Гласные звуки. Буквы гласных звуков. (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок реализован в 1-ом классе.
Направлен на усвоение понятия «гласные звуки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki._bukvy_glasnyh_zvukov.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 26.03.2020
Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Учитель:
Студент: Чеботок П.Р.
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 1 «А»
Учебный предмет: Русский язык
ОС: Школа России
Тема: Гласные звуки. Буквы гласных звуков.
Цели:
Содержательная: усвоение понятия «гласные звуки».
Деятельностная: создание условий для формирования умения отличать гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение определять гласные звуки.
2.Развивать умение сравнивать буквы и звуки.
3.Развивать умение объяснять смысл пословиц.
Развивающие:
1.Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.
2.Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
3.Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
4.Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
5.Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.
2.Развивать умение принимать участие в диалоге.
Воспитательные:
1.Формирование организации собственной деятельности.
2.Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умение различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме.
2.Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.
Личностные:
1.Умение организовывать собственную деятельность.
2.Умение проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1.Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.
2.Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД
1.Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
2.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1.Умение слушать собеседника и понимать речь других.
2.Умение принимать участие в диалоге.
Оборудование: Русский язык 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эленктрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 5-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 142 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-033484-6, рабочая тетрадь по русскому языку, смайлики для оценивания своей работы.
План урока:
1.Этап мотивации.
1.1.Приветствие.
1.2.Проверка готовности к уроку.
1.3.Эмоциональный настрой.
2.Этап актуализации и пробное учебное действие
2.1. Найди лишнее.
2.2. Работа с первым форзацем.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
5.Этап реализации построенного проекта.
5.1. Работа над условными обозначениями гласные звуки (упр. 3).
5.2. Самостоятельный вывод главных признаках, гласных звуков.
5.3. Работа с правилом на стр. 58-ой.
5.4.Работа с правилом на стр. 59-ой.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
9.Этап рефлексии учебной деятельности.
Сценарий урока
Этапы урока | Описание деятельности учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты | ||
1.Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу | 1.1.Приветствие. -Здравствуйте, меня зовут Полина Робертовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я 1.2.Проверка готовности к уроку. -Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. 1.3.Эмоциональный настрой. -Не потрудиться, так и хлеба не добиться - Как вы понимаете эту пословицу? (без труда ничего не добьёшься) - Как эта пословица относится к нам? -Ребята, сегодня на уроке я вам желаю хорошо потрудиться, быть активными, чтобы достичь хорошего результата. - А для того, чтобы его достичь, нужно выполнить парочку заданий - И первое задание «Найди лишнее» | Приветствуют учителя Проверяют все ли у них лежит на партах. Слушают учителя, отвечают | Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку | Л1,Л2 ПР1, ПР2,К1,К2. | ||
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Найди лишнее 1) [а] [э] [о] [б] [ы] - Что написано на слайде? - Как вы определили, что это звуки? - Что же такое звук? - Какие же звуки там записаны? - Как вы определили, что это гласные звуки? - Какой же звук лишний? - Как ты узнал? - Посмотрите на второе задание - Что вы видите? 2) в, ю, д, [у] - Что такое буква? - Что же здесь будет лишнее? Почему? 2.2. Работа с форзацами - Ребята, откройте первый форзац и посмотрите на чудо – городок звуков - Как вы думаете, почему в этом чудо - городке столько замков? - Посмотрите на первый домик, как бы вы его назвали? - Посмотрите нижний замок, а его как бы мы его назвали? - Посмотрите на третье здание, на что оно похоже? - Что же за циркачи там живут? - Давайте их назовем - Сколько гласных звуков? | Звуки Написаны в квадратных скобках Звук – это то, что мы слышим и произносим Гласные Можно пропеть, бывают ударными и безударными, состоят только из голоса [б] Это согласный звук Звуки и буквы Значок, который мы пишем и который читаем, видим, обозначение звука на письме Звук Потому что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные Парные по звонкости, глухости согласные Непарные звонкие и непарные глухие На цирк 6 |
| ПР1,ПР2,Л2,Р1, П1, К1,К2 П2, К1,К2 ПР2,П1, К1,К2 П2 | ||
3.Этап выявления места и причины затруднения Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | - Ребята, все ли мы знаем о гласных звуках? | Нет, не все | Фронтально, визуальный контроль | ПР2 | ||
