РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В статье обозначены особенности развития речи слабовидящих школьников. Раскрыты специальные методические приемы и способы работы над новыми словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov_s_narusheniem_zreniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Потеря зрения или нарушение его значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания человеком окружающего мира. Однако утрата или расстройство зрения не нарушает структуры и деятельности самого механизма речи. При нарушении зрения речь внешне не страдает. Развитие речи детей с нарушением зрения определяется общими закономерностями их возрастного развития, содержанием обучения, культурным уровнем окружающей среды.
Вместе с тем развитие речи слабовидящих имеет свои особенности. Обучающимся с нарушением зрения характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с предметным содержанием. У детей наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения). У обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Таким образом, можно считать, что своеобразие речи детей с нарушением зрения заключается в ее содержании. Поэтому именно содержание речи и главный ее носитель – словарный запас – должен привлекать особое внимание учителя.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Данный вид работы осуществляется по нескольким направлениям.
Обогащение словаря идёт через усвоение новых слов и выражений. Уточнение словаря идет путём углубления понимания уже известных слов, выявление оттенков значений, различения синонимов, подбора антонимов, анализа многозначности слов, разъяснения иносказательных значений. Активизация словаря заключается в работе по введению широкого круга слов в активную речь каждого учащегося, в определении правильной сочетаемости слов между собой, в работе по правильному построению предложений, устранению нелитературных слов, диалектизмов, установлению орфоэпически правильных ударений и произношений.
Очень важно при словарной работе обращать внимание на правильное соотношение употребляемых детьми слов с конкретными предметами. Методика работы над новым словом в школе для слабовидящих традиционная, но учителя используют специальные методические приемы и способы.
Приемы словарной работы, используемые в школе для слабовидящих детей.
1.Показ предмета или действия (Сорока - показ чучела, тщательное его изучение. Прослушать стрекотание птицы, использовать звукозаписи)
2.Показ рисунка или иллюстрации. Для объяснения значений существительных и прилагательных можно показать предметные картинки, а для объяснения значений глаголов – сюжетные. Используется только при объяснении слов с конкретным значением.
3.Подстановка синонимов (вьюга- метель)
4.Введение нового слова в художественный текст или предложение контекста, из смысла которого выясняется значение этого слова.
5.Употребление перифраза (например, зипун - крестьянская одежда)
6.Обращение к составу слова (ельник - еловый лес)
7.Использование антонимов (смеркалось-рассветало, старт- финиш)
8.Логическое определение. Когда объяснение значения слова идет через подведение слова под ближайшее родовое понятие и выделение видовых признаков.
Например: фургон- автомобиль (ближайший род) крытый (отличительные признаки) для перевозки мебели, продуктов, других товаров.
9.Индивидуальные словарики для обогащение словарного запаса.
10.Заучивание четверостиший с изучаемым словом.
Заяц
Заяц Яшка ясно знает,
Знает заячья семья:
Если пишешь слово «заяц»,
Третья буква в слове – «Я»
11. Раздаточные карточки со словами или словосочетаниями, из которых
нужно составить предложения или небольшой рассказ.
12.Картинки – иллюстрации к рассказам, стихотворениям, сказкам,
басням, по которым учащиеся под руководством учителя или самостоятельно составляют тексты.
Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях.
С целью активизации словаря используются следующие учебные упражнения:
- составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом,
практическая проверка сочетаемости с другими словами;
- составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;
- словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
- орфоэпическая работа с этим словом, его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
- подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
- составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:
- восприятие слова на слух;
- выяснение его лексического значения;
- зрительное восприятие слова (первичное на карточке);
- вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить;
- деление слова на слоги и для переноса;
- запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы;
- составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
- запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
При проведении словарной работы необходимо соблюдать тифлопедагогические требования. Учитель должен иметь знания в области офтальмологии, тифлопедагогики и тифлопсихологии, владеть навыками применения специальных средств наглядности.
Речь ребенка с нарушением зрения при правильном формирующем воздействии педагогов может достичь нормального уровня и послужить мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности детей во всех видах деятельности.
Литература.
1.Жиренко О.Е., Шестопалова Е.А. Обухова Л.А. Работа со словарными словами в начальной школе: 2-4 классы – М.: ВАКО, 2014.
2.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
3.Крылова Н. А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: ВОС, 1990.
4.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"
Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука", уче...
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...
Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.
Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...
Исследовательская работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях ФГОС на уроках русского языка "
Данный материал может быть использован с целью развития орфографической зоркости младших школьников в условиях ФГОС на уроках русского языка...