Исследовательская работа "Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях ФГОС на уроках русского языка "
учебно-методический материал
Данный материал может быть использован с целью развития орфографической зоркости младших школьников в условиях ФГОС на уроках русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Лысковского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №4 г.Лысково
Развитие орфографической зоркости младших школьников
в условиях ФГОС
на уроках русского языка
Автор: Козлова Т.В.
учитель начальных классов
средней школы №4 г.Лысково
г. Лысково
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………... | 3 |
1.Теоретическая база и условия функционирования опыта…………………………….. | 7 |
2.Практическая часть……………………………………………………………………….. | 9 |
Заключение………………………………………………………………………………….. | 14 |
Список использованной литературы……………………………………………………… | 17 |
Приложения…………………………………………………………………………………. | 18 |
Введение
Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность – орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.
В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
На современном этапе модернизации российской школы Федеральным государственным стандартом начального образования приоритетом является формирование универсальных учебных действий, уровень усвоения которых в значимой мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю определить : где? какой? Игровой материал использовать на уроке. Дети от природы любознательны, имеют способности к обучению. Все, что нужно для того, чтобы они раскрыли свои дарования,- это умелое руководство учителя.
Поиск и применение интенсивных форм обучения русскому языку, новых подходов к использованию существующих методов и средств повышения орфографической зоркости должно сопровождаться глубоким анализом достигнутых результатов. С этой целью
надо постоянно вести диагностику качественного уровня знаний учащихся, осуществлять мониторинг специфических ошибок, допущенных учащимися во всех видах письменных работ.
Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде
всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду,
что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком.
Длительность работы над опытом можно определить так: 11 лет педагогической деятельности. Но особенно актуальна стала эта проблема, когда я стала работать в коррекционном классе.
Диапазон опыта – система уроков русского языка в 1-4 классах. Также для повышения уровня развития речи младших школьников используются отдельные педагогические ситуации, системная работа по предмету, внеклассная работа, индивидуально-групповые занятия совместно со специалистами (логопед, педагог-психолог).
В своей работе по обобщению опыта я руководствовалась методами:
1. Изучение литературы по данной теме.
2.Анализ продуктов деятельности младших школьников.
3.Наблюдение.
4.Сравнение.
5.Обобщение.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник); педагогами (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков); дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко). Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию − детей с временной задержкой психического развития.
Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Актуальность данного опыта состоит в том, что данная методика способствует успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с изучением русского языка в старших классах. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по предмету, использовании различных методов и приемов формирования орфографической зоркости. Н.С.Рождественский говорил: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей рукой, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем правильнее его произношение, чем богаче его словарь и синтаксис, тем легче дается ему правописание».
Целью данного опыта является создание условий для формирования орфографической грамотности, полноценного речевого развития младших школьников с ЗПР на уроках русского языка через организацию индивидуальных и групповых форм работы, использование разнообразных приемов и методов, современных ИК технологий.
Основными задачами опыта являются:
- использование возможностей уроков русского языка для развития орфографической грамотности детей с ЗПР;
- применение плана индивидуальной работы по развитию орфографической зоркости
- применение системы учебно-дидактических игр по развитию орфографической зоркости.
- развитие у учащихся потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи, развитие внимания и мышления.
«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом», – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы [5]. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе обучения должны «пораскинуть умом», задуматься, и главное – выразить свою мысль словом.
1. Теоретическая база и условия функционирования опыта
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и труды К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа, Д.Н.Тихомирова, В.А.Флерова, а также методистов и психологов М.В.Ушакова, Л.К.Назаровой, Н.С.Жуйкова, П.С.Жедек, П.С.Тоцкого. Отсутствие соответствующего умения –орфографической зоркости – названные авторы считают важнейшей причиной, орфографических ошибок, по которой может быть перечеркнуто все хорошее знание правил и умений их применять. Не менее важно создание на уроке спокойной обстановки, атмосферы доброжелательности и взаимопомощи. Дух сотрудничества на уроке, когда все у всех получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все долее трудные задачи.
