Гласные звуки. Буквы гласных звуков. (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок реализован в 1-ом классе.

Направлен на усвоение понятия «гласные звуки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki._bukvy_glasnyh_zvukov.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:  26.03.2020                                        

Школа: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Учитель:

Студент: Чеботок П.Р.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 1 «А»

Учебный предмет: Русский язык                                                                

ОС: Школа России

Тема: Гласные звуки. Буквы гласных звуков.

Цели:

Содержательная:  усвоение понятия «гласные звуки».

                 Деятельностная: создание условий для формирования умения отличать гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение определять гласные звуки.

2.Развивать умение сравнивать буквы и звуки.

3.Развивать умение объяснять смысл пословиц.

Развивающие:

1.Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2.Развивать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

3.Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4.Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

5.Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Развивать умение принимать участие в диалоге.

Воспитательные:

1.Формирование организации собственной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме.

2.Умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос.

Личностные:

1.Умение организовывать собственную деятельность.

2.Умение проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД

1.Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2.Умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД 

1.Умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

2.Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД 

1.Умение слушать собеседника и понимать речь других.

2.Умение принимать участие в диалоге.

Оборудование: Русский язык 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.  на эленктрон. носителе  / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий  - 5-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 142 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-033484-6, рабочая тетрадь по русскому языку, смайлики для оценивания своей работы.

План урока:

1.Этап мотивации.

1.1.Приветствие.

1.2.Проверка готовности к уроку.

1.3.Эмоциональный настрой.

2.Этап актуализации и пробное учебное действие

2.1. Найди лишнее.

2.2. Работа с первым форзацем.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

5.Этап реализации построенного проекта.

5.1. Работа над условными обозначениями гласные звуки (упр. 3).

5.2. Самостоятельный вывод главных признаках, гласных звуков.

5.3. Работа с правилом  на стр. 58-ой.

5.4.Работа с правилом на стр. 59-ой.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

Этапы урока

Описание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1.Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу

1.1.Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Полина Робертовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я

1.2.Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал,  дневник.

1.3.Эмоциональный настрой.

-Не потрудиться, так и хлеба не добиться

- Как вы понимаете эту пословицу? (без труда ничего не добьёшься)

- Как эта пословица относится к нам?

-Ребята, сегодня  на уроке  я вам желаю хорошо потрудиться, быть активными, чтобы достичь хорошего результата.

- А для того, чтобы его достичь, нужно выполнить парочку заданий

- И первое задание «Найди лишнее»

Приветствуют учителя

Проверяют все ли у них лежит на партах.

Слушают учителя, отвечают

Устный, визуальный внешний контроль за готовность детей к уроку

Л1,Л2

ПР1, ПР2,К1,К2.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Найди лишнее

1) [а] [э] [о] [б] [ы]

- Что написано на слайде?

- Как вы определили, что это звуки?

- Что же такое звук?

- Какие же звуки там записаны?

- Как вы определили, что это гласные звуки?  

- Какой же звук лишний?

- Как ты узнал?

- Посмотрите на второе задание

- Что вы видите?

 2) в, ю, д, [у]

- Что такое буква?

- Что же здесь будет лишнее? Почему?

2.2. Работа с форзацами

- Ребята, откройте первый форзац и посмотрите на чудо – городок звуков

- Как вы думаете, почему в этом чудо - городке столько замков?  

- Посмотрите на первый домик, как бы вы его назвали?  

- Посмотрите нижний замок, а его как бы мы его назвали?  

- Посмотрите на третье здание, на что оно похоже?

- Что же за циркачи там живут?

- Давайте  их назовем

- Сколько гласных звуков?

Звуки

Написаны в квадратных скобках

Звук – это то, что мы слышим и произносим

Гласные

Можно пропеть, бывают ударными и безударными, состоят только из голоса

[б]

Это согласный звук

Звуки и буквы

Значок, который мы пишем и который читаем, видим, обозначение звука на письме

Звук

Потому что звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные

Парные по звонкости,  глухости согласные

Непарные  звонкие и непарные глухие

На цирк

6

 

ПР1,ПР2,Л2,Р1, П1, К1,К2

П2, К1,К2

ПР2,П1, К1,К2

П2

3.Этап выявления места и причины затруднения

Задача: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

- Ребята, все ли мы знаем о гласных звуках?  

Нет, не все

Фронтально, визуальный контроль

ПР2

4. Этап построения проекта решения проблемы.

Задача: постановка целейучебнойдеятельности и наэтой основе выбор способа исредств ихреализации.

-Ребята, как вы думаете, какова же тему нашего урока?

- Какую цель поставим?

- Сегодня на уроке, мы должны научиться определять гласные звуки, не путать их с буквами

- Откройте стр. 58-ую и 59-ую, попробуйте сформулировать задачи

- Чему же мы должны научиться?

Гласные звуки. Буквы гласных звуков.