4. Этап построения проекта решения проблемы. Задача: постановка целейучебнойдеятельности и наэтой основе выбор способа исредств ихреализации. | -Ребята, как вы думаете, какова же тему нашего урока? - Какую цель поставим? - Сегодня на уроке, мы должны научиться определять гласные звуки, не путать их с буквами - Откройте стр. 58-ую и 59-ую, попробуйте сформулировать задачи - Чему же мы должны научиться? | Гласные звуки. Буквы гласных звуков. Узнать все о гласных звуках, научится находить гласные звуки Поработать с правилом, выполнять упражнения и находить буквы, которые обозначают гласные звуки | П1,К1 | |||
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. Задача: построение учащимися нового способадействий иформированиеумений егоприменять какпри решениизадачи,вызвавшейзатруднение, таки при решениизадач такогокласса или типавообще. | 5.1. Работа над условными обозначениями гласные звуки (упр. 3) - Ребята, что вы видите в этом упражнении? - А что они делают? - Как вы думаете, почему у них открыты роты? - Правильно. Кто уже догадался, что мы сейчас будем делать? - Но, перед тем, как начать, нам нужно назвать три самых главных признака звуков. - Посмотрите на губы первого мальчика, как вы думаете, какой звук он произносит? - Давайте попробуем вместе сделать губы трубочкой, и произнести все ниже указанные звуки - Из этого мы узнаем, какой звук произносит этот ребенок По алгоритму выполняем следующие 5.2. Самостоятельный вывод главных признаках, гласных звуков - Для чего мы это делали? (чтобы убедится в том, что звуки можно легко пропеть, не встречая по пути преграды) - Мы убедились в том, что звуки можно пропеть… 5.3. Работа с правилом на стр. 58-ой - Какое же мы можем сформулировать правило? - Вы все ответили верно. - Давайте же сравним, ваши догадки с правилом на странице 58-ой 5.4.Работа с правилом на стр. 59-ой - Ребята, а гласные звуки отличаются чем-то от букв? - В чем их отличие? - Назовите звуки - Назовите буквы - А как же обозначаются звуки на письме? - Ребята, только что, с моей помощью мы сформулировали с вами правило - Давайте же сверим наше правило с правилом в учебнике | Людей Произносят звуки Соотносить рты людей со звуками [у] Гласные звуки- мы можем пропеть, произнести, а буквы можем и назвать в слух и написать | ПР1, ПР2,Л1,Л2,Р1,П1, К1,К2 ПР1,ПР2,Р1,Р2,П1,П2,К1,К2 ПР1, ПР2, П1,К1.К2 ПР1, ПР2, П1,К1.К2 | |||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задачи: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Нахождение букв гласных звуков (упр.1) - Ребята, какое время года на улице? - А что обычно происходит весной? - А птички прилетают весной? - Какие птички прилетают? - Ребята, посмотрите, какое замечательное стихотворение я нашла в учебнике - Давайте его прочтем - С какой же интонацией пела ласточка? - Кто попробует пропеть эту песенку, как ласточка? - Ребята, а что нам помогло так красиво пропеть? - Ребята, так давайте же найдем гласные буквы, которыми обозначены звуки и подчеркнем их. Физминутка «Ласточка» Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели посидели, Взвились, полетели Полетели, полетели. Песенки запели. | Весна капает капель… да ласточки… гласные звуки руками вверх/вниз садятся ладонь у лба присели встали, руки вверх/вниз | ПР2, Л1,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2 | |||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа с парами слов с одинаковыми гласными звуками (упр.5) - Ребята, а могут ли звуки быть одинаковы по звучанию? - Я предлагаю вам это проверить на упражнении 5-ом - Прочтите все слова - Заметили ли вы слова, в которых звук одинаков по звучанию? - Какие это слова? (пенал- экран…) - Запишите пары слов в тетрадь и подчеркните одинаковые звуки, которые обозначены буквами на письме.
| Да | Фронтальная работа | ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2 | ||
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Работа с пословицей ( рабочая тетрадь) - Откройте тетради на печатной основе. Стр. 30, упр.2. - Ребята, прочтите пословицу. - Как вы понимаете пословицу « Красна птица пером, а человек умом»? - Итак, откройте тетради на печатной основе и спишите эту пословицу, подчеркивая буквы, обозначающие гласный звук. | Фронтальная работа | ПР2,Л1, Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2 | |||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -Какова была тема нашего урока? -Назовите цель нашего урока? - Получилось ли у нас реализовать поставленные задачи? - Какие звуки называются гласными? - Произнесите гласные звуки - Назовите буквы, обозначающие гласный звук - Назовите 2 главных признака гласных звуков - Оцените свою работу на уроке - У вас на столах лежат смайлы. Нарисуйте улыбку- вверх, если вы считаете, что справились, если не совсем улыбку –прямо, если считаете, что не справились улыбку – вниз. - Спасибо за работу на уроке. До свидания. | Фронтальный опрос Определение поставленных целей и задач ранее на уроке | Подведение итогов работы урока, определение реализована либо нет цели на уроке | ПР1, ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,П2,,К1,К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я
Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....
Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»
Урок обучения грамоте...
Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...
Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»
Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.Планируемые результатыПредметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характе...
Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква Е. Звуки буквы Е"
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.Задачи урока: - создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...