В классе, где я работаю, обучается 12 человек. Возраст учащихся 9-10 лет. С 1 класса вместе обучаются лишь 7 учащихся. Во 2 классе по решению ПМПК были переведены (добавлены) еще 5 учащихся. Таким образом, детям пришлось адаптироваться к новым условиям, новой школе, классному коллективу, привыкать к учителю.
Первичная диагностика показала различный уровень подготовки каждого учащегося к новой ступени обучения, что не позволяло на уроках разделить класс на группы. Каждому учащемуся требовался индивидуальный подход.
К числу детей с ЗПР относятся такие, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития имеются отклонения в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения .
(Диаграмма 1).
Диаграмма 1. Основные отклонения у детей с ЗПР
Большие трудности в освоении родного языка дети испытывали по причине наибольшего числа логопедических нарушений (Таблица 1).
Таблица 1. Основные логопедические ошибки по классу на начало учебного года
Основные логопедические ошибки. | Количество человек | % |
Замена гласных: а—о, е—и, и—а, ю—е, о—е, а—я, и—е, ы—у | 12 чел. | 100% |
Пропуски гласных и согласных | 12 чел. | 100% |
Недописывание слов | 5 чел. | 40% |
Замена согласных: ф—в, т—д, з—с, б—п | 5 чел. | 40% |
Трудности в употреблении ь, написании мягких согласных | 4 чел. | 30% |
Ошибки на выделение звука в слове, определение места звука в слове | 4 чел. | 30% |
Очень медленный темп письма | 5 чел. | 40% |
Неразличение при письме сходных по звучанию букв | 4 чел. | 30% |
2. Практическая часть
Что же такое орфографическая зоркость? Что влияет на орфографическую зоркость учащихся? Каковы пути ее формирования? Постараемся ответить на поставленные вопросы.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически ( позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, какой – в слабой, и , следовательно, какой однозначно указывает на буквы, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
То есть, говоря языком учеников, орфографическая зоркость - это умение
замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Рассмотрим факторы, которые влияют на развитие орфографической зоркости учащихся.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неправильный графический образ слова.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или , что он сам себе проговаривает. А это значит, что очень важно использовать упражнения для развития фонематического слуха. А здесь ведущую роль играют занятия логопеда.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему необходимо как можно больше писать.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание. Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.
составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы
Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правило по орфографии, отвечает на все теоретические вопросы, но на письме обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма.
Пользоваться правилом практически –значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Всё это требует сложной аналитической работы. Для многих детей это довольно утомительно и сложно.
Следовательно, актуальность выбора данной темы опыта состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку именно детей с ЗПР.
Виды по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка можно представить в виде схемы 1:
Схема 1. Работа по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка
В приложении 1 приведены примеры заданий, которые я использую в своей работе.
Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук.
Развивать сознательное восприятие слова помогают орфографические зарядки, которые можно включать в каждый урок русского языка.
Орфографические зарядки занимают всего 5-6 минут урока. Они должны быть построены так, чтобы работа проводилась поэтапно:
- Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
- Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На втором этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
- Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.
- Контрольно-диагностический этап. На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по «шкале грамотности» каждый ученик сам определяет набранный им балл. Здесь формируется одно из УУД по требованиям ФГОС – действие контроля и коррекции, умение управлять своей деятельностью.
Знакомить детей с правилами помогают карточки-орфограммы, которые способствуют установлению связи: схема – карточка - орфограмма.
Прием сознательного пропуска буквы «Знаю – пишу, не знаю – оставляю пропуск». Приложение 2. Презентация Ворониной Е.А. «Словарные слова»
При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом:
- Прослушай слово.
- Запиши столько черточек, сколько звуков в слове.
- Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях.
- Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
- Ученик слушает и запоминает.
- Записывает предложение схематически, подчеркивая опасные «места»
- Записывает каждое слово слоговыми дугами.
- Произносит по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги.
- Указывает опасные места.