Узнать все о гласных звуках, научится находить гласные звуки

Поработать с правилом, выполнять упражнения и находить буквы, которые обозначают гласные звуки

П1,К1

5. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Задача: построение учащимися нового способадействий иформированиеумений егоприменять какпри решениизадачи,вызвавшейзатруднение, таки при решениизадач такогокласса или типавообще.

5.1. Работа над условными обозначениями гласные звуки (упр. 3)

- Ребята, что вы видите в этом упражнении?

- А что они делают?

- Как вы думаете, почему у них открыты роты?

- Правильно. Кто уже догадался, что мы сейчас будем делать?

- Но, перед тем, как начать, нам нужно назвать три самых главных признака звуков.

- Посмотрите  на губы первого мальчика, как вы думаете, какой звук он произносит?

- Давайте попробуем вместе сделать губы трубочкой, и произнести все ниже указанные звуки

- Из этого мы узнаем, какой звук произносит этот ребенок

По алгоритму выполняем следующие

5.2. Самостоятельный вывод главных признаках, гласных звуков

- Для чего мы это делали? (чтобы убедится в том, что звуки можно легко пропеть, не встречая по пути преграды)

- Мы убедились в том, что звуки можно пропеть…

5.3. Работа с правилом  на стр. 58-ой

- Какое же мы можем сформулировать правило?

- Вы  все ответили верно.

- Давайте же сравним, ваши догадки с правилом на странице 58-ой

5.4.Работа с правилом на стр. 59-ой

- Ребята, а гласные звуки отличаются чем-то от букв?

- В чем их отличие?

- Назовите звуки

- Назовите буквы

- А как же обозначаются звуки на письме?

- Ребята, только что, с моей помощью мы сформулировали с вами правило

- Давайте же  сверим наше правило с правилом в учебнике

Людей

Произносят звуки

Соотносить рты людей со звуками

[у]

Гласные звуки- мы можем пропеть,  произнести, а буквы можем и назвать в слух и написать

ПР1, ПР2,Л1,Л2,Р1,П1, К1,К2

ПР1,ПР2,Р1,Р2,П1,П2,К1,К2

ПР1, ПР2, П1,К1.К2

ПР1, ПР2, П1,К1.К2

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задачи: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

Нахождение букв гласных звуков (упр.1)

- Ребята, какое время года на улице?

- А что обычно происходит весной?

- А птички прилетают весной?

- Какие птички прилетают?

- Ребята, посмотрите, какое замечательное стихотворение я нашла в учебнике

- Давайте его прочтем

- С какой же интонацией пела ласточка?

- Кто попробует пропеть эту песенку, как ласточка?

- Ребята, а что нам помогло так красиво пропеть?

- Ребята, так давайте же найдем гласные буквы, которыми обозначены звуки и подчеркнем их.

Физминутка «Ласточка»

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Сели посидели,

Взвились, полетели

Полетели, полетели.

Песенки запели.

Весна

капает капель…

да

ласточки…

гласные звуки

руками вверх/вниз

садятся

ладонь у лба

присели

встали, руки вверх/вниз

ПР2, Л1,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работа с парами слов с одинаковыми гласными звуками (упр.5)

- Ребята, а могут ли звуки быть одинаковы по звучанию?

- Я предлагаю вам это проверить на упражнении 5-ом

- Прочтите все слова

- Заметили ли вы слова, в которых звук одинаков по звучанию?

- Какие это слова? (пенал- экран…)

- Запишите пары слов в тетрадь и подчеркните одинаковые звуки, которые обозначены буквами на письме.

 

Да

Фронтальная работа

ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Работа с пословицей ( рабочая тетрадь)

- Откройте тетради на печатной основе. Стр. 30, упр.2.

- Ребята, прочтите пословицу.

- Как вы  понимаете пословицу « Красна птица пером, а человек умом»?

- Итак, откройте тетради на печатной основе и спишите эту пословицу, подчеркивая  буквы, обозначающие гласный звук.

Фронтальная работа

ПР2,Л1, Л2,Р1,Р2, П1,К1,К2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

-Какова была тема нашего урока?

-Назовите цель нашего урока?

- Получилось ли у нас реализовать поставленные задачи?

- Какие звуки называются гласными?

- Произнесите гласные звуки

- Назовите буквы, обозначающие гласный звук

- Назовите 2 главных признака гласных звуков

- Оцените свою работу на уроке

- У вас на столах лежат смайлы. Нарисуйте улыбку- вверх, если вы считаете, что справились, если не совсем улыбку –прямо, если считаете, что не справились улыбку – вниз.

- Спасибо за работу на уроке. До свидания.

Фронтальный опрос Определение поставленных целей и задач ранее на уроке

Подведение итогов работы урока, определение реализована либо нет цели на уроке

ПР1, ПР2,Л2,Р1,Р2, П1,П2,,К1,К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока по русскому языку: «Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш в 1 классе»

Цели: познакомить учащихся с твердым согласным звуком [ш], буквой Ш ш; развивать речь, память, логическое мышление.Планируемые результатыПредметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характе...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Буква Е. Звуки буквы Е"

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.Задачи урока:  -  создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...