Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye._rya_2_klass.rar | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
2018 | |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заветинская НШ-ДС» Чупилко Светлана Петровна |
"ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ" |
Открытый урок русского языка во 2 классе в рамках районного методического объединения учителей начальных классов МО «Нестеровский район». |
Цели:
Формирование предметных умений:
- определять грамматические признаки имени существительного;
- систематизировать признаки имени существительного как части речи;
- формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;
- развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать своё предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения: _
- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
Оборудование: проектор, компьютер, толковые словари, учебники, тетради, карточки, презентация.
Ход урока
I. Организация класса.
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость, радость общения друг с другом. Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок? А хотите узнать что-то новое? Успехов вам и удач!
Прочтите девиз, который я предлагаю взять для урока: «С малой удачи начинается большой успех». СЛАЙД 2.
Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке.
II. Актуализация знаний.
Словарная работа.
- Разгадайте ребусы, запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы. (Народ, солдат, столица, Москва, Россия, родина, патриот) СЛАЙДЫ 3- 9.
- Кто может объяснить значение последнего слова? Обратимся к толковому словарю. (Дети читают толкование из словарей).
(Патриот - патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.)
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
- Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, своими знаниями.
Орфографическая минутка
- Разгадайте ещё один ребус. СЛАЙД 10. Запишите предложение. Подчеркните орфограммы. (Столица России – город Москва.)
III. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на пары слов, записанных на доске. СЛАЙД 11.
Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, коньки – фигурист, шахматы – шахматист.
- Что вы можете о них сказать? (Это имена существительные, одушевлённые и неодушевлённые, однокоренные, кроме коньки – фигурист, объединены темой «Спорт»…).
- Прочитайте одушевлённые имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
- Прочитайте неодушевлённые имена существительные. На какой вопрос они отвечают?
- Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?).
- В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
I - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос кто? Морские коньки всегда ходят парами.
II - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос что? Мне купили коньки.
- Мы сегодня продолжим изучать имена существительные.
- Какие слова мы называем именами существительными? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными).
- Приведите пример.
- На какие две группы можем разделить все слова имени существительного? (Одушевлённые и неодушевлённые. Например: кто? – медведь, что?- книга)
- Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.
- Вспомните правила тётушки Совы. (Дети рассказывают правила про одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
СЛАЙД 12.
IV. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
С.50 у.85 (1 ученик работает у доски). Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их. Обозначьте в словах ударение. Составьте предложение с одним из слов и запишите его.
2. Самостоятельная работа в карточках.
Разноуровневые задания с дифференцированным подходом. Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1 карточка (красного цвета).
Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд.
ЧТО? КТО?
2 карточка (жёлтого цвета).
Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа – шофёр.
Пишет в газеты, статьи и записки
Мама – писатель журналистка.
3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.
Паук, комар, стрекоза, паутина.
Мальчик, девочка, коньки, снежки.
Карась, окунь, щука, рыбак.
V. Физкультминутка
Игра «Кто или что?»
Если услышите одушевлённые имена существительные, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите неодушевлённые имена существительные, похлопайте за спиной.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.
VI.Закрепление изученного материала
Работа в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ
АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ
- Какие слова нашли?
Фронтальная работа по вариантам.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? (Белка, рыбка, гусеница).
- Какие слова выписал II вариант? Почему? (Радуга, компьютер, трава).
- Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?
- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?
- Составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? и предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? (Устно) У трактора сильные гусеницы и сильный двигатель. Гусеницы питаются листьями.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Я предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, посмотреть чему вы научились.
Карточка
Имя существительное.
•Имя существительное обозначает ________________
•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________
•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________
•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________
- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны
"!" - Урок полезен, всё понятно.
"!" - Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
"-" - Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
VIII. Домашнее задание
С.51 у.86, повторить правила.
! Если останется время.
Составить СИНКВЕЙН к слову патриот.
- Патриот
- ____________________, __________________.
- ___________________, ___________________, ____________________.
- ____________________________________________________________________.
- _____________________.
1.Патриот.
2.Преданный, любящий.
3.Защищает, любит, гордится.
4. Патриотом быть – Родину любить.
5. Защитник.
Интернетресурсы:
http://открытыйурок.рф/
http://kladraz.ru/blogs/blog20960/
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? | 1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? |
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? | 1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? |
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? | 1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня, песок, верблюд. ЧТО? КТО? |
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. | 2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. |
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. | 2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. |
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. | 2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий. Дрожит мостовая и воет мотор – Это к нам едет папа – шофёр. Пишет в газеты, статьи и записки Мама – писатель журналистка. |
3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. | 3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. |
3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. | 3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. |
3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. | 3 карточка (зелёного цвета).
Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные. Паук, комар, стрекоза, паутина. Мальчик, девочка, коньки, снежки. Карась, окунь, щука, рыбак. |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Имя существительное •Имя существительное обозначает ________________ •Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________ •Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________ •Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________ |
Найди 6 слов и обведи их в овал. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ |
Найди 6 слов и обведи их в овал. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ |
Найди 6 слов и обведи их в овал. ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1. Формирование понятия «одушевленные...
Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."
Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...
Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Данная презентация является фрагментом к уроку руского языка "Несклоняемые имена существительные". В конце урока использую музыкальную композицию из коллекции Уроки Р...
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные
Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...