Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чагдурова Октябрина Николаевна

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные; 
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого

Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка во 2 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого

Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение,

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

 I.  Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.

Проверка осанки.

I.Оргмомент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть  на сегодняшнем уроке. Давайте попробуем настроиться на общение друг с другом. Постарайтесь повторить ритм моих хлопков. Вначале слушаете, затем все вместе хлопаете. Начали.

II. Создание положительной мотивации.

- Молодцы! Не разъединяйте ладоней! Послушайте одну историю о мудреце.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках...”

    У нас в ладошках сейчас тоже спрятана бабочка, она яркая, разноцветная. Её зовут: «Успех урока». И от нас с вами зависит, то ли мы её выпустим на волю и посмотрим, как красив её полёт, либо соединим ладошки и раздавим дивную бабочку. Каждый решает для себя. Мне приятно общаться с вами, я хочу, чтобы на уроке вам было интересно и приятно работать, я выпускаю свою бабочку. А теперь примите решение вы.

Какую тему мы изучаем  в течение нескольких уроков русского языка?

. Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

Создадим друг другу хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Мы изучаем имя существительное - как часть речи. 

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

II. Актуализация знаний.

Словарная работа

Правило посадки

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья мои, не скрою,

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Запись даты

Картинный диктант.

Капуста, морковь, картофель, носорог, белка, лисица, лук

Слова появляются на доске

Слайд презентации 2

Сверка и с презентацией.

Самооценивание на полях(!-нет ошибок

+- 1-2 ошибки.,»-« - 3 и более ошибок Проверка индивидуальной работы.

    - находить  имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,

 -распознавать одушевленные существительные ;

ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

III. Самоопределение  к деятельности:

 - Какой части речи относятся эти слова?

Правильно это имена существительные.

Что обозначают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Почему эта часть речи получила такое название?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос. Обратимся к учебнику на с.47 «Страничка для любознательных»

 Молодцы

Эти слова- имена существительные.

предмет

Они отвечают на вопросы кто? Что?

Ответы детей.

                         

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

IV.. Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, посмотрите , пожалуйста.

По какому признаку можно сгруппировать эти слова?

 Обсудите этот вопрос в парах.

Ребята, какие существительные вы отнесли в первый столбик? Почему?

Какие существительные отвечают на вопрос кто?

 А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему?

Какие существительные отвечают на вопрос что?

Какой можно сделать вывод?

Сформулируем тему нашего урока

 

Проверим и закрепим  полученные знания по учебнику 

Откройте учебник «Русский язык» на странице 48, прочитайте правило.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.

.

обсуждение

Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что?

Проверка. На полях оцениваем знаками: !.+, -

 Обсуждение.

Это сущ-е.

   Слайд 15.

Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом  в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?.

Эти существительные  отвечают на вопрос: кто?

- существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.

Эти существительные отвечают на вопрос что?

- все остальные имена существительные, которые обозначают предметы  у которых нет души.

Сделаем вывод: Одушевленные имена существительные обозначают  людей, животных,  отвечают на вопрос кто?,   а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают  на вопрос что?,

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

.

 

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

IV.Применение нового знания.

Учитель: Найдите среди этих слов  словарные слова.

Учитель: Почему вы так решили?

Каллиграфическая минутка.

Учитель: Какие буквы надо запомнить в данных словах?

Учитель: Запишете эти буквы меняя их местами. Сколько сочетаний вы смогли придумать?

Работа со словарями.

Учитель: Как можно проверить написание  этих слова?

Учитель: Какое из этих четырех слов лишнее?

Учитель: Почему?

Прочитайте стихотворение.

Первая группа выписывает неодушевленные предметы, а вторая группа – одушевленные.

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть?

Либо Бореньке съесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Проверка.

Сделайте вывод.

Морковь, капуста, картофель, лисица

Взаимопроверка.

Проверка. На полях оцениваем знаками: !.+, -

Ученики: Нельзя проверить безударные гласные, нужно их запомнить.

Ученики: о, а, и.

аои, аио, оиа, оаи, иоа, иао.

Слова можно проверить по орфографическому словарю.

(Словарик в конце учебника – стр. 134-135)

Дети проверяют по словарику.