- Записывает предложение.
- Под диктовку учителя ведя карандашом по слогам, ученик проверяет свою запись.
Письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой цвет пасты, чтобы видеть трудную букву.
Списывание
- Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
- Отметь опасные места.
- Прочитай вслух так, как написано.
- Так же повтори, не глядя на запись.
- Пиши по памяти, диктуя себе, как написано. Отмечай опасные места.
- Проверь.
Комментированное письмо по К.А. Москаленко предполагает выполнение ряда задач:
- приучает детей внимательно слушать;
- развивает умение предварительно планировать свою работу;
- формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий;
- учит ребенка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию
Заключение
Я придерживаюсь той мысли, что результат тем выше, чем полнее учебный процесс направлен на удивление ребенка чем-то необычным, на применение нестандартных форм урока, разнообразие видов работы. В этом как раз и отражается суть предложенной мной работы.
Сравнивая грамотность детей, словарный запас, с которым дети пришли в 1 класс, с теми результатами, которые они показывают в процессе обучения, можно легко убедиться в том, что мои ученики стали грамотнее. Их речь отличается содержательностью, логичностью, последовательностью, точностью.
К концу 1 полугодия 2 класса мои ученики свободно оперируют усвоенной терминологией, умеют рассуждать, доказывать, а в итоге такая работа оживляет словесное творчество, помогает углубленному восприятию изучаемого материала.
Известны слова К.Г. Паустовского о том, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Я считаю, что в моей работе сочетается и то, и другое, так как она направлена на развитие орфографической грамотности, обогащение речи, формирование творческой личности, привитие детям духовно-нравственных качеств, а это является залогом повышения качества знаний.
Анализ контрольных работ по русскому языку показывает положительную динамику по показателям основных умений учащихся:
№ | Низкий уровень | Ниже среднего уровень | Средний | Выше среднего | |||||
1 кл | 2 кл (1полуг) | 1кл | 1 кл (1 полуг) | 1 кл | 2 кл (1 полуг) | 1кл | 2 кл (1 полуг) | ||
1 | Умение ставить ударение в слове | 50% | 0 | 26% | 50% | 12% | 12% | 12% | 38% |
2 | Делить слова на слоги | 38% | 0 | 26% | 24% | 24% | 26% | 12% | 50% |
3 | Звуко- буквенный анализ слова | 88% | 52% | 12% | 24% | 0 | 12% | 0 | 12% |
Положительная динамика наблюдается в логопедической работе, сокращение числа основных речевых ошибок по классу.
Основные логопедические ошибки. | 1 класс | 2 класс |
Замена гласных: а—о, е—и, и—а, ю—е, о—е, а—я, и—е, ы—у | 100% | 100% |
Пропуски гласных и согласных | 100% | 87,5% |
Недописывание слов | 50% | 37,5% |
Замена согласных: ф—в, т—д, з—с, б—п | 50% | 50% |
Трудности в употреблении ь и ъ знаков, написании мягких согласных | 100% | 100% |
Ошибки на выделение звука в слове, определение места звука в слове | 37,5% | 25% |
Очень медленный темп письма | 37,5% | 25% |
Неразличение при письме сходных по звучанию букв | 50% | 12,5% |
Наблюдается положительная динамика по всей шкале ожидаемых результатов в интеллектуальном развитии учащихся.
Хочется отметить, что, проводя углубленную словарно-лексическую работу на уроках русского языка, я решаю задачу развития речи младших школьников в неразрывном единстве с усвоением фонетики, орфографии, морфологии. Вся эта работа носит не только образовательный и развивающий характер, но и имеет важное воспитательное значение, так как на примере богатого лексического материала детям прививаются духовно-нравственные качества, навыки культуры поведения.
Список использованной литературы
- Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка./Ф.И.Буслаев − С.-Петербург: Едиториал, 2007, с.46.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов / Л.С.Выготский. − М.: Смысл, 2006. − 235с.
