Рабочая программа 4 класс по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011; УМК «Гармония»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rus._yaz._4_kl.docx | 57.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение1
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
на 2018-2019 учебный год
Приказ директора от "19"июня 2018 г. № 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
4 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Смирнова Е.А. учитель начальных классов | |
2018 г.
Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011; УМК «Гармония»)
Цели:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.
В процессе изучения тем ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов (в том числе внутрипредметный модуль «Потренируйся»-34 часа).
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- представление о русском языке как языке его страны;
- осознание языка как средства общения;
- элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивовизучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- пониманиетого, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
- желание умело пользоваться русским языком и элементысознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
- чувства причастности к своей стране и её языку;
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
- выраженного познавательного интересак русскому языку;
- сознательного отношения к качествусвоей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя,учебник и т. д.;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
– адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознаватьтрудности, понимать их причины, планировать действиядля преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленнослушать (учителя, одноклассников), решая её;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примерыдля иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями,справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельныхлингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретнойязыковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языковогоматериала, самостоятельно выбирая основания для этихлогических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушиватьсобеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.);
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормылитературного языка, заботясь о ясности, точности выражениямысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точкузрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,участвовать в совместной деятельности, распределять роли(договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– воспроизводить информацию, доносить её до других;
– создавать небольшие монологические высказывания сориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующиеязыковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей,принимать их во внимание и пытаться учитывать в своейдеятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устнойи письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в нихразнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные уменияв практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
- понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
- сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
- объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
- определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
- определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);
Выпускник получит возможность научиться:
- обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
- сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
- выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
- конструировать слова из заданных частей слова;
- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
- соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
- различать изменяемые и неизменяемые слова.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
- самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики[1]
Выпускник научится:
- осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
Выпускник получит возможность научиться:
- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
- ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
- определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
- сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
- пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
- правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
- под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
Выпускник получит возможность научиться:
- различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
- находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
- выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
- выделять наречия среди слов других частей речи;
- соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
- видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
- замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
- пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
- понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
- различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
- ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
- составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
- различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
- выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
- устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
- различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
- по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
- строить словосочетания разных видов;
- строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
- создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
- различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
- различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
- осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
- применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
- списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
- проверять написанное и вносить коррективы;
Выпускник получит возможность научиться:
- обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
- оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
- применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
- эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание учебного предмета
Знаем-повторим, не знаем –узнаем
Начинаем повторять... («Перечитываем письмо»). Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу»). Систематизация основных орфографических правил. Повторение изученного о частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?). Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»). Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?»). Звуки и буквы в слове: значение и строение слова. Состав слова и его значение. Разграничение слов по частям речи. Повторение изученного о формах глагола. Упражнение в выполнении различных грамматических действий. Орфографические умения как правильные орфографические действия. Тренировочно-проверочные работы. Написание воспоминаний «Летние встречи».
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»). Продолжение знакомства со словосочетаниями. Составление словосочетаний и включение их в предложение. Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»). Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений. Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»). Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?»). Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач. Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи»).
Наречие («Представляем ещё одну часть речи»)
Знакомство с особенностями наречия как части речи («Представляем ещё одну часть речи»). Правописание наречий. Продолжение работы над употреблением и правописанием наречий. Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи. Тренировка в использовании и правописании наречий.
Проверяем себя
Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя»). Совершенствование и самопроверка приобретённых умений.
Пишем объявления
Знакомство с особенностями построения объявлений. Создание текстов-объявлений.
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных
Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»). Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определениясклонения («Открываем новый секрет имён существительных»). Формирование умения опреде-
лять склонение имени существительного
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и
роли этой части речи в предложении. Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»). Освоение способа решения орфографических задач
в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические
задачи в окончаниях имён существительных»). Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе. Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»). Освоение способа определения безударных
окончаний имён прилагательных. Правописание окончаний имён существительных
и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»). Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа
имён существительных; обучение пользованию словарём. («Поговорим об именах
существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»).
Закрепление изученных вопросов право
писания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»). Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имёнсуществительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»). Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рису-
ем...»)
Части речи: что мы о них знаем?
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена»). Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения. Количественные числительные и их изменения по падежам. Сложные числительные и особенности их изменения. Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений. Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений. Неопределённая фома глагола: особенности,строение и написание. Образование неопределённой формы. Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)
Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)
Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы...»). «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений -три, а спряжений?»). Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме). Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (Зачем и как узнавать спряжение глагола?). Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»). Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола. Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия - правильная буква»). Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов. Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола»). Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»
Новое о строении предложений
Общее знакомство с второстепенными членами предложения («Пополним знания
о членах предложения»). Знакомство спонятием «однородные члены предложения». Союзы и знаки препинания при однородных членах. Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами. Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами. Общее знакомство со сложными предложениями. Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами. Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»
Учимся рассуждать
Знакомство с построением рассуждения. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Обучение написанию объяснительной записки. Письменный пересказ текста-рассуждения. Конструирование текста-рассуждения.
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике вязыке - слове»)
Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? О словах, которые выходят из употребления. Объясняем происхождение некоторых слов. Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста. Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём. Синонимы и антонимы; выбор точного слова. Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова - к правильному написанию»). История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. Рассказываем истории некоторых выражений. Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»). Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора. Чтобы писать грамотно, нужно... (систематизация умений). Совершенствование комплекса орфографических умений. Проверяем свои умения («Проверяем себя»). Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста. Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?»).
Размышляем, рассказываем, сочиняем
Наблюдения за способами связи предложений в тексте. Обучение связи предложений в тексте. Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение. Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок. Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков.
Перелистаем учебник
Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.
Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...