Рабочая программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по  внеурочной деятельности  «Занимательная грамматика» разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями);
  • Основной образовательной программой НОО МБОУ Прудковской СШ (Рабочая программа начального общего образования по внеурочной деятельности  является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Прудковской СШ)

                    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная грамматика». Данная программа создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, так как на всех занятиях дети выходят за рамки учебника, приобретают многие жизненные навыки: учатся самостоятельно выполнять нестандартные задания, анализировать изучаемый материал, пользоваться справочной литературой. Данный курс дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

   - способствовать развитию смекалки и сообразительности.

   - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Планируемые результаты по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

Личностные результаты

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний

других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания:

точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Обучающиеся получат возможность:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

Обучающиеся получат возможность:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать некоторыми способами редактирования текста.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах

поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя).

Обучающиеся получат возможность:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметные результаты:

знать правила правописания слов с изученными орфограммами, называть

признаки согласных и гласных звуков, знать состав слова называть

признаки родственных слов;

уметь различать приставки и предлоги, работать со словарем;

группировать и подбирать слова на определенные правила.

Обучающиеся получат возможность:

  • выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
  • обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять тексты;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
  • приводить примеры отрицательных предложений;
  • проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

 Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

        Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

      Методы:

      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение);
  • практический (выполнение работ).

      Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Основные виды деятельности учащихся:

выполнение различных упражнений;

участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Русский медвежонок»;

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;

проектная деятельность;

самостоятельная работа;

    творческие работы.

Содержание внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.        «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.        Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.        Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов - омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же - разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18.        Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20.        «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.        Мы говорим его стихами. (1ч.)

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22.  Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.   Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема27.   Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.          Словарь - грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.         Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.         Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.         Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.   Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Тематическое планирование     (34 часа)

    №

Тема занятия

Кол-во час.

Дата

Фак

дата

Фонетика и орфоэпия      (7 часов)

      1

Что такое орфоэпия?

1

      2

Что такое фонография или звукозапись?

1

      3

Звуки не буквы!

1

      4

Звучащая строка.

1

      5

Банты и шарфы.

1

      6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

      7

Кис - кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях.

1

Лексикология    (27 часов)

      8

Имена вещей.

1

      9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

     10

В царстве смыслов много дорог.

1

     11

Как и почему появляются новые слова?

1

     12

Многозначность слова.

1

     13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

     14

Об одном и том же - разными словами.

1

     15

Как возникают названия.

1

     16

Слова – антиподы.

1

     17

Фразеологические обороты.

1

     18

Словари «чужих» слов.

1

     19

Капитан и капуста.

1

     20

«Он весь свободы торжество».

1

     21

Мы говорим его стихами.

1

     22

Слова, придуманные писателями.

1

     23

Слова уходящие и слова – новички.

1

     24

Словарь языка Пушкина.

1

     25

Смуглая Чернавка.

1

     26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

     27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

     28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

     29

Словарь - грамотей.

1

     30

Научная этимология.

1

     31

Какие бывают имена?

1

     32

Древнерусские имена.

1

     33

Отчество и фамилия.

1

     34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

                                                                 Итого: 34 часа  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная грамматика"

Программа "Занимательная грамматика" расчитана на 4 года обучения 1-4 класс и может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа "Занимательная грамматика".

Полная разработка программы кружка " Весёлая грамматика". живо и интересно проходят уроки, рекуомендую....

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....