Технологическая карта урока русского языка для 4 класса на тему "Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по системе Л.В. Занкова. Автор учебника - Н.В. Нечаева. В соответствии с ФГОС. С приложениями к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Савченко И.Ф.,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №7»,
г. Батайск Ростовской области
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа»
Тип урока: | Урок введения новых знаний |
Авторы УМК: | Н.В. Нечаева («Система Л.В. Занкова») |
Цели урока: | Формирование умения применять правило правописания Ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишься). |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
- безошибочно писать окончания глаголов 2-го лица ед. числа; -обобщать правила правописания Ь у существительных и глаголов; - определять грамматические признаки глаголов – число, время, лицо (в наст. и буд. времени); 2) развивающие: - умение планировать, контроль, коррекция и оценка деятельности в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (регулятивные УУД); - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, учебную проблему, умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию (познавательные УУД); - умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять взаимный контроль, адекватно использовать речь для регуляции деятельности (коммуникативные УУД); 3) этическое оценивание содержания текстов, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, адекватно воспринимать оценку учителя, товарища (личностные УУД). |
Оборудование: | ПК, интерактивная доска. |
Образовательные ресурсы: | Компьютерная презентация урока, на доске на магнитах карточки со словами для группировки, перевёрнутые карточки с названиями групп, у детей карточки для работы с текстом, листы самооценки. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
I. Организационный момент. | Учите русский – годы к ряду. (Сабир Абдулла, узбекский поэт) | Ученики настраиваются на работу. | |
II. Актуализация знаний. | - Ребята, вам нужно распределить слова, которые видите на доске, на 2 группы. печ… несёш… мощ… доч… помощ… помоч… прощаеш… - У кого появилась идея, как распределить слова на группы? Пожалуйста, поднимите руки. Хорошо. Можете начинать выполнение задания. - На какие группы разделили данные слова? - Назовите существительные и расскажите об их написании. - Всегда ли после шипящих у существительных пишется Ь? - Назовите глаголы и скажите, как вы их написали. (Если дети не скажут сами, обратить внимание детей на то, что слово «печь» можно записать в обе группы). - Возьмите лист самооценки и оцените своё умение делить слова на группы по общему признаку. | Дети самостоятельно делят слова на 2 столбика: сущ. и глаголы. Дети поднимают руки. Сущ. и глаголы. Сущ. 3 склонения, пишутся с Ь на конце. Нет, у сущ. 1 и 2 склонения Ь не пишется. У глаголов на конце после шипящих всегда пишется Ь. | Умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение (правила правописания Ь у существительных и глаголов), классификация. Оценка деятельности (самооценка). |
III. Введение нового. | - Теперь распределите глаголы на 2 группы по форме. Назовите группы. печь несёшь помочь прощаешь (Учитель прикрепляет карточки Глаголы, неопр. ф., форма 2 л. ед.ч.) - В какую группу можем добавить глагол прощаеш?ся (новая карточка в руках учителя, вопрос задавать интригующе). - Чем он отличается от глаголов этой группы? - Что можете сказать о правописании Ь у глаголов с постфиксом –ся? (Помогать детям улыбкой, кивками головы.) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая общее, что есть в словах во 2 группе и орфограмму. (Тема урока появляется на интерактивной доске: «Правописание Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа (с постфиксом и без него)») - Сформулируйте в парах цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске: Учиться находить …, применять правило … - Возьмите лист самооценки и оцените своё умение формулировать цель урока. | Дети делят глаголы на 2 группы устно, дают названия группам, учитель делает на доске манипуляции с карточками. Форма 2 л. ед. числа. Есть постфикс –ся. У глаголов в форме 2 л. ед. числа с постфиксом –ся в окончании также пишется Ь. | Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, учебную проблему, умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом. Умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять взаимный контроль. Оценка деятельности (самооценка). |
