Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема:"Имена собственные и нарицательные"

Форма: урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russogo_yazyka_2_klass.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе в форме урока-исследования,

Комкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Уровень: базовый

Тип урока: открытие новых знаний

Форма: урок-исследование

Тема: «Имена собственные и нарицательные»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Основные понятия:

 - имя существительное;

- имя собственное и имя нарицательное;

-  правила правописания имен собственных и нарицательных.

Планируемые результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

метапредметные результаты:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. 

предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- уметь осуществлять самооценку результатов работы;

- уметь планировать учебное сотрудничество в группе ;

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины;

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.

Ход урока

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

I этап.  Организационный

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

I этап.   Организационный

Эмоциональный настрой.

   

- Посмотрите, что это? (вопросительный знак).  Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? Кто такие исследователи? (те, кто исследуют что-то новое) Найдите в толковом словаре Ожегова.

(Исследователь – это человек, занимающийся научной работой).

Разминка рук перед письмом.

- На урок русского языка к нам пришли гости. Давайте знакомиться.

   - Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Пусть урок наполнится светом знаний, открытий и добрым отношением друг к другу.

Задание1 (У). Минутка чистописания.

- Лучики сели на строчки. Они покажут нам путь к открытию новых знаний. Какую букву можно собрать из этих элементов?

Дд

- Что можете сказать о первом звуке из слова «лучик»? (согл., тв.-парн., звонк.-непарн.)

- Запишите задание. Помните про посадку. Пишем аккуратно.СЛАЙД 1(Работа с ИД)

Личностные УУД: положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы

Настроить детей на работу.

Поприветствовать  учителя и друг друга. Настроиться на работу

 Работать со словарем

Ф

II этап. Актуализация знаний

Цель:  актуализировать  знания 

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность.

- Словарная работа

- Какой частью речи являются выделенные слова? (имена существительные)

- Почему слово Снегурочка с заглавной буквы? (это имя собственное)Как называются остальные имена сущ. ? (нарицательные; предстоит выяснить)

Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных».

- Поставьте цель для себя.

Сегодня на уроке мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.

            научимся …  их различать.

            попробуем … свои знания применить на практике.

- А какая у меня цель? (помочь вам)

На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков.

Задание 2 Словарная работа.  СЛАЙД 3

- Прочитайте стихотворение.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча,

По фамилии Степанов

И по имени Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

- Кто написал это стихотворение? (С. Михалков)

   - Что такое застава? (Застава - место въезда в город)

- По-другому можно назвать УЛИЦА.

- Какое слово спряталось внутри? (лица)

Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город.

Запишем словарное слово. Запомним его написание.

- Закончите предложение:

Наша школа находится на улице _____.

- С какой буквы пишутся названия улиц?

(С заглавной)

-Что такое каланча? (Наблюдательная вышка над зданием пожарной части)

- Почему написано с заглавной буквы? (Прозвище)

-Почему его так назвали? (Он высокий). Людям неприятно, если их обзывают обидными словами. Помните об этом.

- Какое словарное слово встретилось в следующей строчке? (фамилия). Запишите его в словарик и запомните.

- Как пишутся фамилии людей? (С заглавной буквы)

-Почему Степан написано с большой буквы, а ИМЯ с маленькой? (Степан – имя собственное, пишется с большой буквы, а слово имя – нарицательное.)

Проверка домашнего задания

Имя - это первый подарок, который вы получаете от родителей. Дома я просила вас написать о своем имени. Опрос учащихся. Оценивание.

Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Коммуникативные УУД:  ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.

Включить обучающихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать  работу с орфографическим  словарем  учебника; развивать речь.

Диалог с учителем.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать со словарем учебника.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Ф

и

 III этап. Самоопределение деятельности

Цель: мотивировать к изучению темы.

- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

III этап. Самоопределение деятельности 

Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е  давали им названия.

Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес.

Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена.

Задание 3  (На доске карточки: Маша, Игорь, Шарик, Подольск, Волга, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город)

- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.

Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик.

   имя        город        река        кличка

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя

 

Личностные УУД:

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий, планировать свои действия

Включить учащихся

в обсуждение проблемной ситуации.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Г

и

IVэтап. Открытие новых знаний.

Цель:  научить

объяснять различие имен собственных и нарицательных.

IV этап. Открытие новых знаний.

- Учёные придумали специальные термины. Слова первых  столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Почему нарицательные назвали таким именем?

(они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени).

Работа с правилом

- Прочитаем правила в учебнике на странице 52 и с. 53.

- Какие существительные мы называем собственными?

- С какой буквы они пишутся?

- А какие существительные мы называем нарицательными?

-Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.

Вывод: имена и реки, клички, города

 Все с заглавной буквы пишутся всегда!

Физкультминутка

-Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Соня. Откройте глаза.

-Можете ли выполнить мою просьбу? (нет, не знаем фамилии)

- Как называют людей с одинаковыми именами? (Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками).

- А в нашем классе есть тёзки?