- Граник Т.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. – М., 1992
- Жедек П.С. Методика орфографии М., 1994
- Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов. − М.: АГК и ППРО, 2005. − 15 с.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе / М., 2000
- Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической зоркостью. / Начальная школа 2003/№12
- Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа. – 2006/№17-21
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А.Сухомлинский. − М.: Просвещение, 1987, с.37.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 3,10.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальная школа. Министерство образования Российской Федерации / М.: Дрофа, 2007 г. – с.14.
Приложение 1.
Орфографические сказки
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки. Так при изучении правописания сочетаний ча – ща, чу – щу рассказываю сказку.
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я. Грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я.» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я, отправили её в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и её отправили в конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети слоги ЧА – ЩА пишем с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
Наблюдая за произношением и написанием слов сосна - со?сны, использую орфографическую сказку о гласных буквах а и о:
«Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».
А вот орфографическая сказка о сочетаниях жи, ши:
«Был жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала тучка. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли ж и ш. Испугались бедные, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет ж и ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква и. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула ж, другую – ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные ж и ш дружат только с и. Помните об этом, ребята!»
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.
О ТОМ, КАК БУКВЫ ПОССОРИЛИСЬ, КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ
ГОД, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВСЕГО ВЫШЛО
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки
препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости,
дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё, ю, я с буквами д, т, б, з, ну теми, что стояли
в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их
разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.
И вот наступил Новый год. Буквы е, ё, ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили
всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не
хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду
я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.
А в доме букв-подружек е, ю, я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили
разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу.
"Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела
на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3".
"Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з. А что такое подезд?" – спросила буква е.
Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку,
но ничего не поделаешь.
Буква я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила
она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5".
"Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква т.
"А что такое подезд?" – заплакала буква е.
"Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю.
"А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!"
Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти.
"Я, кажется, поняла, – сказала буква е. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех
слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что
получится!"
Буквы взяли конверты:
"Объездная улица!" – прочитала буква т.
"Оказывается, это подъезд!" – закричала буква е.
"И это Разъездной переулок", – молвила буква ё.
Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он
простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я
вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после
согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба – разделять эти буквы.
Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".
Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ШИ-ЖИ
На высоком берегу,
Возле леса на лугу,
В домиках живут два брата –
Очень дружные ребята.
Первый брат зовется Жи,
Дружат с ним в лесу стрижи;
А второго малыши
Величают братцем Ши.
Раз проснулся утром Жи,
За окном поют стрижи:
Захотел прибить дощечку
Перед домом на крылечко.
Стал он думать да гадать:
"Как же имя написать?"
И решил спросить про это
Жи у брата Ши совета.
Вот пошел наш храбрый Жи
К доброму братишке Ши.
Лес темнеет, лес густеет,
Жи до ночи не успеет.
В сумраках идет наш Жи,
На камнях лежат ужи,
Рядом с ними малыши,
Да и взрослые ежи.
Долго к брату Жи идет,
А дороги не найдет.
Вот подходит к речке Жи,
Видит – плавают ерши.
Обращается к ним Жи:
"Славные мои ерши,
Не подскажите ли мне,
Путь к далекой стороне,
Где живет мой старший брат?
Повстречаться б с ним я рад".
И ответили ерши:
"По дороге, Жи, спеши
На поляну выйдешь ты,
Там растут одни цветы.
И у них спроси ты, Жи,
Где же домик брата Ши".
На поляну Жи пришел,
Много там цветов нашел:
Вдалеке кусты растут,
То шиповники цветут.
У цветов спросил наш Жи:
"Где найти мне брата Ши?"
Сам шиповник отвечает:
"Ши нас часто поливает,
Дам тебе клубок я, Жи,
Приведет тебя он к Ши".
Побежал по лесу Жи,
Слышит – сетуют чижи:
"Где же нам найти, скажи,
На обед колосьев ржи?"
Накормил их добрый Жи,
Подлетели к Жи чижи:
"Там живет братишка Ши".
Дальше двигается Жи.
Видит – взрослые ежи.