IV. Работа по теме урока.
| - А теперь возьмите карточку на своей парте. Найдите задание №1. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно. - 1 ученик пойдёт к интерактивной доске с выполненным заданием и подчеркнёт те же слова для проверки. - Все ли слова нашёл ученик? (Всего их было 5: умываешься, закончишь, поешь, представляешь, захватишь). - Все ли слова с нужной орфограммой? - Докажи, почему подчеркнул слово ….. - А это слово? - Возьмите лист самооценки и оцените своё умение находить слова с заданной орфограммой. | Дети читают текст, находят и подчеркивают в нем слова с орфограммой «Правописание Ь в окончаниях глаголов 2 л. ед. числа». Желательно вызвать ученика, который допустил какую-нибудь ошибку. Дети доброжелательно указывают на пропущенное слово, при этом хвалят ученика за правильно найденные слова.) | Умение находить в тексте слова с заданной орфограммой. Адекватно использовать речь для регуляции деятельности. Оценка деятельности и самооценка. |
| - А теперь откройте учебник на стр. 50. Найдите упр. №340. Прочитайте самостоятельно задание. Объясните, что нужно сделать в этом упражнении. - Один ученик будет выполнять часть упражнения на доске, затем вы продолжите выполнение по образцу. (Дети пишут: Решу – решишь, прибегу – прибежишь, приведу – приведёшь, брожу – бродишь, пою – поёшь, учусь – учишься.) - Проверим написанное. Прочитайте пары глаголов. А теперь сверьте написание по интерактивной доске. - Возьмите лист самооценки и оцените своё умение находить заданной формы и правильно записывать в другой форме. | Найти глаголы 1 лица ед. числа, выписать их, рядом записать этот глагол в форме 2 лица ед. числа. Выделить окончания. Далее самостоятельно находят 4 глагола и заканчивают выполнение упражнения. | Определять грамматические признаки глаголов – число, время, лицо (в наст. и буд. времени). Безошибочно писать глаголы 2 л. ед. числа. Контроль, коррекция деятельности. Оценка деятельности (самооценка). |
| Песня с движениями «Если нравится тебе, то делай так..» | ||
| - А теперь откройте учебник на стр. 52. Найдите упр. №340. Прочитайте слова, записанные парами. Что можете о них сказать? - Одинаковое ли у них лексическое значение? -А теперь прочитайте задание к упражнению. Поднимите руки, кто бы хотел составить не словосочетания, а предложения (учитель предоставляет возможность выбора уровня сложности задания). - Итак, проговорите план своих действий. - Инструкция по самопроверке – на слайде:
- Внесите следующие баллы в лист самооценки за умение составлять предложения или слова. | Однокоренные слова (прощаешь-прощаешься, переписываешь- переписываешься, выбираешь-выбираешься), различаются наличием или отсутствием постфикса -ся. 1.Составить словосочетания или предложения. 2.Выделить окончания данных глаголов. 1 ученик читает записанные словосочетания (учитель корректирует, если составлена грамматическая основа), еще 1 ученик - предложения | Различать предложение, словосочетание. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценка деятельности (самооценка). |
| - Прежде чем начнем выполнять следующее задание, прочитайте пословицы и текст. Вы поняли, что это продолжение истории про Аню и Иру? Сформулируйте задание к тексту. - А теперь выполните это задание самостоятельно. - Назовите тему текста (Дружба). - У вас в жизни были подобные ситуации? Вам случалось поддерживать больного друга, помогать ему? | Вставить пропущенные буквы и слова (используя слова для справок), подобрать пословицу к тексту (из двух предложенных перед текстом) и поставить №п/п, чтобы получился связный рассказ (т.е. догадаться, сто сначала идёт рассказ, потом одна пословица как вывод). Дети кратко приводят примеры из своей жизни. | Анализировать учебный материал с целью организации собственной деятельности. Этическое оценивание содержания текстов, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей |
V. Обобщение. | - Начинаем проверку. Какие знания вам помогли выполнить это задание? (Дети называют слова и орфограммы в них, объясняют. Объясняют выбор и место пословицы.) - Итак, научились вы применять правило правописания Ь у глаголов 2 лица ед. числа? Цель урока достигнута? Поставьте себе отметку за эту работу сами (нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок -3). - И теперь попробуйте выполнить тест, обобщающий все ваши знания, полученные по этой теме за 3 урока. (Озвучиваются правильные ответы, ставится плюс за каждое правильно выполненное задание.) | Обобщение знаний по изученным орфограммам. Оценка деятельности (самооценка). | |
VI. Подведение итогов урока. | - Я ставлю за урок …. | Оценка деятельности. | |
VII. Общее впечатление за урок. | - Урок наш подходит к концу. Возьмите свои оценочные листы. Поставьте последний балл и подведите итог своей работы за урок. Жду ваших отзывов за урок. - А теперь выберите смайлик настроения: очень доволен собой – поднимите улыбку (смайлик), мог бы и лучше, надо ещё постараться – не улыбающееся лицо, не понравилась собственная работа на уроке, не старался – грустное лицо. Покажите свои «мордашки» мне и друг другу. Спасибо всем за работу. Д/З: упр. 343 | На слайде: Себя я могу похвалить за … Я понял, что … Эти знания мне пригодятся … | Оценка деятельности (самооценка). |
Приложение 1. Карточки-задания
Задание 1. Найди в тексте и подчеркни карандашом слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа».