Ученики: Лисица

Лисица – это животное. Слово лисица обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос  кто?, а остальные слова  – обозначают названия  овощей. Это  неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?

Обсуждение. Отвечает один из группы.

Слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевленные предметы.

Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевленные предмет

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

V  Физминутка

Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.

Одежда, лисица, корова, тарелка,  малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.

VI. Закрепление

1 Упр. 81 (с. 49).

 Упр. 84 (с. 50).

—        Какое словарное слово встретилось в стихотворении?

—        Проговорите его хором.

—        Назовите непроверяемую гласную.

(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.)

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

Картина.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)

VII. Рефлексия

Работа на доске. Дана группа слов: мальчик, мячик, лес, катер, клоун, почтальон, Чуковский, Россия. Записать эти слова в два столбика.

 Что?                                 Кто?

 Лес                              Мальчик        

Мячик                         Клоун

Катер                       Почтальон

Россия                      Чуковский

Дополните каждый столбик двумя словами.          

Вывод: Какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными?

Как вы думаете, в какую группу сущ-х мы отнесём растения?

Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться.

Игра «Найди лишнее» слайд 17

Работа в группе  (1 ряд и 2 ряд)

Выходят к доске по одному и записывают.

1 ряд  слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд слова, которые отвечают на вопрос

Что?

Слова, отвечающие на вопрос что? называют неодушевленные предметы.

 Слова, отвечающие на вопрос кто? называют одушевленные предметы

Подсчет знаков.

Оценивание себя с помощью смайликов

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий. . друг друга.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

VIII. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания

Упр. 86

Итог урока

Вывод.

- Какая была цель урока?

- Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

- Сможете ли вы объяснить родителям, какие слова являются одушевленными, а какие - неодушевленными.

Оцените с помощью смайликов свою работу на уроке

 я понял новый материал, умею распознать одушевленные и неодушевленные имена существительные

 я понял новый материал, но надо ещё тренироваться

 я не понял, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные

Ответы детей.

Подсчет знаков.

Оценивание себя с помощью смайликов

личностные УУД

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

КТО? ЧТО? Лисица Белка Носорог Морковь Лук Капуста Картофель

Слайд 10

ТЕМА УРОКА

Слайд 12

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Страница 48, прочитайте правило Страница 50, прочитайте правило

Слайд 14

М о рковь К а пуста К а ртофель Л и сица

Слайд 15

ФИЗМИНУТКА

Слайд 16

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ Стр. 49, упр. 81 Подберите к каждой группе одушевленные имена существительные I вариант: люди (кто?)… II вариант: птицы (кто?)…

Слайд 17

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ» Пальто, ножницы, бабочка. Собака, автобус, яблоко. Ножницы, кошка, корова.

Слайд 18

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Имя существительное обозначает… Имя существительное отвечает на вопрос … и … Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос … Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

Слайд 19

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр. 51, упр.86.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.

Учитель: Чагдурова Октябрина Николаевна

      В классе 9 учеников, из них высокий уровень обученности у 2 учеников, выше среднего у 3, средний уровень обученности у 3 учеников, низкий уровень обученности у  1 учащегося . В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

      Урок, представленный вашему вниманию, третий по теме  «Имя существительное»

   Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер , учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого, доска, экран.

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение,

        Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, использую информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

         Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

  Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

        На этом уроке учащиеся получили новое знание: Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

        На следующих уроках учащиеся будут учиться различать собственные и нарицательные имена существительные. Материал был отобран в соответствии с целью урока.  

         Для решения задач урока выбран  проблемно –поисковый  метод.

Для изучения  нового  учителем предлагались проблемные  вопросы, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам :  Назовите слова одним словом. Докажите. -По какому признаку сгруппированы слова?   На основе анализирующего наблюдения учащиеся сами сделали вывод.

    Выбранная структура рациональна  для решения задач урока.  Урок начинался с проблемной ситуации, где учащиеся столкнулись с нехваткой знаний по теме.

     Учащиеся научились распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, выстраивали доказательства, используя приобретённые знания.

88% учащихся правильно  выполнили задание.  Поэтому можно сделать вывод, что урок достиг поставленной цели.

       Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только  впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

 Домашнее задание дано с целью закрепления изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....