Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема:"Имена собственные и нарицательные"
Форма: урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russogo_yazyka_2_klass.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе в форме урока-исследования,
Комкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Уровень: базовый
Тип урока: открытие новых знаний
Форма: урок-исследование
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
способствовать формированию интереса к предмету, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Основные понятия:
- имя существительное;
- имя собственное и имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Планируемые результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
метапредметные результаты:
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- уметь осуществлять самооценку результатов работы;
- уметь планировать учебное сотрудничество в группе ;
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение;
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
- формулировать понятные высказывания, используя термины;
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для групповой работы.
Ход урока
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД |
I этап. Организационный Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | I этап. Организационный Эмоциональный настрой.
- Посмотрите, что это? (вопросительный знак). Мудрецы говорят: « Если вы хотите ответить на вопрос, исследуйте его». Хотите побывать в роли исследователей русского языка? Кто такие исследователи? (те, кто исследуют что-то новое) Найдите в толковом словаре Ожегова. (Исследователь – это человек, занимающийся научной работой). Разминка рук перед письмом. - На урок русского языка к нам пришли гости. Давайте знакомиться. - Разотрите ручки, возьмите теплый лучик солнца в свои ладошки, прижмите к доброму сердечку и подарите его окружающим вас людям. Пусть урок наполнится светом знаний, открытий и добрым отношением друг к другу. Задание1 (У). Минутка чистописания. - Лучики сели на строчки. Они покажут нам путь к открытию новых знаний. Какую букву можно собрать из этих элементов? Дд - Что можете сказать о первом звуке из слова «лучик»? (согл., тв.-парн., звонк.-непарн.) - Запишите задание. Помните про посадку. Пишем аккуратно.СЛАЙД 1(Работа с ИД) | Личностные УУД: положительное отношение к учению Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя, используя справочные материалы | Настроить детей на работу. | Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу Работать со словарем | Ф |
II этап. Актуализация знаний Цель: актуализировать знания | II этап. Актуализация знаний Внедрение в учебную деятельность. - Словарная работа - Какой частью речи являются выделенные слова? (имена существительные) - Почему слово Снегурочка с заглавной буквы? (это имя собственное)Как называются остальные имена сущ. ? (нарицательные; предстоит выяснить) Значит, тема урока: «Имена существительные собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных». - Поставьте цель для себя. Сегодня на уроке мы узнаем … какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным. научимся … их различать. попробуем … свои знания применить на практике. - А какая у меня цель? (помочь вам) На уроке составим копилку собственных имён существительных, которая пригодится нам для дальнейших уроков. Задание 2 Словарная работа. СЛАЙД 3 - Прочитайте стихотворение. В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча, По фамилии Степанов И по имени Степан, Из районных великанов Самый главный великан. - Кто написал это стихотворение? (С. Михалков) - Что такое застава? (Застава - место въезда в город) - По-другому можно назвать УЛИЦА. - Какое слово спряталось внутри? (лица) Улица – это лицо города. Чем она чище, тем краше город. Запишем словарное слово. Запомним его написание. - Закончите предложение: Наша школа находится на улице _____. - С какой буквы пишутся названия улиц? (С заглавной) -Что такое каланча? (Наблюдательная вышка над зданием пожарной части) - Почему написано с заглавной буквы? (Прозвище) -Почему его так назвали? (Он высокий). Людям неприятно, если их обзывают обидными словами. Помните об этом. - Какое словарное слово встретилось в следующей строчке? (фамилия). Запишите его в словарик и запомните. - Как пишутся фамилии людей? (С заглавной буквы) -Почему Степан написано с большой буквы, а ИМЯ с маленькой? (Степан – имя собственное, пишется с большой буквы, а слово имя – нарицательное.) Проверка домашнего задания Имя - это первый подарок, который вы получаете от родителей. Дома я просила вас написать о своем имени. Опрос учащихся. Оценивание. | Личностные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия Коммуникативные УУД: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно | Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока. Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу с орфографическим словарем учебника; развивать речь. | Диалог с учителем. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать со словарем учебника. Оценивать правильность выполнения заданий. | Ф и |
III этап. Самоопределение деятельности Цель: мотивировать к изучению темы. - Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию. | III этап. Самоопределение деятельности Очень давно, люди стали нарекать все окружающие их предметы и явления словами, т.е давали им названия. Например, место, где человек жил назвали дом, где собирал грибы и ягоды – лес. Но некоторые предметы, особенно важные для людей, имели свои собственные, только им принадлежащие имена. Задание 3 (На доске карточки: Маша, Игорь, Шарик, Подольск, Волга, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город) - Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Выберите из них название городу, реке, имя, кличку щенку. Остальные слова отнесите в последний столбик. имя город река кличка | Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя
Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий, планировать свои действия | Включить учащихся в обсуждение проблемной ситуации. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Г и |
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель: научить объяснять различие имен собственных и нарицательных. | IV этап. Открытие новых знаний. - Учёные придумали специальные термины. Слова первых столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. - С какой буквы пишутся имена собственные? - Почему нарицательные назвали таким именем? (они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени). Работа с правилом - Прочитаем правила в учебнике на странице 52 и с. 53. - Какие существительные мы называем собственными? - С какой буквы они пишутся? - А какие существительные мы называем нарицательными? -Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение. Вывод: имена и реки, клички, города Все с заглавной буквы пишутся всегда! Физкультминутка -Закройте глаза. Поводите глазными яблоками по кругу. К доске пойдет Соня. Откройте глаза. -Можете ли выполнить мою просьбу? (нет, не знаем фамилии) - Как называют людей с одинаковыми именами? (Людей, которые носят одинаковые имена, называют тёзками). - А в нашем классе есть тёзки? - Встаньте Саши, Сони, Андреи. - Как же можно различить тезок? (По фамилиям) - Как называют людей с одинаковой фамилией, но не родственников? (однофамильцы) - Как пишутся имена и фамилии людей? (С заглавной буквы) Физкультминутка Ванька-встанька Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти) | Познавательные УУД: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Работать с информацией, представленной в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Ф и |
