я грамотей» Слайд
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Начнём со слов: В школе я ……(запись в тетрадь)
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
9. Д/з будет по карточке, где вам нужно выбрать задание по своим силам, выполняем в рабочей тетради.
10. – И вот, мы подошли к последнему этапу нашего урока – подведению итога.
– Вспомните тему урока (Глагол)
- Какую цель мы ставили (закрепление знаний о грамматических признаках глагола)
- Предлагаю поработать с синквейном (в группах)
- Напомните, пожалуйста, что такое синквейн, из какого языка пришло к нам это слово? (франц, пятистишье без рифмы)
СИНКВЕЙН - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Найдите на парте форму синквейна, поработайте в группах.
Проверка
1. Глагол
2. Живой, яркий.
3. Работает, знает, говорит
4. Важная часть речи
5. Действие
1. Глагол
2. Дивный и прекрасный
3. Улыбается, смеется, хохочет
4. Без него и шагу ступить нельзя
5. Выполнение
1. Глагол
2. Деятельный, трудолюбивый
3.Обозначает, изменяется, действует
4. Глаголы делают речь живой
5. Действие
- Замечательно! С этим заданием отлично справились все группы.
11. Рефлексия.
- Чем же мы занимались сегодня на уроке?
Отвечать можно только, используя глаголы (думали, играли, смеялись, трудились…)
- Как вы считаете, хорошо ли мы поработали все вместе? А вы лично? Чью работу вы бы отметили особо?
- Ребята, чтобы дать оценку уроку, своему настроению я прошу обратить внимание на доску.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-ем классе по теме "Обобщение и систематизация ЗУН по теме "Состав слова"
Урок русского языка в 3 классе по теме « Обобщение и систематизация ЗУН по теме: состав слова», образовательная программа «Школа 2100». Цели урока: 1....
Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"
Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...
Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное, обобщение". 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25165-20...
Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Обобщение изученного материала о предложении"
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение изученного материала о предложении.Цели:обобщить полученные знания о предложении;развивать умение составлять предложения,находить в них главные члены,о...
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)
На примере урока русского языка хотелось показать, как эффективно можно использовать групповую работу на разных этапах урока. Разнообразие форм работы на уроке позволяет повысить интерес к предмету, м...