 - Встаньте Саши, Сони, Андреи.

- Как же можно различить тезок? (По фамилиям)

- Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? (однофамильцы)

- Как пишутся имена и фамилии людей? (С заглавной буквы)

Физкультминутка  Ванька-встанька

Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)

Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Ф

и

V этап. Применение новых знаний.

Цель:  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных

ДИАГНОСТИКА качества освоения темы

V этап. Применение новых знаний.

Упражнение в написании заглавной буквы". - Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память)

- А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться, получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки; находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести хорошую профессию, быть успешным в жизни).  

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

Задание 4 СЛАЙД 4

- Помогите котенку разобраться в правилах. Напишите слова. Определите количество звуков и букв: Таня, Игорь, Юля.        

- Какими именами, полными или сокращёнными, называют взрослых людей? А детей? Поэтому сокращённые имена ещё называют уменьшительными. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу неполные. Назовите свои полные имена:

Даня – это … (Даниил)

Лера – это … (Валерия)

Злата -

 - Как вы думаете, как звали в детстве Ивана-царевича? Марью-царевну?

СЛАЙД 5 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace

- Запишите имена собственные сказочных героев.

- Найдите ошибку (Змей – это имя, Горыныч - отчество)

- Есть ли женская пара у мужского имени Федор? (Федора из произведения К. Чуковского)

- Где в жизни можно использовать эти знания? (подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы).

- Запишите свое имя и свою фамилию в тетрадь.

Я хочу вам рассказать

 Об Иван Иваныче

 Ох, и любит он поспать

 На Диван Диваныче.

(С. Погореловский)

- Представим себе такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их? (По отчеству). Действительно, кроме имени и фамилии, есть ещё и отчество. Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерями они являются. Отчество всегда даётся по полному имени.

 Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству.

- Назовите имена и отчества ваших родителей.

- Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны?

 (Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества).

- В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца? (Котофей)

- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

- Какие существительные мы называем собственными? С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся?

Задание 5

Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 6

Жил человек рассеянный

 На улице Бассейной.

 Сел он утром на кровать,

 Стал рубашку надевать,

 В рукава просунул руки -

 Оказалось, это брюки.

 Вот какой рассеянный

 С улицы Бассейной!

- Кто написал это стихотворение? (С. Маршак)

- Назовите синоним к слову «рассеянный». (невнимательный)

- К чему приведет невнимательность на уроке? (не запомним правило, не научимся грамотно писать)

- Рассеянный – это имя собственное или нарицательное?

Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

 Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).

 Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Задание 6 (У)  СЛАЙД 7 

 - Помогите человеку рассеянному справиться с заданием. Распределите слова в две группы: собственные и нарицательные.

Задание 7 (У) Составь предложения (самостоятельно).

"Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"

Под диктовку:

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Вася рыбаков был у рыбаков.

Улетел орёл за город орёл.

Задание 8

Работа в группах

Выбор темы

Комплектация групп

Напоминание правил работы в группе

Распределение обязанностей в группе:

-организатор;

- чтец;

- докладчик;

-часовой;

- редактор

1 группа Путешественники

- Найдите на глобусе и запишите имена собственные.

Страны:

Океаны:

Города:

 Сделайте вывод.

2 группа В зоопарке

Каждому животному придумай кличку: попугай, медведь, тигр,  слон, жираф, бегемот, лев

3 группа Редакция журнала

Напишите письмо девочкам и мальчикам из разных школ города, закончив предложения.

Дорогие  ________. Мы живем в городе ____, учимся в школе № __. Наша школа находится на улице _______. В нашем классе есть (перечислите имена) _______. Ждем вас в гости и желаем добра.

4 группа Библиотекари

Разложите книги в алфавитном порядке и запишите фамилии авторов.

5 группа Планетарий

Рассмотрите карту звездного неба и выпишите названия созвездий.

ОТЧЕТЫ ГРУПП.

СОСТАВЛЕНИЕ КОПИЛКИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

город         имя         река         фамилия

деревня         отчество         планета         кличка

 

Регулятивные УУД:  выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины;

понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

уметь планировать учебное сотрудничество в группе

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Организовать работу  в группах;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Ф

Г

VI этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель:  научить осознавать свои достижения

 Итог урока

  Задание 9 (У) Дополните предложения 

СЛАЙД 8

Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это ___ имена существительные.

Слова, которые называют (нарицают) любой  предмет, явление, свойство из множества подобных – это _____ имена существительные.

Собственные имена существительные пишутся с _____ буквы.

-  Какие цели мы ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь?

- Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю)

- Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал …(какие имена называются собственными, а какие - нарицательными)

                   научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные)

                   могу похвалить себя и одноклассников за ….

Домашнее задание:  выучить правила на с. 52. 53; упр. 90

– Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик.

Личностные УУД:  понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Анализировать свои успехи и неудачи

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ф

Литература

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).
  2. Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1–4) класс – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Русский язык. 2 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М., Просвещение, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...