V этап. Применение новых знаний. Цель: научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных ДИАГНОСТИКА качества освоения темы | V этап. Применение новых знаний. Упражнение в написании заглавной буквы". - Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память) - А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться, получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки; находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести хорошую профессию, быть успешным в жизни). Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме. Задание 4 СЛАЙД 4 - Помогите котенку разобраться в правилах. Напишите слова. Определите количество звуков и букв: Таня, Игорь, Юля. - Какими именами, полными или сокращёнными, называют взрослых людей? А детей? Поэтому сокращённые имена ещё называют уменьшительными. Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу неполные. Назовите свои полные имена: Даня – это … (Даниил) Лера – это … (Валерия) Злата - - Как вы думаете, как звали в детстве Ивана-царевича? Марью-царевну? СЛАЙД 5 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace - Запишите имена собственные сказочных героев. - Найдите ошибку (Змей – это имя, Горыныч - отчество) - Есть ли женская пара у мужского имени Федор? (Федора из произведения К. Чуковского) - Где в жизни можно использовать эти знания? (подписываем тетрадь, пишем письмо, заполняем адресную книгу на телефоне, подписываем контрольные работы). - Запишите свое имя и свою фамилию в тетрадь. Я хочу вам рассказать Об Иван Иваныче Ох, и любит он поспать На Диван Диваныче. (С. Погореловский) - Представим себе такую ситуацию: два человека являются тёзками и к тому же однофамильцами. Как ещё можно различить их? (По отчеству). Действительно, кроме имени и фамилии, есть ещё и отчество. Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерями они являются. Отчество всегда даётся по полному имени. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. - Назовите имена и отчества ваших родителей. - Кот Матроскин, герой произведений Э. Успенского, утверждает, что Матроскин – это его фамилия. Вы согласны? (Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных – клички. Хотя в сказочных произведениях, где животные действуют как люди, у них могут быть имена, фамилии и даже отчества). - В сказках кота называют Кот Котофеич. А как звали его отца? (Котофей) - А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные. - Какие существительные мы называем собственными? С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Задание 5 Прочитайте стихотворение. СЛАЙД 6 Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! - Кто написал это стихотворение? (С. Маршак) - Назовите синоним к слову «рассеянный». (невнимательный) - К чему приведет невнимательность на уроке? (не запомним правило, не научимся грамотно писать) - Рассеянный – это имя собственное или нарицательное? Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной). Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь. История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них: Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян). Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий. Задание 6 (У) СЛАЙД 7 - Помогите человеку рассеянному справиться с заданием. Распределите слова в две группы: собственные и нарицательные. Задание 7 (У) Составь предложения (самостоятельно). "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?" Под диктовку: Наш шарик поймал воздушный шарик. Вася рыбаков был у рыбаков. Улетел орёл за город орёл. Задание 8 Работа в группах Выбор темы Комплектация групп Напоминание правил работы в группе Распределение обязанностей в группе: -организатор; - чтец; - докладчик; -часовой; - редактор 1 группа Путешественники - Найдите на глобусе и запишите имена собственные. Страны: Океаны: Города: Сделайте вывод. 2 группа В зоопарке Каждому животному придумай кличку: попугай, медведь, тигр, слон, жираф, бегемот, лев 3 группа Редакция журнала Напишите письмо девочкам и мальчикам из разных школ города, закончив предложения. Дорогие ________. Мы живем в городе ____, учимся в школе № __. Наша школа находится на улице _______. В нашем классе есть (перечислите имена) _______. Ждем вас в гости и желаем добра. 4 группа Библиотекари Разложите книги в алфавитном порядке и запишите фамилии авторов. 5 группа Планетарий Рассмотрите карту звездного неба и выпишите названия созвездий. ОТЧЕТЫ ГРУПП. СОСТАВЛЕНИЕ КОПИЛКИ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ город имя река фамилия деревня отчество планета кличка
| Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом; уметь осуществлять самооценку результатов работы Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины; понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; уметь планировать учебное сотрудничество в группе Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию | Организовать работу в группах; обеспечить контроль за выполнением задания. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. | Ф Г |
VI этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: научить осознавать свои достижения | Итог урока Задание 9 (У) Дополните предложения СЛАЙД 8 Работа с интерактивным текстом в программе WorkSpace Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия газет, журналов, книг, спектаклей – это ___ имена существительные. Слова, которые называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества подобных – это _____ имена существительные. Собственные имена существительные пишутся с _____ буквы. - Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? - Как исправить то, что не получилось? (выучить правило, обратиться за помощью к учителю) - Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал …(какие имена называются собственными, а какие - нарицательными) научился … (писать правильно имена собственные и нарицательные) могу похвалить себя и одноклассников за …. Домашнее задание: выучить правила на с. 52. 53; упр. 90 – Если вам понравился урок, прикрепите к солнышку желтый лучик, а если нет, то – синий лучик. | Личностные УУД: понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. Регулятивные УУД: уметь осуществлять самооценку результатов работы Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение | Анализировать свои успехи и неудачи | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | ф |
Литература
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144с. – (Б-ка учителей начальной школы).
- Скопина Е.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1–4) класс – М.:Вако, 2007. -128с. – (В помощь школьному учителю).
- Русский язык. 2 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М., Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...