Ночь прошла. Наступило дождливое летнее утро. Проснувшись, Аня потянулась и встала с постели. Потом она размялась, заправила постель и пошла в ванную. Услышав, что дочь уже встала, мама спросила:
- Ты уже умываешься? Как закончишь, иди на кухню, поешь овсяной каши.
Вскоре Аня с мамой сели завтракать вместе и разговаривали.
– Мама, ты представляешь, – говорила расстроено Аня. Ира недавно упала и сильно ушибла ногу. Можно мне увидеться с ней? Ей, наверное, очень грустно одной.
– Конечно. Это же твоя подруга. Захватишь шоколадку из своих запасов?
Ира жила в том же доме, что и Аня. Дверь открыла бабушка Иры:
– Проходи, Анечка, – сказала она, улыбаясь, – Ириша в своей комнате.
__________________________________________________________________________
Задание 2.
Пословицы:
Старый друг лучше новых двух.
С друзьями и в пустыне проживёш…, без друзей и в цветущей степи пропадёш….
Аня вошла в комнату к Ире, которая с…дела на кроват…, выт…нув заб…нтованную ногу, и что-то старательно рисовала. Рядом с кроватью костыли. За окном ______________ шум дождя. Заунывен гул деревьев.
- Привет, Ира, - Аня подошла к кровати и пр…тянула подруге ш…коладку. – Как ты себя __________________? - Аня села на стул.
– У меня немного побаливает нога. Доктор сказал, что неделю надо как можно меньше ________________.
– А что ты _____________? – Аня подошла к кровати, чтобы рассмотреть рисунок.
Девочки ещё долго рисовали вместе, а потом раскрашивали. Время прошло незаметно. Бабушка Иры сварила борщ… и пригласила девочек пообедать. Аня предусмотрительно подвинула подруге стул с подушеч..кой, на которую девоч..ка а(к, кк)уратно положила ногу.
После обеда девчонки ещё немного поиграли, и Аня пошла домой. Как же здорово, что есть друз…я, которые беспокоят…ся о тебе!
Слова для справок: чу…ствуеш…, слышит…ся, рисуеш…, двигат…ся.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Лист самооценки и тест по теме «Глагол»
Лист самооценки ученика 4 «__» класса ______________________________
Умение | Критерии оценки | Баллы |
Умение делить слова на группы по общему признаку | Задание выполнено правильно – 1 балл, Неправильно – 0 баллов | |
Умение формулировать цель урока | Смог сформулировать в паре – 1 балл, не смог – 0 баллов | |
Умение находить слова с заданной орфограммой | Нашёл все 5 слов - 2 балла, 3-4 слова – 1 балл, 1-2 слова – 0 баллов | |
Умение находить глагол заданной формы и правильно записывать в другой форме | Без ошибок – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, 3-4 ошибки – 0 баллов | |
Умение составлять словосочетания (предложения) | Составил все словосочетания – 2 балла, составил 3-5 словосочетаний – 1 балл, 1-2 словосочетания – 0 баллов | |
Умение применять изученные правила правописания | «5» - 3 балла «4» – 2 балла, «3» – 1 балл | |
Тест | Без ошибок – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, 3-4 ошибки – 0 баллов | |
ИТОГО: | ||
От 11 баллов и больше – «5», 8-10 баллов – «4», 5-7 баллов – «3» |
Тест по теме «Глагол»
- Напишите слова по правилам русского языка:
[сп᾽иш] - ________
[н᾽ис᾽ош] - _________
- Найди глагол в форме 2 лица ед. числа:
1) гладит 2) гладишь 3) гладить 4) гладил
- Найди глагол с правильно выделенным окончанием:
- пишет 2) машешь 3) кусаешься 4) беречь
- Выбери правильное утверждение:
- У всех существительных на конце после шипящих пишется Ь.
- У всех глаголов на конце после шипящих пишется Ь.
- Укажи слово, написанное с ошибкой:
- морозит 2) встаёшь 3) улыбаешся 4) бежишь
- Заполни схему словами, данными ниже:
Мягкий знак пишется: Мягкий знак не пишется:
сущ. 1 и 2 скл. сущ. 3 скл. глаголы на –чь глаголы 2 л. ед.ч.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык 4 класс. Безударные окончания глаголов
Технологическая карта урока по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."
Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся различать им...
Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс
Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...