Возвратные глаголы
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.
2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 22.01 КБ |
vozvratnye_glagoly.ppt | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: Тема: Возвратные глаголы.
Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.
2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
- Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.
- Ребята, как ваше настроение сегодня? От чего зависит настроение человека?
- Как вы считаете, что должен соблюдать каждый человек, чтобы все успевать сделать и не переутомляться? (режим дня) (слайд 1)
- Расскажите, как проходит ваше утро? Что вам предстоит сделать, проснувшись? (потянуться, умыться, одеться, причесаться, собраться, отправиться, улыбнуться и начать занятие.)
- На каждый вид деятельности отведено свое время. Вовремя нужно вставать и ложиться спать, принимать пищу, делать уроки, отдыхать.
- Режим дня – это залог здорового образа жизни. Человек всегда должен планировать свою деятельность. Тогда не возникнет непредвиденных ситуаций, и день пройдет успешно, а вы будете чувствовать себя прекрасно.
- Наш урок не исключение, он запланирован на сегодняшний день. Вы многому уже научились, поэтому работать будем в привычном темпе.
II. Актуализация знаний.
- С какой части речи мы начали урок, перечисляя свои действия утром?
- Случайно ли это? Нет .
Сегодня мы продолжим говорить о части речи….
- Открываем тетрадь, пишем число, классная работа
2.Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск ,возвр.фСЛАЙД.
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое, возвратность.).( повесить на доску)
- А как по вашему, что может обозначать возвратность глагола.?
-Хотите узнать?
-вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.
1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2) 1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2)
Встр .чать, подк . тить , обм .нять, см . треть,св . рить, ум.ваться.
-Объясните правописание пропущенных гласных. Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании этих слов? (правописание безударных гласных в корне)
- Слова какой части речи записали? (глагол)
- Что объединяет эти слова?(неопред форма)
-В какой форме они стоят? (неопределенной форме)
- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?
-На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам? (совершенным и несовершенным видом)
Задание: Запишите эти глаголы, разбив на две группы.(работа в парах)
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать Смотреть | Обменять Сварить Подкатить Умыться |
-А еще по какому признаку?
- Изучение нового материала.
- Выявление места и причины затруднения.
Давайте запишем этот глагол и сделаем разбор по составу.(ученик у доски) В чем особенность этого глагола? Умыться . (к нему присоединился слог ся)
первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)
– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)( подчеркнуть)
Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
Сейчас поработаем над лексическим значением этого слова. Что обозначает слово купать? Купаться (купать себя)( слайд )
Молодцы! Давайте возьмем еще один пример.
Например ( слайд…) Расчесывать- Расчесываться
Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?
(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) я обращаю ваше внимание на слово возвращаются. Значит, как можем назвать эти глаголы? (возвратные) (повесить лист) наша тема урока: возвратные глаголы
Цель:познакомить с понятием возвратные глаголы, правильно писать слова
- Реализация проекта.
- Как образуется данный тип глагола? (Слайд 5)
- Скажите, можно ли записанные нами глаголы превратить в глаголы, подобные умываться?
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать - встречаться Смотреть - смотреться Умываться | Обменять - обменяться Сварить - свариться Подкатить - подкатиться |
- Сделайте это через черточку с данными глаголами.
- Чем отличаются слова в каждой паре?
Сравните эти глаголы. (Слайд 6)
- Каков характер действия новых глаголов? (Направлено на себя).
- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)
- Какую смысловую нагрузку несёт -ся? (действие возвращается на себя)
- Как назвали такизглаголы?посмотреть!!!!!!
- В русском языке их называют возвратные!
- Вывод (Слайд 8)
Новый тип глаголов называется возвратные глаголы. Они образуются при помощи –ся и обозначают действие, направленное на себя.
ФИЗМИНУТКА
Если я называю возвратный глагол – вы приседаете, если другой – поднимаетесь на носочки.
(плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать)
- Чтение правила? (стр.102)
- Первичное закрепление
Упражнение 211. Самостоятельная работа.
- Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются возвратными?( глаголы с суффиксом – ся называются возвратными)
Проверка. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали
- Самостоятельная работа. (Слайд 9)
Работа в группах. Задание:
Замените фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратный. Составьте предложение с одним фразеологизмом.(групповая работа)
- Душа в пятки ушла – испугаться
- Совать нос – вмешиваться
- Навострить уши – прислушаться
- Покатиться со смеху - засмеяться
Если затрудняетесь, то можно воспользоваться фразеологическим словарем.
(Варианты обсуждаются).
- Что помогло образовать глаголы? (-ся).
- Какое правило использовали при написании возвратных глаголов неопределенной формы?
VII. Включение в систему знаний
- Работа с отрывком из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр» (Слайд 10)
- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить.
Слайд 11.Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).
Слайд 12. Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
-Кто автор этого стихотворения?
- К чему призывает нас Чуковский?
- Какие глаголы использует автор?
- Почему к ним не присоединился глагол нырять?
Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать)
- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)
- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)VIII. Рефлексия
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Вернемся к началу урока: о чем мы говорили? Какие глаголы употребляли? (Слайд 12)
Урок наш тоже был построен по плану, мы поставили цель и в конце получили результат.
- Оцените свою деятельность на уроке: (Слайд 13)
Я узнал о … и могу…
Я узнал о …, но затрудняюсь …
Я не понял изучаемый материал и …
Задание на дом: составьте свой режим дня с указанием времени, употребив возвратные глаголы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Режим дня – залог здорового образа жизни! Проснуться Потянуться Умыться Одеться Расчесаться Собраться Отправиться (в школу)
Глаголы неопределенной формы Несовершенный вид Что делать? Совершенный вид Что сделать? Встречать Смотреть Обменять Сварить Подкатить умыться
Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Встр . чать, подк . тить, обм . нять, см . треть, св . рить, ум ться. е е а а о ы
Лексическое значение глаголов Купать - Купать ся
Расчесывать Расчесывать ся С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? Какую смысловую нагрузку несет -ся? Как бы вы назвали такие глаголы?
Темаурока: «Возвратные глаголы»
Глаголы неопределенной формы Несовершенный вид Что делать? Совершенный вид Что сделать? Встречать Смотреть Обменять Сварить Подкатить умыть ся - встречать ся - смотреть ся - обменять ся - сварить ся - подкатить ся
Возвратные глаголы Что обозначают возвратные глаголы? Действие , направленное на себя . Как образуются? При помощи суффикса -ся Как пишутся возвратные глаголы в неопределенной форме? С мягким знаком перед -ся. торопит ь ся
Замени фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами. Душа в пятки ушла – Совать нос – Навострить уши – Покатиться со смеху - испугаться вмешиваться прислушаться засмеяться
Назовите автора и произведение Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, В ванне и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде!
Ушат
Режим дня – залог здорового образа жизни! Проснуться Потянуться Умыться Одеться Расчесаться Собраться Отправиться (в школу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 кл. по теме "Возвратные глаголы" (Система Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Возвратные глаголы" по системе Л.В. Занкова...
Технологическая карта урока русского языка для 4 класса на тему "Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа".
Урок по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Н.В. Нечаева. В соответствии с ФГОС. С приложениями к уроку....
Правописание возвратных глаголов.
Цели деятельности учителя: познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать. Планируемые результаты: Личностные:· по...
Открытый урок в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" ...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"
Презентация к уроку ...
Урок русского языка в 4 классе в технологической карте "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" по ФГОС
Технологическая карта урока ...
Возвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.
для дистанционного обучения...