Собирают рыжики –
Веселятся чижики.
Жи спросил у них дорогу,
И ответили ежи:
"Ой! В лесу грибов так много.
Помоги собрать их, Жи".
Жи помог, ежи сказали:
"Брата твоего видали,
Недалече он живет,
Только сделай поворот".
Жи пришел к лесной глуши,
Где и жил его брат Ши.
Вот обрадовался Ши,
Что увидел снова Жи.
Жи тут брату рассказал,
Для чего его искал.
Ши позвал своих друзей:
"Собирайтесь поскорей".
Соскочили мыши с печки,
Белка с шишкой – на крылечке.
Вдруг, раздвинув камыши,
Появились и ерши.
И спросил тогда их Жи:
"Подскажите мне, друзья,
Как писаться должен я?"
И ответил брату Ши:
"С буквой и и ты дружи,
Потому что жи и ши
Пишут только с буквой и".
Тут и вспомнил братец Жи,
Что чижи, стрижи, ужи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Уши, лужи, этажи,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через и.
СКАЗКА О ТОМ, КАК ЧА И ЩА ПОДРУЖИЛИСЬ
В чаще леса, у ручья,
Жили-были Ча и Ща.
Ча – резвушка, хохотушка,
Ща – сварлива, как старушка.
Вот однажды у ручья
Появилась саранча.
Ща сказала: "Ах, как страшно!
Выходить сейчас опасно!
Лучше дома посидим
Да в окошко поглядим!"
Ча ответила ей тихо:
"Что боишься ты, трусиха!
Лучше перестань трещать
И зверей вокруг стращать!
Ну а я пойду к ручью
Прогоню ту саранчу!"
Подошла она к ручью
И, увидев саранчу,
Как овчарка зарычала,
Так, что роща задрожала.
Саранча перепугалась
И по чаще разбежалась.
С той поры, забыв печали,
Ча и Ща дружнее стали,
Ща дала всем обещанье,
Что забудет про трещанье,
Ну а если вдруг беда,
То поможет всем всегда!
СКАЗКА О РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", –
старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться
в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два
звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который
ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е,
ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один
звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех
пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но
другим помогают.
НОВОСЕЛЬЕ ДРУЗЕЙ* ЖИ И ШИ
На берегу очень дикой реки
Жили два друга: друг Жи и друг Ши.
Решили они: "Надо выстроить дом,
Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"
Собрали бамбук, камыши и листву,
Наметили план – сей работы канву.
И вот подниматься строение стало,
И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи,
Да шифер приделать, чтоб не было стужи.
Решили друзья новоселье устроить
И в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать,
Ши скатерть широкую стал вышивать.
Потом скороспелые дрожжи достали,
Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье:
Плясали и пели, чтоб было веселье.
А после устали все, сели за стол,
Жи, Ши угощали, вели разговор:
"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,
Вам, серые мыши, мы сделали каши.
Ерши, вы берите осоку речную,
А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока!
Стрижи, ешьте шиповник пока.
А вам, журавли, мы в кувшинчик налили
Похлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колюче-пушистые,
Попробуйте груши душистые.
И вдруг в тишине рев мотора раздался,
С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катит
И что-то невнятное слугам кричит.
А слуги-то едут, держа за вожжи
Гуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой.
Пажи сняли волка манером особым.
– Что здесь за собрание? – волк говорит.
(А сам весь от ярости так и дрожит.)
– Как смели меня обойти стороной,
Ведь уши большие имею я..."
"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –
Сначала, волк серый, с нами сдружись.
Не надо кричать и топорщить усы,
Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"
Вот волк призадумался, понял ошибку
И, шлепая в лужи, не прятал улыбку.
Вокруг, под и над закружили стрижи,
И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.
Наверное, все малыши себе впрок
Увидели в сказке хороший урок.
СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ДВА БРАТА ГЛАГОЛА
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.
Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол
несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А
глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол
совершенного вида: "Истопил".
Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида
так никакую работу до конца и не довел.
Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье
шел мимо их домика старичок по имени Вид.
– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше
работу между собой, чтобы никому обидно не было.
Так они и сделали.
Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А
Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и
посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а
Глагол совершенного вида – завершает.
Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.
САД ЦАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в
чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.
Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего
вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным
решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие
деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как
сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу –
посадить растения".
И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его
приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут
прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена.
Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и
услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом
незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать?
Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на
вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать.
Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в
сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада!
Стал царь выяснять, в чем дело.
Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?,
и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что
сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.
Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что
действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были
названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит
многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?,
были названы глаголами несовершенного вида.
С тех пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями,
Не за дальними лесами,
В стране слов Словарик
Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал
очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в
его стране много было, да жить некому в них.
И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел
отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и
рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к
корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их
стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.
А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она
мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны
аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей
уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они
приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама
рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс ок –
подлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и
покой. Жили они долго и счастливо.
Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился
шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем
доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний
родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник.
Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и
вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник. – Ты же сводных братьев своих
выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок,
подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные".
Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других
приставок и суффиксов в гости заходило.
А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.
- Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н
мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк.
Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з
внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!
2. Назови и запиши только гласные буквы из продиктованных слов:
Дом, дым, дам
Кошка, кашка, кишка
Мало, мыло, мяло
Стек, стук, сток
Волос, голос, колос
Молод, голод, холод
3. Шифровщик.
Найди на странице учебника слова и зашифруй их, записав только гласные или согласные из них.
4. Найди опасное место
Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.
5. Светофор.
Покажи красный сигнал светофора, как только найдёшь в слове «опасное место».
6. Нахождение «опасных мест» в написанном слове.
Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.
Во 2 – 4 классах можно использовать следующие виды упражнений, направленные на формирование орфографической зоркости.
Письмо с пропуском орфограмм.
Списывание.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.
Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.
К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.
Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.
Мол…т, м…л…тит, м…л…тьба, м…л…тить, м…л…тилка.
2. Спиши, вставь пропущенные буквы
Меж р…деющих в…рхушек
П…к…залась с…нева.
Зашумела у …пушек
Ярко-жёлтая листва.
Стала ель в л…су заметней,
Б…р…жёт густую тень.
П…досиновик п…следний
Сдвинул шапку набекрень (А. Твардовский)
3. Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.
посидела в саду – давно поседела
запивать лекарство – запевать песню
проживать в городе – прожевать пищу
свила гнёздышко – свела по ступенькам
слезать с крыши – слизать сметану
спиши с доски – спеши домой
отворить дверь – отварить картофель
примирять врагов – примерять костюм
поласкать кошку – полоскать бельё
Орфографические зарядки
Гриб, сталь, Нюра, няня, ручка, уголёк, стройка, моржи, директор, чайки.
2. Пирог, июнь, Яков, удочки, карман, житель, кусочки, стена, рычат, чищу.
3. Сноп, июль, Соня, капуста, пушинка, чудак, овощной, следы, волчата, ищу.
4. Сугроб, апрель, клюква, огоньки, завод, внучата, сестрички, мосты, хочу, дятел.
5. Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат, кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.
6. Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат, клубничный, дожди, идёт, жильцы.
7. Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора, хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.
8. Исправь ошибки!
Голупь, Настенька, горат, рыщют, валчата, пушыстый, крючьки, скучьный, идёт, граза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах....
Формирование орфографической зоркости. Технологии Базарного. Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по системе Занкова (2014-2015 уч.г.).
Материал содержит методическую разработку урока русского языка по теме "Род имён существительных". Урок с применением технологий здоровьесбережения В.Ф.Базарного....
Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка
В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русс...
Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...
Исследовательская работа «Приёмы мониторинга степени обученности учащихся на уроках русского языка во 2 классе».
ВВЕДЕНИЕВажным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту инф...
«Приемы мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики».
Обобщение опыта применения приемов мультисенсорного подхода в обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики и русского языка....